Изучаем фауну России. Медузы

     В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные вопросы и задания, нацеленные на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут фрагментарно использоваться педагогом и на уроках биологии.

     Важным направлением работы учителя биологии является формирование у школьников любви к природе своего края; стремления и умения изучать жизнь животных, обитающих на территории России. В настоящее время, учитывая остроту экологических проблем, данная идея приобретает особую актуальность. Познавательные задачи при этом гармонично и естественно объединяются с задачами патриотического воспитания подрастающего поколения. В предлагаемой методической разработке учитель найдет рекомендации по общей организации занятия; план изложения информации в биологическом тексте для учащихся и само его содержание; вопросы и задания к данному тексту, ответы на наиболее трудные из вопросов, образцы правильно выполненных заданий, инструкцию для проведения школьниками «биологического исследования» с использованием кинофрагментов из сети Интернет.

                ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

     Занятие начинается с формулирования его темы, цели и основных задач. После этого биологический текст, предназначенный для учащихся, поочередно зачитывается несколькими школьниками и сопровождается краткими комментариями со стороны педагога.

     Значительная часть информации подается здесь в научно-художественном стиле, что соответствует возрастным психологическим особенностям подростков. После прочтения текста учащиеся задают собственные вопросы о том, что оказалось для них непонятным, либо вызвало особый интерес; отвечают на вопросы, сформулированные в заключительной части статьи, а также выполняют приведенные в ней задания.

     Методический аппарат статьи нацелен не только на проверку качества первичного усвоения школьниками озвученных фактов и идей, но и на осуществление разнообразной мыслительной деятельности. Очень желательно, чтобы в процессе проведения занятий на экране или интерактивной доске появлялись изображения его «героев» - представителей тех видов животных, о которых идет речь. В самом конце занятия учащимися при помощи педагога подводятся его итоги, формулируются необходимые выводы. В качестве домашнего задания учитель может предложить школьникам дополнить свои знания о данном биологическом объекте информацией из литературных источников. Кроме того, дети могут получить от педагога инструкции для проведения домашнего изучения животных с использованием кинофрагментов из сети Интернет.

          ПЛАН ИЗЛОЖЕНИЯ ИНфОРМАЦИИ В БИОЛОГИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

     1. Краткая характеристика процесса размножения и строения полипа и медузы.
     2. Жизнь медуз в условиях дикой природы.
     3. Многообразие медуз. Особенности представителей разных видов.
     4. Меры предосторожности при встрече с медузами.

                СОДЕРЖАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

     1. Краткая характеристика процесса размножения и строения полипа и медузы

     Те из нас, кому приходилось плавать в морской воде, почти наверняка видели рядом с собой этих малоподвижных полупрозрачных созданий, напоминающих маленькие зонтики, колокола или перевернутые вверх дном тарелки. Если прибой выбрасывает эти «колокола» на песок, они превращаются в бесформенные комочки слизи, быстро сморщиваются и высыхают под палящими лучами солнца.

     Слово «медуза» в общении между зоологами имеет два значения: вид животного и стадия жизненного цикла. В обоих случаях речь идет о кишечнополостных - наиболее простых из многоклеточных животных морей.

     Как ни странно, многие не знают, что кишечнополостные могут пребывать в двух состояниях – полипа и медузы. Первые из них похожи на хорошо известную гидру. Они прикреплены к какому-либо объекту на морскому дне и отдаленно напоминают короткий стебелек с расходящимися от него веером молодыми «побегами» - щупальцами. В определенное время на полипе появляется почка, которая увеличивается, становится полупрозрачной и постепенно превращается в подвижную, способную плавать стадию – медузу, более всего похожую на зонтик, обрамленный по краю короткими щупальцами. Внутри тела медузы можно рассмотреть тонкие, ветвящиеся линии различного цвета. Это отходящие от ротового отверстия многочисленные каналы пищеварительной системы. Рот животного находится в центре нижней стороны колокола [1].

     Взрослые медузы выбрасывают в воду сперму и яйца. Из оплодотворенных яйцеклеток развиваются планулы – овальной формы личинки, покрытые ресничками. Вместо того, чтобы затем, превратиться в крохотные копии своих родителей, эти планулы опускаются на дно и становятся полипами. Каждая такая особь отпочковывает боковые ветви, и в конце концов образуется целая колония, похожая на хрупкий папоротник или узорчатый мох.

