Таинственное исчезновение

Сначала был только голос по телефону - резкий, решительный, прокуренный, с ярко выраженным британским акцентом.

...Теплой тропической ночью я одиноко брела по набережной к пирсу, как вдруг по телефону:
- Ольга, ты где? - да еще по-английски.

Откуда такая забота обо мне в чужом краю, на тайском острове?
Через несколько минут все прояснилось, и на пирсе я увидела обладательницу голоса: это была невысокая коренастая англичанка средних лет, в джинсах, в веснушках, с рыжим хвостиком на голове и цепким взглядом. Ее звали Джулия. Она напомнила мне не до конца состарившуюся Старуху Шапокляк, элегантную и хулиганистую, к тому же вокруг нее крутилась собачка Флосси.

Мистический звонок объяснился очень просто: Джулия по списку проверяла своих клиентов, будучи человеком заботливым и ответственным той ответственностью, на которую в Таиланде способны только фаранги, да и то не все. Кстати, фарангами тайцы называют белокожих иностранцев, если что.

...А если по порядку, то пару дней назад я купила в "трэвел-агенстве" путевку до границы с Малайзией, чтобы поставить печать в паспорт и таким образом продлить жизнь в Королевстве еще как минимум на месяц. Муж мой Саша в это время лежал в госпитале после аварии, а я состояла при нем.
В агентстве я ухитрилась поругаться с таксистом, который вроде как должен был меня привезти ночью к пирсу, но я заявила ему, чтобы глаза мои его больше не видели.
Вот почему от госпиталя пришлось мне добираться до берега самостоятельно.

...Так вот, Джулия возвышалась за пустым облезлым столом посреди зала ожидания с таким хозяйским видом, будто весь пирс - это ее личный офис.
К столу с противоположной стороны подходили по одному фаранги всех стран и подавали Джулии свои разноцветные паспорта, и та в каждый совала заполненный вкладыш для соответствующего оформления на границе, затем передавала паспорт тайцу, который стоял рядом с ней.

- Прывет, - сказала она мне, с лету определив национальность.
 
Выяснилось, что странного вида таец, коротконогий коротыш с огромной и чрезвычайно лохматой головой, - это ее супруг, он же компаньон фирмы "Визаран с Джулией", а еще наш шофер и гид по имени Сом.

Так я отправилась в это принудительное путешествие: паром, затем на минибасе до границы, ряд бюрократических манипуляций на таможне, а потом все то же самое в обратном порядке. Сон оказался отчаянным водителем, а местами просто каким-то автохулиганом: он ужасно гнал, и бедный минивэн мчался какими-то зигзагами, без конца кого-то обгоняя с риском для наших жизней.

На границе Сом лихо пролетел мимо поста, выпустил народ, пинком открыл дверь в служебное помещение и скрылся в нем. Вышел через три минут с пачкой наших паспортов, раздал всем и послал нас, ткнув пальцем вдаль:
- Гоу! Гоу ту Малэйжа!
"Малэйжа" была метрах в пятидесяти, и мы без особых проблем проштамповали наши паспорта на въезд в страну - и тут же на выезд, обойдя пост с другой стороны. Так я "побывала" в Малайзии.
Обратно Сом установил очередной скоростной рекорд, и мы еще до заката доплыли до острова.

В целом путешествие произвело на меня благоприятное впечатление. Однако нам с Сашей  предстояло решать проблему пребывания в чужой стране более основательно, тем более что Саша после госпиталя пока что не мог нормально передвигаться, а тем паче разъезжать по "визаранам".
Мы подумывали оформить туристическую визу, и я решила поинтересоваться в агентствах о ее стоимости.
В ближайшем же агентстве я получила ошеломляющую информацию:

- Зачем вам туристическая виза? Вы же можете оформить бизнес-визу сроком на полгода всего за восемь с половиной тысяч бат, и вам для этого не надо никуда ехать самим, - отдадите паспорта мне и через десять дней получите обратно с визой, - сообщила мне тайская дама с интеллигентным лицом и неглупым взглядом.

