Китайская тетрадь. Часть 51

Гумилев открыл окно в Азию,
но каждый видит в нем свое


На календаре 12 октября 2017 года.  Решил подвести итоги общения с Китаем. Кто он нам друг или враг, что между нами общего и противного. Для начала возьмем в помощники Л.Н. Гумилева. Кстати, «гу ми ло» с китайского можно перевести, как «Место хранения древних секретов». И, действительно, у Гумилева  много тайн, а у Китая еще больше. Открываем первую из книги «Тысячелетие вокруг Каспия»:
1. Издревле русичи держались степи, которую греки называли Скифией, персы -Тураном, а китайцы — местом проживания «бэй ху» - северных варваров. У китайцев ландшафт пребывания был другой и потому со степью присутствовала вражда. Может по этой причине они придумали порох. Великая степь (Туран) первая стала наступать на Китай. И не только на него. Степь — это постоянное движение. Лес, горы — сидение. Было и китайское движение при У-ди.(140-87 до н.э.) дошли до Таласа и дважды ( в 36 г до н.э. и в 751 г н.э. в эпоху Тан) сражались с парфянами и арабами). В последний раз арабам помогли карлуки.

При Хань, Тан и Мин Северный Китай  попадал в руки степных народов Сибири и Дальнего Востока общего с нами. Это надо отдельно подчеркнуть. И еще, Гумилев делает пометку: «А ведь китайцев было во много раз больше чем хуннов, монголов и маньчжуров в несколько раз». Степь тогда победила. И Гумилев делает вывод, что именно Степь остановила агрессию имперского Китая на Запад.
Как мне представляется, вывод сделан не совсем точно. Китай совершил множество агрессий на Запад, но с помощью Степи. И Степь пошла на дальние походы исключительно при поддержке империи. Ведь не зря китайцы и до сих пор утверждают, что их границы проходят там, где прошел конь кочевника.

Кто же изначально был этот кочевник. Речь идет о сюнну (хунну), которые начали беспокоить китайце в  3 -м веке до н.э. То есть тогда, когда древние персы покорив Вавилон, Согдиану и многое другое, ударили по туранцам - кочевникам Средней Азии и они (арийцы, не почитавшие Ормузда, сохранившие старую веру в дэвов) были вынуждены уйти на Восток. Иными словами, как появился Туран, так появились и хунну (по другому парфяне и сарматы). И не потому, что в степях у китайской стены не было своих кочевников. Были, но не той закалки и запала. Случилось слияние с аборигенами, появился первый вождь (шаньюй) Тумань. За ним был Модэ, заключивший с китайским Лю Баном «договор мира и родства»
Как раз возвышается Кушанская империя. На просторах Ордоса и оазисов Хами появился еще один народ североиранской группы, победивший бактрийских греков, под именем юечжи, есть версия, что это согды. Их экспансия дошла до Хуанхэ, что-то не поделили с хунну и ушли, разделив владения, на Южный Алтай и в Саяны. Там находят их захоронения. И что интересно, «звериный стиль» драгоценных изделий был одинаково присущ хуннам и юечжи (согдам).

Сами хунну к середине II века достигли «перегрева», потерпели поражение и были вытолкнуты из Монгольской степи Китаем в союзе с сяньби (древними монголами). Тогда они разделились на четыре ветви: одна подчинилась сяньби; вторая — Китаю; третья - «неукротимая» отступила в район Яика и Волги; четвертая «малосильная» - укрепилась в Тарбагатае и Сауре, а позднее захватила Семиречье и Джунгарию. Они оказались наиболее долговечными. Смешавшись на Алтае с кыпчаками образовали этнос куманов (половцев),а частью вернулись в Китай и организовали там несколько царств, доживших до X века. Они назывались «тюрки-шато», а их потомки «онгуты» слились с монголами.
На что надо обратить внимание:

