Дешёвые истины 7 января 2018

ДЕШЁВЫЕ ИСТИНЫ — 07.01.2018

#миссионерство #просветительство #проповедь #lite-буддизм #хлам #потребительствоврелигии #Адьяшанти  #негонялсябытыпопзадешевизной #гомсексуализм #педофилия

Глубоко убеждён, что религиозные истины нужно излагать в специальных местах и специальным религиозным языком (тем самым языком, от которого современному потребителю информационного мусора становится скучно до судорог, и он поскорей листает дальше), а в идеале — вовсе нигде не публиковать их, лишь пояснять устно.

«А Балда приговаривал с укоризной: // “Не гонялся б ты, мой друг, за дешевизной!”» Как известно, Балда у Пушкина говорит это попу, то есть клирику, нашему брату. Чем кончилась погоня за дешевизной для попа из известной сказки, хорошо известно: «С третьего щелчка вышибло ум у старика». Сказка, конечно, некрасивая и глубоко антицерковная, но надо и нам прекратить гоняться за дешевизной, разыскивая мудрости, упаковывая их в красивую обёртку (эта упаковка заключается в том, что перескажем древние мудрости своими словами да прилепим к ним картинку) и публикуя где ни попадя в тщетной надежде «способствовать таким образом распространению Учения». Никакому религиозному просвещению мы таким образом, боюсь, не способствуем. Способствуем потребительству в религии.

Вот несколько свежих примеров.

«Один из самых полезных жизненных навыков — это умение быстро забывать все плохое: не зацикливаться на неприятностях, не жить обидами, не упиваться раздражением, не таить злобу. Не стоит тащить разный хлам в свою душу. Будда» Найдено где-то в Сети; любой желающий найдёт самостоятельно.

В какой же именно сутре Пробуждённый сказал «не зацикливайтесь на неприятностях и не тащите хлам в свою душу»? Может быть, кто-нибудь даст ответ?

Может быть, Победитель греха изрёк заодно и ещё пару бесспорных ванильных мудростей вроде: «Если любишь — отпусти, если это твоё — обязательно к тебе вернётся»?

Не дают нам ответа, и не дадут никогда, нечего здесь отвечать… Проблема с этими куцыми истинами — не в том, что они ложь  (не всегда, хотя любая короткая истина — полуправда; даже предложение забывать всё плохое, вроде бы такое верное: как быть тогда, например, с историей своей страны, или её тоже забыть как "хлам»?), а в том, что совсем не обязательно их подписывать именем Просветлённого, иначе создаётся впечатление, что Просветлённый разговаривал языком современных психологических пабликов и журнала Cosmopolitan. Впрочем, один западный лама умудрился уже опубликоваться и в Cosmopolitan со статьёй «Десять уроков любви от…» Ну, Кармапа ему судья.

А вот пример истины настолько куцей, что в своей простоте она становится скорее ложью, чем правдой. Простота, как известно, бывает и хуже воровства. «Только то, что вы делаете сейчас, имеет настоящее значение». Тоже найдено где-то в Сети под заголовком «Десять мудрых уроков от Будды».

А как же сила Прибежища, сила покаяния, сила желания не совершать дурное отныне, шесть специальных противоядий, которые являются силами очищения прошлой кармы? Или прошлая карма совсем ничтожна, раз «только сейчас имеет значение»? Для человека-потребителя (духовных истин), разумеется, так, и очень удобно подвести под своё потребительство буддийскую основу.

Оставьте уже в покое Всеблагого, постыдитесь! Не говорил он этого всего!

А вот пример более сложный:

«Это очень важный момент — признать, что весь мир свободен — все имеет право быть таким, какое оно есть. До тех пор, пока вы не дадите всему миру свободу соглашаться или не соглашаться с вами, пока вы не дадите каждому человеку свободу любить или не любить вас, одобрять или не одобрять вас, смотреть на вещи так же как вы или по-другому — до тех пор, пока вы не дадите миру причитающуюся ему свободу, вы и сами никогда не освободитесь».

Цитата как будто принадлежит Адьяшанти, современному духовному учителю западного происхождения (родился в 1962 году в США под именем Стивен Грэй), первоначально дзенскому, а ныне уже «внесектарному, внешкольному и вне всяких религий».

Вопрос о том, можно ли стоять вне всяких религий (как и то, каким образом относиться к самому Адьяшанти) — вопрос совершенно отдельный. То, что времена Кришнамурти было смелостью, сейчас стало близким к пошлости по причине частотности. Вопрос цитаты Адьяшанти — вероятно, не вопрос о лжеучительстве. Мы здесь сталкиваемся с аскетической истиной, которая заключается в том, что бессмысленно ставить своё счастье в зависимость от внешних условий. Да только ведь верное в аскетическом смысле совершенно ложно в социальном. И гомосексуалисты, и педофилы хотят быть «такими, какие они есть» — отчего же им не позволить? Отчего же не дать им свободу «любить и не любить вас, одобрять или не одобрять вас», вести или не вести пропаганду свободной любви среди несовершеннолетних? А то ведь мы сами «никогда не освободимся». То, что русскому хорошо, немцу смерть, а то, что благотворно монаху, для мирянина иногда оказывается чистым ядом, как и наоборот.

А разве эта цитата публикуется во внутренней группе монастыря, закрытой для посторонних?

Но есть и другая горшая беда. Тогда человеку полезны аскетические истины, когда он уже сам одной ногой стои;т на их пороге. Истина должна соответствовать нашему опыту. Опыт происходит из событий жизни. События связаны с нравственными выборами. Иначе слова остаются просто словами, возвышенными, но к реальности отношения не имеющими. Бодхичитта, за которой нет действенного сострадания к людям, аскезы и внутренней готовности к подвигу сострадания, — это «бодхичитта сахарного тростника», мечтания мадам Хохлаковой, а не праведности. Что же происходит после чтения всех этих духовных истин? А то происходит, что человек принимает их за чистую монету и убеждается, что и сам стал «аскетом», «практиком», «йогином» или, не приведи милосердные учителя, «духовицем», раз он понимает смысл этих слов умом. Этот и есть дешёвая пластмассовая религия, это и есть религиозное потребительство. Это и есть lite-буддизм, lite-христианство и lite-всё-что-угодно-на-свете!

Не даст читатель популярного паблика миру «свободу соглашаться или не соглашаться с ним», пока мечется в погоне за сансарическими целями. Не даст в девяноста семи случаях из ста. А в тех трёх (удобных для него) случаях, когда даст миру эту свободу, помыслит о себе как о духовном человеке, который «нашёл путь», который, пожалуй, «уже пришёл», который, вероятно, и «есть сам путь, когда понимаешь, что не надо никуда идти».

Буквально сегодня утром меня спросили, что делать приятелю спрашивающего, который уже «попробовал» и христианство, и буддизм, и ни то, ни другое его не «удовлетворило». А разве буддизм или христианство — мороженое, что можно их попробовать? Ничего ему не надо делать, а пуще всего надо этому человеку перестать обманывать себя. Позорны те миссионеры, которые стараются заманивать в свою религию словно на красочное шоу и уговаривать слушателей «попробовать» словно пресытившегося клиента. Откуда возникают такие «неудовлетворённые пробовальщики»? Они возникают от нас, от горе-просветителей, которые по разным причинам стремятся «насытить пространство» дешёвыми религиозными истинами. Но дешёвая истина не насыщает ум! Она насыщает только человеческое тщеславие. Когда поймём это, тогда, надеюсь, возьмём на себя ответственность за любое поспешное и неуместное проповедничество.


Рецензии