"Слишком хорошо, чтобы быть правдой", - подумала я, прихватив ее визитку.
На всякий случай решила заглянуть в соседние агентства. Так вот, все менеджеры поголовно предлагали лишь стандартные туристические визы с выездом, и стоили они гораздо дороже.

Я снова навестила Тасани - так звали тайскую юристку. Она уверенно продемонстрировала мне и лицензию, и статью в бизнес-журнале о своем агентстве "Драгон", и, что самое убедительное, пачку красных паспортов, которые ей доверчиво вручили наши соотечественники.
Это решило дело, и мы отнесли ей наши паспорта вместе с деньгами.

...На следующее утро меня взбудоражил странный телефонный звонок:

- Ольга, у вас проблема с паспортом, - предупредил смутно знакомый хрипловатый голос, безуспешно поясняя мне суть этой проблемы на ускоренном английском.

Недолго думая, я бросилась в офис фирмы Тасани. Хозяйки на месте не оказалось, зато за главным столом я увидела... Джулию. Напротив нее сидела русская блондинка и возмущалась по-английски:
- Но она же профессионал, почему же она мне не сказала...
- Ольга, вы должны немедленно ехать на визаран и захватить деньги для штрафа за оверстей, - спокойно, но жестко повторяла Джулия, игнорируя наезды той на отсутствующую Тасани, как я уловила.
- Вы мне звонили? - вставила я.
- Ноу, - удивилась Джулия.
Тогда я показала ей телефон с тремя шестерками на конце:
- Ваш?
- Мой, - еще больше удивилась Джулия и вдруг поняла: - Сорри, я перепутала вас с другой Ольгой из России! Вот у нее действительно проблемы.
- Значит, у меня их нет?! - страшно обрадовалась я.
Джулия успокаивающее покачала головой, послав мне воздушный поцелуй.

...Да нет, проблемы с паспортом у меня все-таки были.
Ни через десять дней, ни через три недели, ни через полтора месяца Тасани не вернула нам паспорта.
- ...Что вы хотите - в стране революция, даже банки не работают, - оправдывалась она.
- ...Что вы хотите - в Исландии землетрясение, даже самолеты не летают!

Видимо, все это было как-то связано с нашими визами, успокаивали себя мы, ожидая окончания революции и прочих катаклизмов.

На исходе второго месяца вдруг мне позвонил соотечественник:
- Это вы заказали визы через Тасани? Так она попросила меня предупредить вас, чтобы вы никому не говорили, что делаете нелегальные визы. Если что, скажите, что отдали паспорта в залог за отель, например.
- Э-э-э...

Так мы обнаружили, что попали в историю с нелегальными визами...

...Не прошло и двух(!) месяцев, как Тасани вернула нам паспорта.
- Сорри, дело в том, что Ольге поставили полугодовую визу, а Александру годовую! Нечаянно. Так что за полгода ему придется доплатить, окей?

Мы раскрыли паспорта и не поверили глазам своим: на визе черным по белому стояло "Марсель", - вроде как мы слетали во Францию и там в тайском посольстве якобы получили долгосрочные визы. Все бы ничего, но у нас даже нет Шенгенской визы, чтобы попасть во Францию. Интересно, Тасани в курсе, что русских просто так не впускают в Европу?
- Это правильная виза? - усомнились мы.
- Оф кос! - уверяла тайка, честно глядя на нас.
Собственно, мы не планировали болтаться в Тае еще целый год, но раз уж так вышло, решили пойти по пути наименьшего сопротивления.