1.Хунны ушедшие на Яик и Волгу заняли первое место в движении кочевников с Востока на Запад и, что важно,  гонимые Китаем. Такие явления буду иметь повторения
2.На Алтае от смешения хуннов и кыпчаков появились половцы, которые позднее освоились на юге Руси и породнились с ней. Таким образом, китайские хунны стали русскими с древнейших времен.
3. Хунны, в свою очередь, породнились с Китаем, в том числе образовав на его территории свои царства. В 311 году хунну взяли столицу Китая Лоян, а затем вторую их столицу Чаньань, а в ней и китайского императора. К 325 году весь Северный Китай был захвачен хуннами.
Из этого следует, что как Китай, так и Россия пропитаны хунской кровью. В обоих случаях хуннов привлекали для военных действий, имел место пример общей истории. И там и там каждый второй был и есть «татарин». Этому будут способствовать и последующие события. Хунну породнились не только с Китаем, Русью, но и с сяньби — предками Монголов. Сами хунну стали предками ту-кю (тюрков). Надо установить, что значит хунну  и ту-кю по-китайски. Они их породили, они и дали начало Великому переселению народов.

У Гумилева есть интересный пример, как к хуннам эмигрировали недовольные своей участью люди в Китае. Их называли «цзылу». Считалось, «что там жизнь была веселее». Можно сравнить с Запорожской сечью, с казачеством, к которым народ бежал из стольных городов, от обид и притеснений.
Хунны в Прикаспии встретились с сарматами аланами (158 г.), победили их (истомив бесконечной войной) и стали роксоланами — «сияющими аланами». Союз их и угров  (метисация) родил гуннов. А гунны родили Атилу. Как сообщают китайские географы, в то время родилось государство «Аланья». Территория его включала Северный Кавказ и Донно-Волжское междуречье.
Кто родил, а точнее побудил, бежать готов со Скандзы на Вислу и далее до Черного моря?  Я думаю, что причина та же  - хунская. Хунны подтолкнули  угров к движению на северо-запад, вплоть до нынешних Норвегии и Финляндии. Готам ни чего не оставалось, как искать место для жизни. Если точно, угров двинули савиры, а те уж готов. А угры оказались предками древних болгар.

Хунны победили союз аланов и готов  благодаря тому, что нашли друзей. И когда в 360 году началась война у них нашлось много союзников. Откуда? Руги, россомоны  и еще 11 племен были под готами.
-А кто были россомоны? - задает вопрос автор.
-На мой взгляд постороннего, - это были те же самые руги, породнившиеся с хуннами и ставшие сомонами, то есть желтыми как солома. Когда я служил в Нарыне, мне встречался местный  пограничник Сомонов. Славяне россомонов называли половцами.
Так вот, эти самые хунны, россомоны и прочие союзники кочевников под названием гуны, посуху перешли нынешний Керченский пролив, захватили Крым и ударили в тыл готам. Но это еще не конец пути, а только его середина. Путь, проторенный хуннами, повторят и другие люди «длнной воли».

Китайцы разбили при Тайцзуне (Ли Шимине) Западный тюркский каганат, но до Хазарии, как отметил Гумилев, не дошли До Тян Шаня дошли сяньбийцы, преследующие еще во II веке хуннов. Потомки горцев мукримов (кит. мохэ)  стали называться киргизами
На свет вышли наследники древнего Турана — авары. Они воевали с мукримами, которые ушли в горы, потому как были к ним привыкшие еще в Хингане.
Справка:
Протоскифы (саки) шли с востока двумя последовательными волнами. Сам факт такого значительного переселения в начале раннего железного века неоднократно, впрочем, оспаривался. Не столь давно утверждалось даже, что "в настоящее время советские ученые с полной неопровержимостью доказали, что скифы являлись не пришельцами-завоевателями, а коренными, автохтонными жителями Восточной Европы" (Надинский П.Н., I, 195, 21). При этом резкие перемены в культуре доскифского населения объяснялись торговыми связями киммерийцев с соседями.

Второй главный компонент — протоскифская культура, носители которой пришли из глубин азиатских просторов. И наконец, нужно назвать отдельные вкрапления в общий культурный фонд переднеазиатских элементов, происшедшие в результате походов скифов на юг (см.: Смирнов А.П., 1966, 16 —Нос у скифских черепов высок и узок (у монголов плоский и широкий); нет сильно выдающихся скул, и места прикрепления височных мускулов далее отстоят от средней теменной линии, чем у монголов. Остатки языка и мифология также показывают, что скифы — чистые арийцы, или, как принято называть их в филологии, индоевропейцы" (динлины?).
Вспомнил книгу "Сын Мариона", что взял у Бориса. Она о противостоянии хазар-тюрков из Семендера и Дербента, города албан, о чем я узнал впервые, находящемся в зависимости от персов. На что обратил внимание, это наличие схожих выражений у хазар, албан  и китайцев.  Но все по порядку.

