92. Бомба в Леонтьевском переулке

Политический террор похож на шантаж, когда уступок добиваются угрозами убийства. Это могут делать, как небольшие группы, так и правительства, у которых на этот случай есть законы и просто приказы.

Открытый террор подразумевает изложение своих требований и допускает приостановку объявленных убийств. Случаются акции, проходящие без публичных анонсов. Но иногда на одну жертву приходится слишком много охотников, среди которых трудно выделить истинных организаторов покушений.

В Москве осенью 1919 года к проискам врагов были готовы. К этому времени ВЧК уже успела раскрыть не одну подпольную группу, большинство из которых были связаны с белогвардейцами или сочувствовали им.

В условиях продолжавшегося деникинского наступления можно было ожидать новых выступлений и диверсий со стороны бывших офицеров, кадетов, савинковцев и т.п. Но то, что случилось, не укладывалось в привычные стереотипы.

25 сентября около 21.00 в помещении Московского комитета РКП(б), располагавшемся в Леонтьевском переулке, собрались партийные работники Москвы, чтобы обсудить вопросы партийного просвещения. Дата и время заседания были опубликованы в "Правде". В небольшом зале собралось от 100 до 120 человек. Ожидался приезд В.И.Ленина, но он так и не появился. Поскольку в комнате было шумно, председатель собрания А.Ф.Мясников предложил желающим покинуть помещение.

Но выйти никто не успел. Со стороны окна послышался треск, похожий на выстрел. Кто-то крикнул: "Бомба!" Участники рванулись к дверям, но людей было слишком много, чтобы быстро покинуть комнату. Большинство успело выбежать в коридор.

Но взрыва все не было, и секретарь Московского комитета РКП(б) В.М.Загорский направился к месту падения подозрительного предмета со словами: "Спокойнее, ничего особенного нет, мы сейчас выясним, в чем дело" (или "Спокойно, товарищи! Спокойно! Сейчас мы все выясним.").

И в этот момент раздался мощнейший взрыв. Бомба сдетонировала через 45 секунд после броска. Взрыв разрушил стену особняка. В полу была пробита дыра, вылетели все стёкла вместе с рамами. В коридоре сорвало с петель двери.

Комендант Московского Кремля П.Мальков вспоминал:

"Я был на заседании актива. Когда Покровский закончил доклад и актив перешли к очередным делам, мне пришлось уйти... Вдруг блеснула ослепительная вспышка и вечернюю тишину рванул оглушительный грохот.

Из окон соседних домов с дребезгом посыпались стекла. Ничего еще не соображая, не поняв еще толком, что произошло, я рывком махнул через дверцу машины и кинулся к зданию МК, откуда вышел всего несколько минут назад...

Ни в одном из окон Московского комитета РКП(б) свет не горел. Да и были ли окна, был ли дом?... Я попытался проникнуть в здание – тщетно. Вход засыпало, ничего в темноте нельзя было разобрать.

Тогда я бросился к машине. Шофер, дрожа, сидел за рулем. Мотор работал. Когда он его завел, ума не приложу. Я велел ему мчаться в Моссовет, - ведь рядом! - позвонить в ЧК Дзержинскому, в Кремль, вызвать пожарных и скорее возвращаться назад..."

Завалы разбирали всю ночь с 25 на 26 сентября. В спасательной операции участвовали почти все депутаты Моссовета. Кареты "Скорой помощи" прибыли довольно быстро, но спасти удалось не всех.

В результате взрыва погибли 12 человек. Среди них были секретарь МК РКП(б) В.М.Загорский, случайно зашедший в зал А.К.Сафонов (бывший член РВС 2-й армии, назначенный членом Совета обороны Тамбовского укреплённого района), сотрудница Хамовнического райкома РКП(б) И.М.Игнатова, сотрудница губкома РКП(б) Мария Волкова,

секретарь Железнодорожного райкома РКП(б) А.Ф.Николаева, агитатор Г.Н.Разоренов-Никитин, агитатор Г.В.Титов (в свое время убедивший сложить оружие Вешенский казачий полк), сотрудница МК РКП(б) Анна Халдина, член Моссовета Н.Н.Кропотов, профсоюзный работник Кваш и слушатели Центральной школы партийной работы С.Н.Танкус и Колбин.

Двоих из них (Сафонова и Волкову) доставили в больницу, но не спасли. Среди погибших, кроме Загорского и Сафонова, не было известных имен.

Однако в числе раненых оказались член ЦК РКП(б) Н.И.Бухарин, член ВЦИК А.Ф.Мясников, член ВЦИК Н.П.Павлович, член ВЦИК Емельян Ярославский и публицист Ольминский. Был тяжело ранен член ВЦИК Г.Сафаров и серьезно контужен редактор "Известий ВЦИК" Ю.М.Стеклов. Всего было ранено 55 человек. Чекисты прибыли на место теракта в течение пяти минут.

Расследование было поручено председателю Московской ЧК В.Н.Манцеву. Поиски террористов с самого начала пошли в неверном направлении. Московские чекисты не поверили первым сведениям о причастности к взрыву анархистов, считая организаторами теракта белогвардейцев.

Председатель ВЧК Ф.Э.Дзержинский не хотел верить, что люди, с которыми он сидел в тюрьме, перейдут к открытой борьбе против Советской власти.

Только через несколько дней чекисты обратили внимание на нелегально напечатанное "Извещение", в котором говорилось:

"Вечером 25-го сентября на собрании большевиков в Московском комитете обсуждался вопрос о мерах борьбы с бастующим народом. Властители большевики все в один голос высказывались на заседании о принятии самых крайних мер для борьбы с восстающими рабочими, крестьянами, красноармейцами, анархистами и левыми эсерами вплоть до введения в Москве чрезвычайного положения с массовыми расстрелами. Замысел большевиков был сорван...

