эпизод 10. Без рогов и копыт

             

     Стою в помещении небольшой православной церкви среди пятерых выстроенных в рядок  горожан. Непривычная обстановка – горят свечи, сладкий запах ладана, звуки… Жду, когда меня начнут крестить. Мне уже сорок пять, и кажется, обряд этот запоздалый и, как бы, ненастоящий. Бородатый священник начинает таинство, проводит заученные действия, читает старославянские слова. Я немного рассеян и напряжен.
      Хорошо помню, как несколько лет назад приходил с мальчиками – сыновьями в этот запущенный, полуразрушенный храм. Вместо полов –  земляные ямы  с проросшими кустами,  горы песка, кирпичей, закопченные стены…А вверху, откуда сейчас взирают  крылатые  ангелы, зияла дыра с плывущими облаками  небес.
     Было это в советское время, - многие церкви тогда разбирали  или превращали в склады овощей.  Но эта, маленькая,  крепкая (восемнадцатый век!) устояла. И в новые рыночные времена ее, подлатанную, организовали для отпущения старых и новых грехов.
      Священник читает по чину  молитву, мажет меня елеем, опрыскивает водой.  Мне он нравится, во всяком случае,  чувствую к нему расположение. Вот только глаза его кажутся  знакомыми, и я стараюсь вспомнить, где и когда мы встречались… Это  мешает мне воспринимать подробности  крещения.
   « … Крещается раб Божий во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа…» Голос тоже как бы знакомый.  Уверен,  мы где-то пересекались и разговаривали. Но борода и пышный головной убор не дают опознать  крестителя.
       Рядом  стоят и волнуются за меня жена со своей новой подругой, теперь моей крестной. Эта женщина – врач, активная прихожанка, истинно верующая и влекущая знакомых в лоно церкви. Считает это действо своей миссией. Узнав от жены о моей астрологической работе, вдохновилась обезопасить мою душу и окрестить всю нашу семью. Я вяло  сопротивлялся. Доказывал, что мои занятия не против Бога, в них нет чертовщины, а лишь польза людям в деле самопознания.
       И все-таки, во имя мира в семье, -  пришлось согласиться. В конце концов, размышлял я, вреда от сего не будет, а новый опыт расширяет кругозор.  К тому же, меня не заставляли учить молитвы и поститься. Ну, а в Творца Вселенной, как в идеальное первоначало, я, конечно, верил.
        «…изгони из него лукавого…- продолжал обряд священник. – Отрекохся ли от сатаны, всех его дел…
       -  Отрекохся! – сказал я как требовалось. И коряво перекрестился.
        Затем святой отец  повел меня  в какую-то тайную комнату. Там стоял пустой стул,  и мне было сказано перед ним кланяться и трижды креститься. Я сделал и это.
      Таинство закончилось и меня стали поздравлять. Мы оплатили какие-то деньги,  и я получил документ  о крещении.
      -  Кажется, дым из меня не шел? – спросил я тихо у крестной.
      -  Я молилась за вас! – ответила очень серьезно.

         После завершения обряда, выбрав момент, я подошел к священнику.
     -   Мы же работали вместе! – сказал он добродушно.
          И  я  вспомнил. Отец  Виталий был  раньше сантехником, приходил  в наш музей прочищать постоянно засоряющиеся унитазы. Как-то мы остались в моей реставрационной мастерской распить бутылку портвейна. Лучших напитков тогда в магазинах не было. Мы расположились на ящиках и душевно побеседовали о фантастике, которую оба любили, а также затронули тему коммунизма.  Парень мне нравился своей скромностью и добросовестной работой.
         В те перестроечные годы к нему обратились из церкви за помощью. Виталий помог бесплатно, познакомился с руководством. Потом стал помогать постоянно, стал прислужником. А через три года поступил в семинарию и стал священником. Епархию городскую он устраивал.
       Я предложил отцу Виталию проводить его после работы. Терпеливо дождался и уже затемно мы побрели по городским улицам.
       По дороге он  рассказал, как было  много сегодня  работы. Оказывается, он был с утра на домашней исповеди, - бабушка собиралась умирать,-  да и крещение проводил честно, по полной программе.
       -   И «бесов» приходилось изгонять? - вырвалось у меня.
       -    Ты не из газетчиков? – спросил он подозрительно. – «Жареного»  им подавай…
        Я его успокоил, и он поведал, что освящал «нехорошие» квартиры и  душой там тяжело. А  экзорцисту  надо долго готовиться, молиться - поститься. К тому же, у него семья, трое детей. Но одержимых  видел и успокаивал в церкви…
      - А я ведь – астролог,  – мне не терпелось признаться. – С людьми работаю…Вот школу хотим открыть.
      -  Твоя ответственность! – сказал он. – Но освящать школу  не приду, не проси…
       Нас встретила его жена, матушка Эмилия, - худенькая, невысокая женщина, и мне было приятно  видеть  такую милую  «попадью». Квартира - обычная, три комнаты в панельном доме. На стене – красивая гитара. На столе пишущая машинка, -  для  «баловства»  стихами.
       Пока жена хлопотала на кухне, отец Виталий  разрешил себе и мне по рюмке водки. Закусывали капустой, доставая из банки пальцами.