     При тщательном рассмотрении можно различить среди ветвей две группы особей. Полипы-кормильцы, похожие на крохотные цветки, вытягивают «лепестки» своих стрекательных щупалец, свешиваясь с концов ветвей. Они добывают пищу для всей колонии. Находящиеся у основания ветвей особи покрываются похожими на пуговицы медузами различных размеров. Наиболее крупные, находящиеся сверху, рывком отделяются от родителя, выбираются через узкое отверстие защитной оболочки полипа наружу и, делая резкие движения, удаляются. Они вырастают в свободно плавающих медуз, которые впоследствии дают жизнь новому поколению «оседлых» полипов [4].

     2. Жизнь медуз в условиях дикой природы

     Щупальца медузы покрыты стрекательными клетками, действие которых подобно крапиве. Получить ожог можно даже от медузы, выброшенной на берег. Однако есть и совершенно безопасные для человека медузы, прикосновение к которым ожога кожи не вызывает [1]. Несмотря на имеющиеся у них стрекательные клетки, эти животные повсюду встречают врагов. Иногда даже маленькие рыбки могут принести медузам вред, отгрызая у них щупальца [2].

     Медузы могут активно плавают в воде за счет сокращения свисающих вниз краев колокола [1]. Представители некоторых видов выбрасывают из-под зонта струю воды с такой силой, словно это реактивный двигатель [4]. Однако очень часто они могут пассивно перемещаться за счет энергии морских течений. Дело в том, что эти животные на 95-99% состоят из воды, их удельный вес почти такой же, как у этой жидкости, поэтому медузы могут легко «парить» у поверхности моря.

     Больше всего медузы боятся шторма и при приближении непогоды заранее погружаются на глубину. Эти несложно устроенные животные способны воспринимать очень низкие звуки (инфразвуки), возникающие при соприкосновении сильного ветра с гребнями волн. По краю зонтика медузы расположены особые органы слуха («уши» медузы), которые еще за несколько часов до шторма дают сигнал о погружении [1].

     3. Многообразие медуз. Особенности представителей разных видов
В настоящее время известно около 200 видов медуз. Обращает на себя внимание исследователей медуза аурелия. Максимальный диаметр ее зонтика достигает 40 см (в западной части Балтийского моря значительно меньше). Она весьма обычна в Северном и Балтийском морях.

                Аурелия

      Как у многих кишечнополостных, у этого вида происходит чередование медузоидного и полипоидного поколений, но полипы в данном случае очень мелкие, слабо выраженные. Бесполым путем (перешнуровываясь) полип образует маленьких личинок медуз, именуемых эфирами. Из них вырастают крупные взрослые медузы, которые размножаются уже половым путем, что в дальнейшем приводит к возникновению новых полипов. Питаются медузы аурелии планктоном. Их массовое скопление препятствует рыбному промыслу. Действие стрекательных клеток этих медуз на человека незначительно [5].

                Корнерот

     В водах Черного и Азовского морей обычны корнероты – очень красивые и прекрасно плавающие медузы. Их сильно выпуклый зонтик белый, со слабым желтоватым или зеленоватым оттенком. По краю зонтика проходит яркая фиолетовая, синяя или голубая полоска. Однако щупалец по краю зонтика у корнерота нет. Он ловит добычу исключительно ротовыми лопастями. Их кожные складки во многих местах срастаются между собой, образуя своеобразные трубочки. Ротовое отверстие оказывается заросшим и окружено множеством свисающих «корней». Зарастание рта изменило образ жизни медузы. Для нее стала недоступна крупная пища, и корнерот переключился на питание планктоном. Взвешенные в воде мелкие организмы легко проходят через поры в ротовых лопастях, затем по особым каналам попадают в глотку и пищеварительную полость.

     Корнерот опасен для человека, поскольку может вызвать чувствительные ожоги кожи. Да и величина этой медузы немалая: некоторые особи имеют зонтики размером с футбольный мяч. У некоторых видов корнеротов количество «корней» превышает полторы сотни.

                Цианея

     Одна из самых крупных медуз в фауне России – полярная медуза. У некоторых экземпляров этого вида диаметр колокола достигает двух с половиной метров, а щупальца в вытянутом состоянии простираются на 20-30 метров, то есть на высоту девятиэтажного дома. Не случайно латинское название полярной медузы очень красивое - цианея капиллята, что означает «длинноволосая». Действительно, длинные щупальца этой медузы напоминают роскошные женские волосы [1].

     Часто можно наблюдать, как среди щупалец без всякого видимого вреда для себя плавают мальки трески. Ученые установили, что эти рыбки сосуществуют с медузами во взаимовыгодных отношениях. Мальки очищают медузу от паразитов, а медуза предоставляет им укрытие от хищников. Но жизнь под колоколом медузы не безоблачна. Случись мальку подплыть к колоколу слишком близко, он будет поражен смертоносными щупальцами, и цианея тут же закусит своим бывшим партнером [3]. Яд стрекательных клеток этой медузы может вызвать у человека отравление [5]. Цианея предпочитает холодные воды и обычна в наших северных морях – от Баренцева до Чукотского [1]. В литературе отмечается, что эти медузы невероятно выносливы, оживая даже после того, как вмерзнут в лед и пробудут там в течение нескольких часов [4].