Наша задача - стереть с лица земли строй комиссародержавия и чрезвычайной охраны и установить Всероссийскую вольную федерацию союзов трудящихся и угнетенных масс. Нечего ждать прихода белой деникинской реакции и ухода красной, комиссарской. Мы сами должны установить свободный строй в стране теперь же, немедленно, не дожидаясь окончательной гибели завоеваний октябрьской революции. Близится третья социальная революция!...

Всероссийский Повстанческий Комитет требует от советской власти немедленного освобождения всех арестованных крестьян, рабочих, анархистов и прочих революционеров, за невыполнение чего оставляет за собой свободу действий. Динамиту и бомб хватит. Дух Бакунина еще живет в нас, на подвиги Равашоля еще способны наши бойцы! Нашей мести за растерзанный и распятый народ не будет конца. Все в наши ряды!"

2 октября в руки чекистов попало письмо лидера анархистской организации "Набат" С.Барона (Факторовича), который сообщал своим сторонникам:

"Теперь Москва начеку. Пару дней тому назад местный комитет большевиков взорван бомбой, погибло больше десятка. Дело, кажется, подпольных анархистов, с которыми у меня нет ничего общего. У них миллионные суммы. Правит всем человек, мнящий себя Наполеоном. Они сегодня, кажется, публикуют извещение, что это сделали они".

В конце октября московский чекист И.А.Фридман на Сивцевом Вражке при попытке ареста застрелил Казимира Ковалевича, у которого были найдены документы Всероссийского Повстанческого Комитета революционных партизан.

Несколько дней спустя чекисты при обыске на конспиративной квартире нашли приходо-расходные записи о поступлении и использовании средств анархистской боевой организации, и списки ее членов.

4 ноября в засаде в Большом Гнездниковском переулке был убит один из руководителей "революционных партизан" Петр Соболев (бросивший бомбу в Леонтьевском переулке), при котором оказалась записная книжка с пометками о выдаче денег бывшему члену ЦК партии левых эсеров Д.А.Черепанову.

После допросов на Лубянке задержанный анархист М.В.Тямин признался в том, что участвовал в организации взрыва 25 сентября и сообщил, что штаб-квартира боевиков-анархистов находится на даче в поселке Красково. Приходилось спешить, так как боевая группа готовилась к проведению теракта в Кремле или на Красной площади 7 ноября.

Оперативная группа из 30 человек, отправившаяся 5 ноября на захват террористов, поместилась в открытой санитарной машине. Отрядом командовали В.Н.Манцев и С.А.Мессинг. Чекисты оцепили дачу Горина и попытались незаметно проникнуть внутрь, но в этот момент из дома полетели гранаты.

Бой продолжался два с половиной часа. После очередного предложения сдаться, анархисты взорвали имевшиеся на даче запасы взрывчатки. Под развалинами были найдены шесть тел Якова Глазгона, Василия Азова (Азарова), Дмитрия Хорькова, и неизвестных с именами Захар (Хромой), Миша и Таня.

Анархист А.Н.Попов (Барановский) на допросе показал: "Взрыв в Леонтьевском переулке был произведен анархистами подполья. В нем участвовали пять человек — я, Петр Соболев (он бросал бомбу), Миша Гречанников, Федя Николаев и один, который убит на даче в Краскове, фамилию его не назову".

Арестованные М.Л.Гречанников, А.И.Попов (Барановский), Ф.Н.Николаев, А.Г.Восходов, Л.В.Хлебныйский, Ценципер, П.Е.Исаев и А.П.Домбровский были расстреляны в конце декабря 1919 года.

17 февраля 1920 года был арестован Д.А.Черепанов, который по одним данным умер в ссылке от тифа, по другим - был расстрелян. Новые боевые анархистские группы такого же типа так и не возникли.


1. МЧК. Из истории Московской Чрезвычайной комиссии. 1918–1921. Сборник документов. М. Московский рабочий, 1978. 320 с.

2. В.А.Клименко. Борьба с контрреволюцией в Москве. 1917-1920. М. Наука. 1978.

3. Красная книга ВЧК. В двух томах. 2-е издание. Том 1. М. Политиздат. 1989.

4. М.Павлович. (М.П.Вельтман). Взрыв в Леонтьевском переулке 25 сентября 1919 года. М. Московский рабочий. 1922. 56 с.

5. И.Полонский. Анархисты после Февральской революции: между героической службой в Красной Армии и антисоветским терроризмом. Военное обозрение. 2015. 10 февраля.

6. Я.А.Яковлев. Русский анархизм в великой русской революции. Петроград. Государственное издательство. 1921.

7. Взрыв 25 сентября 1919 г. в помещении МК РКП по Леонтьевскому переулку, 18. Московский Комитет РКП (большевиков). М. Государственное издательство, 1920. 94 с.

8. Д.Л.Голинков. Крушение антисоветского подполья в СССР. М. Политиздат. 1975.

9. 25 сентября 1919 г. Взрыв в Леонтьевском переулке. М. Московский рабочий. 1925.

10. С.Н.Канев. Октябрьская революция и крах анархизма (Борьба партии большевиков против анархизма 1917 - 1922 гг.). М. Мысль. 1974. 431 с.

11. М.А.Алданов. Большая Лубянка. М. ОЛМА-ПРЕСС. 2002. 414 с.

12. П.Д.Мальков. Взрыв в Леонтьевском переулке. Записки коменданта Московского Кремля. М. Молодая гвардия. 1959. 285 с.

13. Е.М.Корноухов. Борьба партии большевиков против анархизма в России. М. 1981.

14. В.Д.Ермаков. Анархическое движение в России: история и современность. СПб. 1997.


Рецензии