Раз в три месяца полагается пересекать границу Таиланда и активировать бизнес-визу. И вот тут-то мы поняли, что с нашими визами не все так чисто.
Тасани отправила нас к Джулии, и та, проверив наши печати, потребовала с нас лишних четыреста батов - на взятку офицеру. И вообще предупредила, чтобы имели дело только с ее фирмой, чтобы не иметь неприятностей на таможне.
А в конце путешествия Сон подошел к нам и вручил визитку фирмы "Визаран с Джулией", при этом сообщил, что если будем обращаться напрямую, то будет приличная скидка.
- А как же Тасани? - зачем-то спросила я.
- Ноу Тасани! - недовольно повысил Сон свой визгливый голос. - Онли Джулия!

Так мы поняли, что Тасани и Джулию связывают странные, не такие уж безоблачные отношения.

С тех пор по поводу визовых проблем мы обращались только к Джулии. Она назначала встречи почему-то не в офисе, а у входа в буддийский храм, к которому подъезжала на своем огромном ландкрузере с мощными колесами.
Мы все садились за садовый столик под тенистый манго величиной с тополь, Джулия принимала у нас паспорта, деньги, выписывала квитанции, заполняла таможенные листки.
Как-то к слову поведала она нам о художествах Тасани.
- Вы знаете, у нескольких иностранцев недавно были проблемы при проходе через границу в Камбоджу. В Малайзию еще можно пройти через некоторые переходы, а на камбоджийской границе такие визы расценивают, как фальшивые. Тасани позвонила мне: Джулия, помоги! Я сделала все, что могла. Но сколько можно! Она беспокоится только о деньгах и совсем не думает о людях.

За поддельную визу хозяину паспорта вообще-то полагается тюрьма. После вмешательства Джулии в подобную ситуацию несчастному фарангу удалось отделаться взяткой, но с него содрали аж пятьдесят тысяч батов. Вернувшись, он нагрянул к Тасани с претензиями, типа, из-за тебя я попал на бабки, с тебя причитается, так она выгнала его из офиса: мол, впервые тебя вижу.
- Уже минимум три человека на острове пригрозили убить ее, - понизив голос, сообщила нам Джулия.
Тасани срочно поменяла местоположение офиса, но не прикрыла свою деятельность.

...А вскоре мы и сами влипли в препротивную историю из-за этих печатей.
Когда Саше предложили работу в новом дайвцентре с легальным трудоустройством, вместо того, чтобы обрадоваться, тот растерянно почесал в затылке: придется засвечивать фальшивую визу в официальных структурах, и еще неизвестно, чем это обернется. Страхи на тот раз оказались напрасными - на Сашин паспорт совершенно спокойно выписали "ворк пермит", то есть рабочее разрешение.
А вот мне повезло меньше.

...Поскольку мы жили на втором этаже дайвцентра, я постоянно тусовалась в офисе, на первом этаже. Как-то раз даже прикорнула на диванчике, пока все были в отъезде.
Врагу не пожелаю такого пробуждения: я проснулась от того, что меня тряс за плечо таец в форме туристической полиции, другой стоял рядом.
- Вы находитесь в открытом офисе, следовательно, вы здесь работаете, - заявили полицейские. - Предъявите рабочее разрешение и паспорт.
- Я не работала, а спала здесь, - резонно возразила я.
Я не знала, что по закону я не имела право даже находиться одна в открытом офисе, что уже расценивается как доказательство нелегальной работы.
Но когда я показала свой паспорт, к этому добавилось еще одно отягчающее обстоятельство - фальшивая виза, которую полицейские моментально определили.
- У Тасани паспорт делала? - понимающе улыбнулся один. - Очень плохо, - и протянул мне телефонную трубку с переводчиком на том конце провода.
- Плохи ваши дела, - сообщил мне невидимый соотечественник, он же волонтер туристической полиции. - Вам грозит тюрьма. Но если вы заплатите двадцать тысяч бат, то вам вернут ваш паспорт.
- У меня сейчас нет...
- Найдете. Потом позвоните, мы с вами договоримся о месте и времени встречи, и вы передадите деньги мне, - спокойно и равнодушно транслировал парень текст, который уже повторял много раз.
"Интересно, сколько из них ты возьмешь себе?" - подумала я.
Тем временем полицейский сунул мой паспорт в карман, и оба отбыли.