Персы, хазары, византийцы боролись за влияние на пограничных территориях, а Дербент был воротами во все стороны, и приютом многочисленных родов: албаны, леги, берсилы, гаргары, дарги и других. Берсилия - это равнинная часть нынешнего Дагестана и, наверняка, оттуда вышли все Берсеневы.
Гаргары — это Гагарины. Семеновы — значит из Семендера. Это так, шутка, фантазия и воображение. Хотя, все может быть. Гаргары, кстати, носили большую бороду.
Почему-то вспомнилась вчерашняя рыбалка и как я вернул пойманных рыб в реку. Можно сказать, побывали они на том свете. Может и для людей есть потусторонний мир? Он рядом, но мы о нем ничего не знаем. По рассказам, как эти рыбы, умершие люди из него возвращаются.

Уркацилла (чуть не урка) - Бог солнца у персов. Урсулларх и Уллар - хазарские имена (близко к русским и Уралу). Раис - богач из простонародья. Урумчи - имя. Странно, может это как-то связано с городом Урумчи в Синьцзяне.
Уже тогда знали, что совершенство законов не означало совершенство их исполнения. Нужна неподкупность, воздержание от личных страстей, мужество. А их всегда не хватало. Люди слабы и чаще гибли не от внешних ударов, а от внутреннего разложения. Алчность сатрапов - вот беда. Записал: "Голод не имеет стыда, богатство - удержу". "И брат пойдет на брата, сказавшего "Это мое и это мое" (это как сейчас на Украине) - ибо не захочет уступить! Ибо каждый скажет: "Я лучший из вас". Хотя, "Понять - значит простить".
Еще один сюрприз! В книге Уе-ху - дикий человек. По-китайски "уе", действительно, "дикий" , а "ху" - это варвар. Все сходится. Примечательно и то, что албанцы, когда хотели сказать "хорошо", произносили "хао", что по-китайски это и означает. Возможно, это влияние купеческого "Шелкового пути", а возможно и другие тесные контакты Персии с Поднебесной. Так, у персов было популярно высказывание "во имя четырех": воды, огня, ветра и земли". Очень похоже на философию китайских даосов.

Еще одна приятная встреча. "Протоспафарий высокий государственный чин в Византии". Так сказано в книге. А кто же тогда Милеску Спафарий или Спафария, первый официальный посол Москвы в Пекин, про которого я исписал несколько страниц? В Москве Спафария была его фамилия.
В Дербенте, как в Вавилоне, проживали разные народы и уживались различные религии. Мэр города, по тогдашнему - филаншах, вынужден был причащаться во всех храмах.
У хазар был известен богатырь Бурлас. Не от него ли появились бурлаки? Хазары были язычники и поклонялись Небу  Тенгри), однако в политических целях, строя дружбу с Византией, они как и русы, приняли христианство и для них общим врагом стали персы.
Обратил внимание на выражение Уста-барх, что означало "первый мастер". Уста - первый. Отсюда, вероятно, и слова уставщик, устав, установление. А река Усу! Что, тоже первая? Надо разобраться.
Кончилась книга тем, что Дербент от штурма хазар и предательства властей, которые хотели служить трем господам, пал, а герои книги, как заметил автор, ушли в будущее.

