Человек как атом и космос 14 января 2018

ЧЕЛОВЕК КАК АТОМ И КАК КОСМОС — 14.01.2018

#ИванЕвремов #ВладимирСавченко #СтивенХокинг #пустотность #бодхичитта #буддство #тёмнаяматерия #теориясверхструн #darkmatter #superstringtheory

С большим удовольствием читаю сейчас советских фантастов, в частности, Владимира Савченко. Он умер относительно недавно, в 2005 году. Есть такой штамп «их идеи определили своё время», но думаю, что, возможно, их идеи были под стать их времени. Идеи о полётах к звёздам, о лучшем человечестве, о братстве народов. Это мы сейчас деградировали. Вы знаете, возможно, что «Час быка» Ивана Ефремова признан сейчас не просто научно фантастической повестью, а оной из очень важных антиутопий, раскрывающих суть социальных процессов, и почти что отнесён к важнейшим книгам XX века. Так и Савченко высказал ряд идей, ряд которых стали разрабатываться позже.

Вот, например, в маленькой повести «Пятое измерение» он говорит о мультиверсе, то есть многовариантной Вселенной, хотя и не называет её так. После Стивена Хокинга идея мультиверса стала почти общим местом, но во время Савченко она никак не была общим местом.

Я бы хотел, впрочем, обратить внимание на две других идеи Савченко, близкие буддизму. Возьмите его идею о том, в частности, что отдельных вещей с мире не существует. Есть одна непрерывная протяжённость пространства-(перво)материи. В этой протяжённости мы для нашего удобства выделяем вещи. Но, строго говоря, разве можно сказать, где кончается вещь? Просто одни атомы сменяются другими. Но если в стене красный кирпич сменяется кирпичом желтоватого цвета, мы ведь не считаем, что стена кончилась, какой смысл делать так применительно к атомам чашки и воздуха, который её окружает?

Это именно то, о чём говорят сутры Праджня Парамиты и толкования на эти сутры, когда они говорят о несамобытийности вещей и о том, что, фактически, в абсолютной смысле слова нет ни одной взаимообусловленной вещи, что любое существующее «силой другого» (шенванг) пустотно от самосуществования.

Кто-то спросит: а как быть с космическим пространством, в котором атомов вовсе нет? И здесь другая крайне любопытная мысль Савченко. Он считает, что атомы – это и вовсе частный случай материи, точней, единой материи-пространства, более того, её крайний случай, до которого материя дозревает совсем не во всякой галактике. Да и их самих никак нельзя называть чем-то обособленным  и независимым. Это, скорее, некие сгущения, уплотнения, волны вакуума, который, впрочем, тоже не вакуум, это слово здесь тоже никак не подходит…

Можно видеть здесь спекуляцию, псевдонауку — а можно и задуматься. Ведь например, в научный обиход вошёл термин «тёмная материя», dark matter. Появился термин «теория сверхструн», или superstring theory. Да, все эти теории существуют пока в качестве гипотез, но их никто не отметает, отмахиваясь от них, как от псевдонаучных.

Зачем я говорю об этом и какое этическое измерение все эти теории могут иметь? Ведь, с одной стороны, что толку в науке, если она не усовершенствует человека? Но, кстати, это усовершенствование касается, кроме прочего, масштаба нашего взгляда на мир. Если, к примеру, мы хоть изредка будем думать о том, что создаются и разрушаются звёзды и планеты, о том, что в соседней галактике происходят вспышки сверхновых звёзд, которые оказывают влияние на скорость распада радиоактивных частиц здесь, на Земле — и это из соседней галактики! — тогда все наши бытовые проблемы вроде покупки шубы не то чтобы исчезнут сами собой (никуда они не исчезнут), то хотя бы обретут свой истинный масштаб, а их вселенский масштаб достаточно мелок.

Но есть и другой вывод. Отчего бы нам не приложить эту идею о бессмысленности выделения отдельных частиц к человеческому существу тоже?

Как галактики достигают крайней точки, так и общество в своём развитии как будто достигло крайней  точки, в которой человек атомизирован, то есть каждый существует сам за себя. Но этот атом совсем не самодостаточен. Человек даже мельче атома: он что-то вроде элементарной частицы, так как ему нужна частица противоположного заряда, человек другого пола. Мы, впрочем, думаем, что мы самодостаточны, и живём поэтому только своими интересами. А современный культ потребления нам активно навязывает эту мысль. Но элементарной частице достаточно сложно добиться счастья в одиночку, она

Теперь вообразим себе, что мы живём, к примеру, не интересами только себя, а хотя бы интересами коллектива, общины из семи человек, причём не декларативно, а на повседневном уровне. Тогда наши собственные неприятности будут только одной седьмой наших неприятностей, и тогда в их случае мы будем иметь в семь раз больше сил и в семь раз больше источников их преодоления.

Чем больше та общность, ради которой живёт человек, и чем больше он отдаёт себя этой общности, тем более крупной частицей он становится.

В этом смысле бодхичитта — это совсем не абстрактное возвышенное и несколько глуповатое в своём идеализме желание. Бодхичитта — это своего рода вселенский предел общности со всем живым, которого может достичь человек. В этом смысле человек перестаёт быть человеком — элементарной частицей и становится человеком-вселенной. Я, конечно, говорю о полностью реализованной бодхичитте, не просто о вдохновенной, и о полностью реализованном буддстве, когда мы чувствуем, что в нас сходятся все сверхструны, которым можно коснуться всего бытия. Как странно, что некоторые (псевдоправославные) пропагандисты или учёные до сих пор называют Нирвану «полным угасанием», и думаю, что невозможно представить себе ничего более далёкого от Нирваны.

Этот путь ко вселенской общности со всем живым начинается с первого шага самых простых практик порождения бодхичитты традиции Махаяны. Вот именно так мы должны глядеть на религию: как на дверь, открывающую дверь во вселенную, а вовсе не как на дверь в чулан, где свалено «исторические наследие наших предков», пересыпанное нафталином. Вообще, когда мы презрительно относимся к людям прошлого, мы должны понимать, что очень часто не стали с ними вровень: ни с людьми шестидесятых годов прошлого века, ни с аскетами двенадцатого века. Но, впрочем, у нас ещё есть шанс это сделать. Пока мы не умерли, шанс всегда имеется.


Рецензии