Вечер в дайцентре прошел в дебатах на тему вызволения моего паспорта и в телефонных переговорах с волонтером, увы, не результативных.
На следующий день сумма возросла, а еще через день "доброволец" объявил менеджеру, что у тайцев терпение кончилось, и меня собираются арестовать(!).

...Два дня я скрывалась у друзей.
И тут произошло чудо: нас с Сашей пригласили сняться в кино про цунами в качестве статистов. Стоит ли упоминать о том, как кстати пришлось это предложение! Мы с Сашей срочно уплыли на материк и неделю провели в многотысячной и многонациональной толпе киношников из Голливуда и иже с ними.
Перенервничали изрядно, ожидая вестей с острова от нашего менеджера. В промежутках между дублями в качестве запасного варианта мы уже было запланировали мое невозвращение на Самуи. Решили, что после съемок из Као Лака я поеду прямо в Бангкок, чтобы заявить в российском посольстве о пропаже паспорта, и по справке улечу в Россию. Все же лучше, чем сидеть в азиатской тюряге.
Мы даже позвонили российскому консулу. Переговоры с ним нас крайне разочаровали.
- Я, конечно, могу прилететь на Самуи, чтобы разобраться, но ведь у вас там беспредел, и от моего вмешательства будет только хуже, - он напомнил мне Доктора из гоголевского "Носа": "Я, конечно, могу приставить вам нос обратно, но, поверьте, так лучше". - А что у вас с паспортом?
- Да там какая-то косячная виза, - пожаловалась я. - Ее, знаете, в Марселе делали...
- Я вас умоляю, при чем тут Марсель? Ее шлепнули где-нибудь в Малайзии! Вы прям как дети!
- Да вы что! - испугалась я. - А нельзя ли нам потом как-то поменять паспорта?
- Поменя-ать? - озадачился консул. - Но ведь это будет означать, что мы покрываем преступление! Вы уж езжайте в Россию и там меняйте сами, - сказал консул, а сам, как позже выяснилось, занес нас в "черный список". Помог...

В общем, мы поняли, что от соотечественников помощи ждать бесполезно.
Но все и так разрешилось: менеджер дайвцентра подключил к делу тайского лойера, то есть адвоката, и тот вызволил мой злополучный паспорт. За деньги, безусловно, но все-таки сумма оказалось в два раза меньше, чем та, что требовал волонтер. Вот когда пригодился гонорар за съемки в кино!

В общем, не ужас-ужас, тем не менее нам все это не понравилось.
- Срочно езжайте в Россию и меняйте паспорта, - советовала нам Джулия. - Пока ставите штампы через мою компанию, все будет нормально, но жить здесь с такими паспортами опасно.

Конечно, первое, что мы сделали, прилетев в Россию, так это запустили процесс замены паспортов, поэтому рано или поздно снова оказались в Таиланде.

Джулия объяснила нам, что туристические визы нам обойдутся дороже, и что самое удобное для нас - это через ее компанию ежемесячно ездить на "бордеран" (ставить простой штамп на границе).
Она же нам сообщила, что после неудачи с "марсельской" визой Тасани пришлось искать новый выход. Теперь "бизнес-визы" печатали якобы в тайском посольстве в Малайзии.
- Она до того обнаглела, что слово "Малайзия" на ее визе напечатано с ошибкой: Malayisa вместо  Malaysia, - саркастически усмехнулась Джулия. 