В книге Ю.А. Зуева речь о «Ранних тюрках». Начальный рассказ о восточно-иранском племени «юэчжи», которое присоединило примерно в III веке до.н.э. к своим владениям в верховьях Хуанхэ племя «дася» (тохар).
Юэчжи и усунь — это одно племенное объединение. Разделение произошло по мотивам наследования: юечжи принимали материнскую линию, а усуни — патриархальную. Но речь не об этом, а том, что юэчжи проникли глубоко в Среднюю Азию, вплоть до Хингана. Память о них сохранилась в виде больших курганов на Алтае и в Туве. Некоторые ученые склонны считать началом их передвижения из Передней Азии на Восток  II тыс. до н.э.. С их присутствием качественно изменилась обработка бронзы, произошло  внедрение колесного транспорта в эпоху Инь в Китае. Этим же объясняется появление в Китае культа иноземной богини Си - Ван-му «Матери царицы Запада», обитавшей на вершинах гор Куньлунь.
Юечжи были европиодами. Сюнну тогда еще починялись юечжи и направляли им заложников. Одним из них был Маодунь, сын первого правителя Тоуманя-шаньюя. Об этом есть записи у Сыма Цяня.

Юечжи — значит «род Луны», а точнее двурогого месяца - род Быка. Завоевали они Бактрию (Тохаристан) — Дася. Тохары — буквально «большой народ». Римляне называли их ассианами (скифами). В X веке на этой территории было создано тангутское государство Си Ся.
Когда шаньюй Маодунь (Лаошань) победил «дунху», он обрушился и на юечжи, усмирил Лоулань, Усунь, Хуцзе и др. Тогда разгром противника не был захватом территории, а единовременный грабеж скота и женщин. Юечжи с тех пор перестали упоминать, часть их осталась на своей территории, а часть ушла на Запад.
Земли юечжи и народ, как союзники против сюнну, интересовал императора Китая У-ди и он в 107 году до н.э. принял план по «выравнивания границ». Тут свою роль сыграл монах Чжан Цянь. Он пошел на переговоры с восточной окраиной в пр. Ганьсу. Его задержали сюнну. Чжан пробыл в плену 10 лет. При случае он сбежал и добрался до Ферганской долины (Давань) и  в Бактрию, где обитали бежавшие юечжи. Бактрия или по-китайски Кангцзюй (Канг) — это ничто иное как Согдиана.

Через 12,5лет Чжан вернулся на родину и рассказал о нежелании юечжи сражаться с сюнну. Рассказал он и про усуней и его царя Хунмо. Давань находилось под зависимостью Кангцзюй (Согда). Раннее название Согда было Чач, Кеш, позднее Шахрисяба, неподалеку от Самарканда. Там жили Большие юечжи. Вот они и отказали китайскому У-ди в поставке «Небесных коней». Началась война. Ханьцы появились в 102 году до н.э. Давань захватили, а Согду только частично. В 59. году до н.э. ханьцы учредили наместника в Западном крае, со временем он стал Тураном. Туры, скифы  (данайцы) стали  главным врагом иранцев. Дану — это река. Данайцы — речники.
Усунь — современное произношение  — асман. Слово иранское и означает «небо». В 107 г. до н.э. китайский император отправил свою дочь в жены  в страну Усунь, отдал  за местного владетеля. Она сочинила песню про то, как ее выдали в страну Неба.. Может по этой причине, коней этой страны называли «конями неба» (усунь ма).

Во время Птоломея  это племя находилось  к Востоку от от реки Ра (Волги). Считается, что западным районом проживанием усуней была долина реки Или. Они граничили на западе по Сыр-Дарье с государством Кангцзюй. На севере от них существовало государство Иле. Туву в то время населял народ «чики». Усуней специалисты привязывают к территории Джунгарии.
Через страну Усунь (Асман) проходил важный участок торгового пути Восток-Запад. По этой причине Срединное царство всячески старалось обеспечить стабильность связей.
Этимология знаков у-сунь — потомки Ворона. В древней Индии ворон считался братом Орла-Гаруды (Красного). В древнем Китае ворон «у» или «чи у» считался олицетворением солнца. Миф освязи ворона с солнцем был известен Крымским татарам.