                Крестовичок

     В Японском море обитает маленькая (три-четыре сантиметра в диаметре) медуза-крестовичок. Она часто держится за водные растения щупальцами. Если в этом месте купаются люди, то они рискуют получить сильнейшие ожоги от соприкосновения с крестовичком. Жгучие клетки щупалец поражают человека ядом, вызывающим сильные боли и паралич, что приводит к смерти купальщика [1]. Медузы-крестовички часто образуют крупные скопления, которые неоднократно наблюдали у берегов нашей страны вдоль побережья Японского моря [6].

     4. Меры предосторожности при встрече с медузами

     Профилактика заключается в избегании контакта с ядовитыми медузами. При аварийных подводных работах в районах обитания этих животных необходимо надевать достаточно плотную одежду (гидрокостюмы) и перчатки. При наличии крупных скоплений мелких медуз следует беречь глаза. В случае ожога пострадавший должен как можно скорее выбраться на берег или на борт судна. Известны случаи, когда в результате ожогов люди теряли сознание от боли и тонули, прежде чем к ним приходили на помощь.

     У рыбаков, занятых промысловым ловом, контакты с медузами возможны при выборке сетей, разборке улова и обработке рыбы в производственных помещениях. Тело медузы легко разрушается, и поэтому не всегда в улове сохраняются целые экземпляры, по которым можно определить, опасна или безвредна данная медуза. В связи с этим следует осторожно обращаться с любой медузой, попавшей на борт судна. Кусочки обжигающих щупалец могут налипнуть на сети и канаты, при выборке снасти на борт судна и вместе с брызгами воды попасть на лицо и, что особенно опасно, в глаза. Поэтому при работах в местах обитания ядовитых медуз необходимо пользоваться перчатками (рукавицами) и защитными очками. Следует удалять (смывать) фрагменты тел медуз с палубы и снастей, так как, высохнув, они в виде мелкой пыли могут попасть в глаза и вызвать опасное воспаление [6].

                ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

     1. Почему выброшенная прибоем на берег медуза через очень непродолжительное время сморщивается, высыхает и погибает?
     2. Почему тело медузы часто имеет форму колокола или зонтика?
     3. В чем заключается биологическая роль того, что многие медузы полупрозрачны?
     4. Почкование полипов следует считать примером полового или бесполого размножения? Обоснуйте свою позицию.
     5. В чем преимущество бесполого размножения путем почкования (перед половым)?
     6. Какова биологическая роль медуз в жизненном цикле кишечнополостных?
     7. В чем преимущество полового размножения, характерного для медуз, по сравнению с бесполым размножением полипов?
     8. Каково биологическое значение стрекательных клеток, имеющихся у кишечнополостных?
     9. Что такое планктон и какова его роль в жизни медуз?
    10. Почему медуза-корнерот питается планктоном, а не рыбой?
    11. Каким словом можно назвать взаимоотношения между медузой цианеей и мальками трески?
    12. Почему медузы боятся шторма и при его приближении погружаются на довольно большую глубину?
    13. Чем опасна медуза-крестовичок для человека?
    14. Почему нужно осторожно обращаться с любой медузой, попавшей на борт судна?
    15. Есть ли прямая связь между размерами медузы и степенью ее опасности для человека?
    16. Найдите ошибки в предложенном ниже тексте. Объясните, в чем заключается ошибочность приведенных фактов или идей, внесите необходимые исправления или уточнения.

    « С утра море очень манило к себе, но после обеда погода быстро испортилась. Все более усиливающийся порывистый разбойник-ветер пригнал откуда-то свинцовые тучи, образовавшие высоко над водной гладью сплошной слой, угрожающий близким дождем. Воздух еще более насытился влагой. Из морских глубин к водной поверхности стали стремительно подниматься удивительные красавицы-медузы, треугольные зонтики которых, сокращаясь в определенном ритме, несли их вперед и вверх. Среди них были и страшные хищники, и мирные вегетарианцы. Щупальца медуз мерно покачивались при каждом движении зонтика. Они были готовы разрядить в проплывающих рядом существ свои стрекательные клетки, парализовать жертв ядом, а затем медленно проглотить целиком. Медузы, относящиеся к просто устроенным позвоночным животным, часто радуют нас своим великолепным обликом. Их плавные движения завораживают. Я засмотрелся на этих чудесных созданий и не заметил, как начался дождь. Пора спасаться в укрытии с надежной крышей! Но я верю, что у меня еще будет возможность понаблюдать за этими представителями типа губок в их естественной среде обитания!»