...Сколько уж раз мы пересекали границу в эту Малайзию, - не счесть. Маршрут был отработан до мелочей. Ночью мы выходили на перекресток, вставали под ворота храма и ждали такси. Обычно на перекрестке уже торчал какой-нибудь фаранг.
- Визаран с Джулией? - спрашивали мы его. Или он нас.
Подъезжало такси, из него выглядывал знакомый тайский таксист и произносил эти же заветные слова:
- Визаран с Джулией? - и мы хором загружались в машину.
Правда, однажды из окошечка выглянул другой таксист, и сбой тут же сказался на безупречности процесса: парень уже насажал было в такси русских от чужой компании, в то время как наши бедолаги с условленного места уже в панике названивали Джулии, - дескать, их не забрали.

Джулия не любила нештатные ситуации.
...Как-то раз - это произошло тогда, когда у нас с Сашей "визараны" не совпадали - рано утром меня разбудил голос Джулии:
- Ольга, где твой муж?
Я спросонья облилась холодным потом.
- Он же уехал на визаран... Что случилось?!
- Сон позвонил, что он не приплыл на материк. Ты можешь по телефону выяснить, где он?
Трясущимися руками я набрала номер:
- Что случилось? - пробормотал сонным голосом мой муж.
- Ты где?!
- Где, где, на корабле, где мне еще быть, - заворчал он.
- Ты не на том корабле: все уже давно приплыли! Срочно звони Джулии, вот ее номер...
Короче, Саша действительно загрузился не на тот паром, поэтому приплыл в порт Дансак на полчаса позже. Однако Сом принципиально не стал его ждать: это противоречило его спортивному интересу завершить "визаран" в рекордные сроки. Джулия перезвонила Саше и не терпящим возражение тоном велела возвращаться не солоно хлебавши, затем объявила ему, что на новую поездку можно записаться только через два дня, но чтобы он имел с собой деньги на оплату штрафа "оверстей". Вот так, ничего не поделаешь.
С тех пор на брифинге перед поездкой Джулия особо заостряла внимание, на каком именно боте все плывут.

А Сом ставил один скоростной рекорд за другим. Как-то раз мы успели аж на четырехчасовой обратный паром. Раз от разу "визараны" становились все компактнее, а места в микроавтобусе все дефицитнее. Приходилось записываться аж за полмесяца вперед и проплачивать заранее.
В дороге случались происшествия: Сона нередко задерживала полиция. В чем была проблема, мы не усекли. Но предполагаем, что это либо превышение скорости, либо какие-то технические неисправности автомобиля.

Однажды Сон долго-долго объяснялся с полицейскими, требовавшими предъявить права. Сон держал в руке какой-то полиэтиленовый пакетик с корочками и пластиковыми карточками, однако  почему-то не торопился оттуда доставать права. Пассажиры, среди который в тот раз было полно австралийцев и англичан, с неподдельным интересом следили за спором. Полицейские злились, Сон упирался, наконец, порывшись в пакете, все же достал какую-то пластиковую карту. Власти, мельком глянув на карточку, дали отмашку и с облегчением отвернулись от зануды.
Сон, отъехав на приличное расстояние от них, не оборачиваясь, помахал правами и громко заявил:
- От мотобайка! - и под общий хохот удовлетворенно спрятал обратно в мешочек.
Так что спортом для него была не только скорость, но и дорожные игры "кто кого перехитрит".
 
От делать нечего на "визаранах" люди охотно знакомятся, завязывают полезные связи, узнают важную бизнес-информацию или последние островные сплетни. Джулия даже завела обычай сажать людей одной национальности рядом, чтобы скрасить им путешествие.
Стресс от "визаранов" давно исчез, все шло по накатанной.
Вот я звоню Джулии, та назначает мне встречу в храме, чтобы забрать деньги, через час я жду под Буддой знакомую "крутую тачку", буквально на ходу передаю Джулии деньги - уже безо всякой квитанции, она кричит мне:
- Увидимся на пирсе! - и не выключая мотора, послав мне воздушный поцелуй, исчезает.
Как выяснилось, навсегда...