Термин bori – у тюрков означал волка. Существует мнение, что он заимствован из иранских языков, что переводится «серый».
У китайцев «бай» - белый. Они так называли кучанцев, где проживал царский род юечжи (тохарцев).
Встретилось знакомое сочетание «бо ма» - «белые кони». Это прообраз юэчжиской облачной  повозки-киглен (Дождь, Ветер, Туча и Град). Киглен у китайцев Цилянь.
Из юечжи выделился «народ-игиль», принявший манихейское вороисповедование. Появились также «баи си» - белопоточники (От млечного пути), у китайцев реки Иньхэ, у казахов  Ак-тор (Белый путь). Отсюда и пошло слово торить. У узбеков «Соломенный путь» - Сомон йул. Древние славяне называли его «Кумов путь». Куманы — значит половцы. Есть и другой вариант: кума у тюрков «наложница». Млечный путь  можно прочитать, как  «путь к наложнице».

Вот еще интересный факт. Оказывается, популярная «семерка» связана с семидневными фазами луны.
Со временем юэчжи (будующий уйгурский каганат) составляло семь «фамилий» плюс две присоединившиеся. Получилось «девять» - тогуз огуз: хуэйхэ (уйгур), пугу (бугу), хунь (гун), байегу (байарку), тунло (тонгра), сыцзе  (сикер), цибиюй (кибиргю).В период Тан присоединились: ацзесы (абусы) и гулунь угусы. Тюрки (вождь Мочжо, 715 г.) воевали с представителями девяти фамилий «теле огузами».
Индию в то время в Верховьях Енисея возникла страна «Северных киргизов», называлась Цзянькунь. Там одно время укрывался правитель северных сюнну Чжичжи. На Канцзюй давили союзники ханьцев усуни и они пригласили этого Чжичжи поддержать их. Имеются и варианты, что Цзянькунь входила в состав Кангцзюй или, по крайней мере, была ей союзником. Есть строчки. Что Кангцзюй доходила до восточных склонов Хингана в Северной части Внутренней Монголии, в нее входили прибалькайские диллины и гэкунь (киргизы).

До Кангцзюя дошли только три тысяча воинов. Они построили крепость на берегу реки Талас. В это время к Таласу двумя путями двигалась ханьская армия под руководством Чэнь Тана и Гань Яньшоу. В 36 году крепость Талас пала. Янь шоу шел северной дорогой через Вэньсу (Учтурфан) Чигу, Усунь и перешел границу Кангцзюй западнее Тянь-чи (Иссык-куля). Похоже, прошел через перевал Торугарт.
Крепость Хоргос в то время называли Горгуз и она входила в границы огузских владений. Среди них было и племя доланьгэ. Про долонов и перевал Долон я уже неоднократно вспоминал.
Встретилось название гору Монготу (Мангут), которая переводится как «Серебряная». Был еще чудовище Мангытай (Мангу). Осел по-персидски «хар». Это я вспомнил Виктора Харичева. Мир ему и жить долго, как горы. Название монголы (мэнгу), скорее всего, пошло от того, что они (черные татары) были добытчиками  серебра в Забайкалье на реке Онон. Там до сих пор есть селение Мангут.
Автор вспомнил Туву и тождинцев, у которых есть «Шивей Монгур» -  «Крепость серебряная». В киданьское время монгур писалось мэнгу.

Как полагает тувинский ученый Вайнштейн, племя Ус проживало в одноименной долине реки. По существовавшему у них обычаю в первой декаде шестой луны они закалывали белую лошадь, быка и барана, поливали землю кумысом  и все омывались в реке. Они объясняли это тем, что из нее вышли их предки.
В привлекательной версии «Огуз-наме» местожительством «стариков» была местность Ак-Кая (Белая/Чистая скала), вблизи Алмалыка. А как же Белая гора (Ак-Кая) в Крыму? Здесь огузам, пожалуй, было бы приветливее. По-персидски это место означало проход. Все так и было. Мимо крымской Ак-кая, шла торговая дорога.
В Согдиана-Согдак, а в Крыму Судак. От Согдака (метрополии) были колонии, даже в Сибири. В Крыму местное население называлось тат. Но что интересно, татами называли персов, когда их нужно было отличить от курдов, арабов и тюрков. Тюрки Центральной Азии называли татами жителей многочисленных торгово-ремесленных согдийских колоний.В то время была популярна пословица «Нет тюрка без тата, как нет шапки без головы». От торговцев тат, видимо, и пошло выражение «тать».
Согдатцы были в Тохаристане, согдатцами были жители северной части провинции Шэньси в Китае.

