Ригведа о Великой Птице, геоглифе на Урале

Один из создателей «полярной теории» происхождения индоариев Бал Гангадхар Тилак (1851–1920 гг.)сделал вывод, что обитатели прекрасной страны – мифической прародины ариев Айрьяна Ваеджо (упоминается в «Авесте»), или Арьяварты (Веды), – пришли с севера.
Они почитались в Индии как мудрейшие Учителя или Боги. Свои выводы он изложил в книгах «Орион» и «Арктическая родина
в Ведах».
Действительно, в  Ведах и «Авесте» – эпических сказаниях индоариев – множество преданий гласит о земле «Хаир» и странах Северного и Южного Хайрата как первых
государствах на нашем материке. Слова «Хаир», «арии», «Хараити» имеют общий корень. Хараити – это, возможно, древнейшее название Уральских гор.
В последние два десятилетия на территории Южного Урала были обнаружены
уникальные памятники культуры: крепость Аркаим близ Магнитогорска и поселение
Синташта. А также геоглифы  Зюраткульский лось в Челябинской области и Мировая утица – в Свердловской.
Многие специалисты – и отечественные, и зарубежные – считают, что эти древнейшие культурные памятники  принадлежат одной из древнейших групп индоиранских - арийских - племён.
Существуют сведения о связи Южного Урала с Грецией микенского периода и
о посещении Рипейских (Уральских) гор героями произведений Аристея,
Эсхила, Геродота, Страбона и Плиния.
Аристей (VII век до н.э.) из Проконнеса, отправившись в путешествие с
берегов Понта (Чёрного моря), достиг, по его утверждению, страны длинноволосых исседонов, одноглазых аримаспов и гипербореев. Современный немецкий исследователь Рихард Хеннинг в своём труде «Неведомые земли» говорит, что страну исседонов следует искать на берегу реки Исеть на Среднем Урале. А поселения аримаспов расположены ниже, т.е. на
территории Южного Урала.
В древнегреческих произведениях реки, «текущие в золотых руслах», и золото, которое стерегут грифы, связываются с Рипейскими (или Рифейскими) горами.
Дальше, за горами, помещали море (океан) и
«славившийся баснословными чудесами» народ, называемый гипербореями.
Вот что пишут об этих землях античные авторы. Геродот со слов Аристея
утверждает:
«Над исседонами живут одноглазые люди – аримаспы, над аримаспами – стерегущие золото грифы, а еще выше – гипербореи,
простирающиеся до моря». .
Термин «Рипы», «Рипейские горы» обычно считают греческим. Не смотря на то, что признавалось:  само представление об этих горах грекам пришло из Скифии. С давних пор предлагались различные интерпретации этого названия. Например, от греческого слова «рипе» — «полет», «напор», «порыв» ветра. Сравнивали его и с некоторыми топонимами самой Греции. Современные ученые часто приводят такие параллели. Безусловно, подобные созвучия не могут служить доказательством греческого происхождения названия Рипейских гор. Даже при условии, что у некоторых античных авторов оно и могло ассоциироваться с греческими словами и представлениями.
В хорошо известной советскому читателю книге Г. М. Бонгард-Левина и  Э. А. Грантовского. «От Скифии до Индии». (М.: Мысль, 1983.) звучит следующая интерпретация.
 ..«Рипе» в значении «порыв» (ветра Борея) увязывалось с Бореем, якобы обитавшим у Рипейских гор. Но это, очевидно, лишь вторичное осмысление, не имевшее отношения к происхождению самого названия гор — «Рипейские». Подобным образом и древнее название народа — гипербореи, первоначально не связанное с именем Борея, затем часто понималось как «народ, живущий выше обиталища Борея». Существовали и другие толкования имени гипербореев, основанные на бытовавших представлениях об этом народе. Так, некоторые античные ученые предлагали греческую этимологию, связывая данное название с понятием долголетия — «живущие свыше срока человеческой жизни». Точно так сам факт осмысления греками названия «Рипы» — «Рипейские горы» еще не доказывает его греческого происхождения. Характерно, что оно засвидетельствовано впервые лишь в сочинениях тех античных авторов, которые уже имели реальные сведения о Скифии и заскифских областях... Софокл знал предания о пещере Борея, логограф Дамаст располагал сведениями об исседонах, рассказами об аримаспах, заснеженных Рипейских горах, Северном море за ними. Читаем далее в легендарной книге советсаого пеииода у Бонгард- Левина:
«...Однако независимо от того, каково происхождение названия «Рипейские», «Рипы», само представление о великих северных горах существовало в местной скифской традиции и еще много ранее — в общеарийской. Эти представления, как мы видели, отражены в религиозной и эпической литературе древнего Ирана и Индии. В Иране они зафиксированы уже в ранних частях «Авесты», в Индии широко засвидетельствованы в эпических сочинениях. Они, безусловно, существовали у индоариев уже ко времени их прихода в Индию. У нас есть все основания полагать, что представления о великих северных горах нашли отражение и в древнейшем письменном памятнике древних индийцев — «Ригведе». Правда, ее гимны чрезвычайно трудны для понимания и часто по-разному трактуются древними комментаторами и современными учеными. Среди тех текстов «Ригведы», в которых, очевидно, можно найти отражение древнейших преданий о великих горах арийской мифологии, особый интерес представляет отрывок гимна в честь Агни, одного из главных божеств «Ригведы» (5-й гимн III книги).»
И вот, внимание(!), теперь настало время привести это самое главное место в Ригведе в переводе Бонгард-Левина. Вот оно, эхо веков:
«...Агни, бог огня, - пишет Бонгард-Левин, - приносящий богам жертвы и возлияния, «защитник сомы», прославляется в гимне как освещающий мрак, благой певец, покровитель дома, он уравнивается с Митрой и Варуной, называется «Митрой речных потоков и гор». Затем мы читаем:
«Он (Агни) охраняет желанную вершину Рипы, место Птицы;
он, бодрый, охраняет путь Солнца;
он, Агни, охраняет в центре (буквально «на пупе») Семиглавого;
он, превосходный, охраняет веселье богов».
Данный отрывок относится к числу неясных, плохо понятных текстов «Ригведы». Его переводы различны, трактовки противоречивы, но смысл отрывка может быть раскрыт достаточно определенно в связи с индоиранскими представлениями о священных горах.»
Вот так.
Автор известнейшей книги утверждает, что «Упоминаемое в первой строке слово «рипа» (или «рип») исследователи «Ригведы» обычно переводят как «земля». Но и при таком толковании в данной строфе должна, очевидно, идти речь о каком-то известном месте, с именем собственным, возможно – горе или горной вершине («вершина, пуп земли»).»
Итак, удивительнейший текст Древней Книги  сохранил указание на следующие отличительные черты этого уникального места:
1. Там пребывают птицы или, точнее, некая «Особая Птица»;
2. Там пролегает путь движения солнца — Сурьи;
3. Там «пуп» — центр мира, где «Семиглавый»;
4. Там место веселья, или наслаждения, богов.
Каждый из этих отличительных признаков - деталей можно легко сопоставить со сведениями последующей индийской традиции, и даже с данными «Авесты».
Разберёмся подробнее.
Прежде всего,  что это за Птица?
Нам сейчас совершенно точно известно, что Великая Птица Ригведы – это геоглиф «Мировая Утица» на реке Чусовой, что прочерчивает Уральский хребет с Востока на Запад..


Рецензии