... Накануне поездки позвонила девушка Даша, с которой мы познакомились на предыдущем "визаране", и с тревогой сообщила, что Джулия не выходит на связь, но мы с Сашей только рассмеялись:
- Не волнуйся, Джулия - это кремень, все будет, как в аптеке, мы уже несколько лет ездим только с ней.
- Да-а? - с сомнением протянула девушка.

Мы встретились ночью на перекрестке.
- Ну что, успокоилась?
- Не совсем.
Как вдруг около нас остановилось такси.
- Ну вот, а ты боялась! - мы радостно бросились к машине.
Из окна высунулся незнакомый таец.
- Визаран с Джулией? - уточнили мы.
- Ноу, - удивился он.
- Пора звонить, - мы принялись набирать номер, однако номер был заблокирован.

Когда уже стало ясно, что нас кинули, и что никакое такси не приедет, и даже если приедет, то мы не успеем к парому, мы побрели домой.

Выспавшись, на свежую голову мы приступили к ускоренному сбору информации о том, как самим ехать на "визаран", каким автобусом, где покупать билеты, как добираться до границы.
Это было первое наше самостоятельное путешествие, и оно оказалось значительно дешевле, чем через компанию.

А потом мы попытались разузнать о Джулии, но безуспешно. Казалось, ее знал весь остров, а тут людям словно кто-то стер всю информацию из памяти. Даже на пирсе, где она каждый день отправляла по толпе фарангов, ни одна кассирша ее не вспомнила. Мы обнаружили сайт компании "Визаран с Джулией" в интернете, но там был указан только тот телефон, который в настоящее время был заблокирован. Местонахождение офиса определить было невозможно, потому что там значится несуществующий адрес.

"Не объявилась ли эта авантюристка?" - спрашивала через Фейсбук Даша, переехавшая на Бали.

И все же что-то мне мешало поверить в то, что Джулия оказалась обычной авантюристкой, присвоившей наши три копейки и бросившей годами налаженный процветающий бизнес.
- Что-то случилось, - предположила я. - Мне не нравится, что телефон не отвечает.
- Да, здесь так: если телефон молчит, то или убили, или посадили, - согласился Саша.
Мы не чувствовали обиду на Джулию, хотя три с половиной тысячи бат для нас тогда были внушительной суммой. Гораздо больше мы переживали из-за нее самой.

Мой телефон так сильно косячил крайние пару месяцев, что я собралась поменять сим-карту. Просматривая информацию на мобильнике, вдруг я увидела прежде незамеченное мной смс-сообщение: "на этот номер звонила Джулия", и дата - примерно за неделю до нашего несбывшегося "визарана".
"Вон оно что... Она хотела вернуть деньги, но я не взяла трубку, - сообразила я. - Бедная Джулия! Никакая она не обманщица".
Но что же случилось?

...Об этом мы узнали только через несколько лет из того же Фейсбука.
Оказалось, минивэн Сона попал в автокатастрофу, и куча людей, среди которых было много русских молодых ребят, серьезно покалечились, вплоть до переломов позвоночника. Их отвезли в Хатьяйский госпиталь, но проблема состояла в том, что ни у кого из них не было страховки. Имел ли права на вождение Сон, остается только гадать.
В общем, успешный семейный бизнес рухнул в одночасье, а с ним и поменялась вся жизнь. Похоже, Джулии пришлось срочно бежать из Таиланда, бросив все, в том числе и Сона.

...Много воды утекло с тех пор.
Мы долго перебивались штампами, затем, наконец, нашли работу и оформили бизнес-визу. Правда, все получилось не с первого раза, поскольку вначале нам в посольстве по ошибке шлепнули в паспорт образовательную визу. Что тоже не так уж плохо, а главное - вовремя: в Таиланд хлынул поток русских, и правила въезда по штампу ужесточились.
Во всяком случае больше мы ни разу не обращались в "трэвел-агентства", отныне путешествуем самостоятельно и даже вошли во вкус.

Ко Самуи
2012


Рецензии