У китайцев было «Шесть согдийских округов» - «Лю — ху- чжоу». Согдийцы проживали в колониях вдоль торговых путей. Торговая колония Согдак существовала на берегу реки Селенги. Со временем согдиацы в колониях обжились и стали как тюрки. Столицей же Согда был Кеш, иногда страну называли Сули. СССР по-китайски Сулянь, а река Уссури — Усулицзян. Как говорит автор, торговые пути становились дорогами войны. С азами (арабами) Согда сражались тюрки.
Далее разговор о манихействе тюрок. Мани основатель и пророк вероучения родился  в Вавилонии в семье иранского происхождения. Его отец был «домоправителем» в секте алхасаитов, обычаи которой аскетизм, ношением белой одежды, обрядовое ежедневное омовение. В возрасте 24 лет он впервые выступил как реформатор и проповедник новой религии, за что был изгнан из общины с немногими единоверцами. С этого времени (240) начались его миссионерские путешествия. Был он в Индии, Армении.

Его ученики посещали многие страны и создавали там общины. Одним из его учеников был мар Аммо. Он работал в Нишапуре, Мерве, Хоросане и в Кушанском государстве. Он проповедовал в Бактрии и в городе Замб на Аму-Дарье. Другой его известный ученик Мар Адда вел миссионерскую деятельность в Египте. Его знали и на Дальнем Востоке, в уйгурских каганатах. Учение Света по-китайски называлось Мин-цзяо и было связано с живописью на материи, на металле и на стенах. Сам Мани считался выдающимся живописцем. Ныне веру Мани проповедуют многие тюрки и в Китае, Тибете и в части Индии. Она долгое время сохранялась на севере Африке и в Испании.  Большой вред вероучению нанесли арабы с мусульманством.

Согласно учению Мани, в мире изначально существовала одна истина (Свет), которую локально возвещали три великих апостола — Будда на Востоке, Заратуштра в Иране и Исус Христос на Западе. В отдельности они были недостаточны и ущербны и Мани решил их восполнить объединением. Он взял все рациональное из трех доктрин.
Мани был жестоко казнен, с него живым содрали кожу, а отрезанную голову выставили на шесте. В результате манихейцы ушли из Сасанидского Ирана на север и восток проповедовать что такое Свет (Истина), Мрак (Ложь), Добра и Зла. Бог воды у них был suv tengri.
У тюрков термин кеми: лодка, судно, корабль. У манихецев кораблями света были солнце и луна. Солнце — корабль дня и живого огня. Луна — корабль ночи и живых божественных вод. И вот интересно, у тюрков словом «бука» обозначался длинный змей. В моем детстве детей пугали непонятным букой. На Востоке манихейство облачилось в шаманский костюм и потому было привлекательно для тюрков. Молитва обращенная к Богу не нуждается в храме, - утверждал Мани. Следы его обнаружены на скалах в Туве на реках Эджим и Кемчик. Манихейская церковь поощряла торговлю и считала ее делом высоко благородным и полезным.

Торговля, в свою очередь, способствовала распространению манихейства. Нередко купец и священник выступали в одном лице. Согдийцы (хусцы) были главными функционерами на всем торговом пути Восток-Запад. Тюркскими воротами был Талас. А еще был Город на реке (Суйаб)
Есть в книге глава и о киргизах. Одна из форм передачи термина киргиз — цзегу. Было время, когда  племя базировалось в районе озера Алакуль. Родиной героя киргизского эпоса Манаса - Талас. Отважных и крепких у тюрков называли ши-бо-ло. А в скифском языке слово «сада» обозначала «сотню». Не отсюда ли детский сад?
Много чего интересного. Так, правящая коалиция первого тюркского каганата имело знамя с изображением головы волка в позолоте. Ну точно, как у норвежского гарнизона Сер-Варангер. У тюрков даже был бори-каган, был известный воитель бори-шад. Титул «бори» - волк как правило присваивался младшему брату царствующего кагана. Каган совсем недалеко от норвежского конунг.


Рецензии
А еще ближе "каган" к еврейскому "кОган" - правитель, и неспроста.

Татьяна Буторина   19.06.2018 16:16     Заявить о нарушении