    17. Сочините собственные небольшие тексты о медузах (с верной информацией и биологическими ошибками). Почитайте эти тексты своим товарищам, обсудите с ними причины ошибочности некоторых утверждений.

           ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ И ОБРАЗЦЫ ПРАВИЛЬНО
                ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ

     1. Покровы медуз очень тонкие, они не способны эффективно удерживать воду и защищать ее от иссушающего воздействия воздуха и солнечных лучей. Поэтому гибель этого животного на суше наблюдается через очень непродолжительное время.
     2. Форма тела медузы в виде колокола при его сокращении позволяет животному плавно отталкиваться от воды, что обеспечивает успешное передвижение в этой весьма плотной среде.
     3. Вероятно, полупрозрачность представителей многих видов медуз позволяет им быть относительно незаметными для потенциальных хищников и жертв.
     5. Бесполое размножение позволяет увеличивать количество особей быстрыми темпами без необходимости поиска партнера по размножению.
     6. Биологическая роль медуз в жизненном цикле кишечнополостных заключается в обеспечении полового размножения и активном расселении, к чему не способны полипы.
     7. Половое размножение обеспечивает генетическое разнообразие потомства, что может позволить некоторым из них выжить даже в случае резкого изменения условий внешней среды. Почкование же приводит к возникновению совокупности одинаковых особей. Резкое изменение условий может привести к их массовой гибели, что, в свою очередь, вероятно, станет причиной вымирания всего биологического вида.
    10. Зарастание ротового отверстия у медузы-корнерота не позволяет ей питаться рыбой и другими относительно крупными биологическими объектами.
    11. Медуза цианея и мальки трески находятся в симбиотических отношениях.
    12. Во время шторма медузы, находящиеся у поверхности, могут быть выброшены на берег и погибнуть.
    15. Прямой связи между размерами медузы и ее опасностью для человека нет. Так, например, воздействие яда мелкой медузы крестовичка может привести человека к смерти. В то же время, представители некоторых достаточно крупных видов медуз относительно безопасны.
    16. В приведенном тексте имеются следующие ошибки: медузы не могут стремительно подниматься к поверхности, они весьма медлительны. Их зонтики не треугольные, а округлые, куполообразные. Среди медуз нет вегетарианцев, все они хищники. Они относятся к беспозвоночным животным, а не к позвоночным, являясь представителями типа Кишечнополостных, а не Губок.

      ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДОМАШНЕГО ИЗУЧЕНИЯ ЖИВОТНЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
                КИНОФРАГМЕНТОВ ИЗ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

     1. Найди в сети Интернет несколько кинофрагментов о медузах.
     2. Посмотри эти кинофрагменты. Обрати внимание на неизвестные тебе ранее биологические особенности этих животных.
     3. Кратко запиши факты и идеи, которые вызвали у тебя интерес и дополнили твои знания о медузах.
     4. Подготовь устное или письменное сообщение о том, что тебе удалось выяснить. Для этого составь план изложения информации в нужной логической последовательности.
     5. Не забудь сформулировать выводы или подвести итоги своего маленького «исследования».
     6. Обсуди с учителем возможность своего выступления перед другими учащимися на уроке биологии или очередном заседании биологического кружка.

                ЛИТЕРАТУРА

     1. Алексеев В., Бабенко В. Медузы // Свирель. – 2011. - №1.
     2. Брем А. Жизнь животных. – М.: Эксмо, 2003.
     3. Дженсен А. Живой мир океанов. - СПб.: Гидрометеоиздат, 1994.
     4. Кроми У. Обитатели бездны. – СПб.: Гидрометеоиздат, 1971.
     5. Нидон К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста. – М.: Мир, 1991.
     6. Стенько Ю.М, Михельсон Д.А., Родников А.В. Опасные морские животные. – М.: Агропромиздат, 1989.


Рецензии
Спасибо, понравилось, давно уроки зоологии не вел, а сейчас вспомнил. Успехов!

Юрий Панов 2   19.06.2018 13:28     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв, Юрий! Я пока еще "в боевом строю": уроки плюс дополнительные внеклассные занятия - почти полторы ставки. Пока не удается "сбросить обороты", несмотря на то, что в апреле 2019 г. 60 лет... Удачи и Вам! С уважением, Александр.

Александр Кулев   19.06.2018 15:04   Заявить о нарушении