       -  Почему церковь против астрологии? – меня так и подмывало на спор. – Ведь астрологи верят в Бога, а их искусство – та же психология.  Помогает людям.
    -  Церковь не против науки…А против массового почитания звезд. К тому же,  как планеты действуют? В чем тут суть? Ученые и сами не знают…Зачем рисковать?
     Тут я, после выпитого, разразился живым монологом. Речь моя была жаркой и, как мне казалось, убедительной.  Я говорил о том, что есть огромная разница между базарной и научной астрологией. Кто-то читает «гороскопы» в желтой прессе, а кто – серьезные книги о  роли человека, его выборе. То и другое написано словами. Все зависит от уровня развития.  Есть великая живопись, и есть жлобские комиксы. То и другое написано кистью. Есть  симфонии,  и есть попсовый шлягер, шансон… Дело не в теме.
Следует опасаться низкого уровня культуры. Вот бы объединиться деятелям религии и астрологии. Поднимать человека!
   А как работает астрология,  разберемся. Не все ясно. Но практика показывает, связь существует. Не материальная, а духовно-символическая. По аналогии, что вверху, то и внизу. И  Создателя, Творца, как и его творение – изучать можно и нужно! Астрология – компас в жизни людей. Это термометр за окном, на который смотришь, выходя на улицу…
     Тут нас перебила маленькая дочь священника, что зашла без спроса в комнату. Ангельское существо лет четырех от роду. С большим бантом в кучеряшках.
    - Смотлите, какие у меня тлусики! - пропела она, задрав платьице до груди.

      Отец Виталий  слушал  достойно, не перебивая. Но мне казалось, не вникал в глубину проблемы.
     - Говоришь с душой и по делу, – сказал он  на прощание. – Не буду спорить. Обычный я священник, не богослов. Вот Александр Мень одобрял астрологию, как науку… Я занят работой, семьей… И я – служитель церкви. Меня учили спасать прихожан от заблуждений, гаданий, грехов… Тому и служу… Да и ты ведь пришел ко мне, а не я к тебе за советом. Не так ли?
      Я вежливо согласился. Этому священнику хотелось доверять. Он не давил в разговоре. У него была честная, открытая позиция, продиктованная служением своей организации.
     Я шел домой умиротворенно и размышлял, как же много  не сказал священнику. Не рассказал о своем подробном анализе Нового Завета, об изучении картин великих художников на религиозную тему… О том, как много читал и думал…Мне никто ничего не запрещал. Церковники мало знают о настоящей астрологии. К тому же у нас разное мышление, у них – нептунианское, у астрологов – ураническое…
     Но в душе моей не было противоречий между верой и знанием. Поэтому,  я лег спокойно, сожалея лишь, что опять не смог отказаться  покурить…
 


Рецензии
Как всегда, очень интересны Ваши работы. ОБРЯД КРЕЩЕНИЯ... как и Вы , крестился мой муж в более чем зрелом возрасте, а священник был с добрыми понимающими глазами, он и наших внучат крестил в этой старинной церкви села со смешным названием Большое Свинорье, недалеко от дачи, куда доносился колокольный звон. Этот батюшка был ветераном войны, Колю примечал, видимо, и после обряда пригласил к себе, беседовал очень долго, не знаю, о чем. Колокольный звон в тот раз был такой шикарный, просто торжественный и трогательный до слез. Но дома, как и Вы, муж не удержался, закурил. Греховодники вы,получается.
Спасибо за Ваш рассказ, он мне понравился и помог - я вспомнила хорошее.
С уважением и интересом, слежу за новинками,

Любовь Арестова   20.06.2018 16:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Любовь. От названия деревни пахнуло российской глубинкой...А курить я все равно бросил. К нам приезжал профессор Жданов. Он и научил по методу Шичко - обливаться холодной водой и писать формулы самовнушения перед сном.

Олег Аникиенко   19.06.2018 14:06   Заявить о нарушении
И еще добавлю. С точки зрения астрологии, одна форма религии для всех - это неправильно. У каждого есть свой индивидуальный гороскоп и там есть сектор, отвечающий за характер религиозности человека. То есть Бог один, но форма поклонения - разные, в зависимости от показаний натальной карты. У кого в 9 поле карты - Сатурн того тянет к старой консервативной форме религии. У кого Уран - тому нужно скорей новое, оригинальное или научное мировоззрение...А у нас всех под одну гребенку...

Олег Аникиенко   19.06.2018 14:17   Заявить о нарушении