Пижма и рябинка Охота на слова

Запах это растения я помню с раннего детства. Прибегаю с улицы, весь в снегу, насквозь мокрый, а в доме пахнет рябинкой, значит, мама опять болеет и заварила себе лекарства. Иногда, когда я слегка сопливел, она давала мне в маленьком стаканчике на два глотка слегка горькой жидкости. А при поносе – чуть побольше и потемнее. И ведь помогало. Сама же она пила почти по полному стакану и от простуды, и от усталости, но чаще всего от чего-то, связанного с печенью.

Однажды мы с нею и старшим братом приехали, а точнее пешком пришли на покос, на тачанке привезли с собою косы, грабли, вилы, половики, одеяла, кусок брезента, хлеб, крупы, сахар – всё, что необходимо для жизни  и работы на покосе. Первое, что мать сделала, достала свою косу и прошла несколько рядов на становье. Брат развёл огонь и срубил несколько тоненьких берёзок, чтобы из них сделать шалаш, а мне поручил следить за костром и поставить кипятить чайник и банки с  водой. И тут мама подходит к костру, садится на тюк с одеялом и половиками и жалуется на тяжесть в печени.
- Сейчас бы рябинки заварить, и всё бы прошло.

Я рябинки на покосе не видел.  До Борзовки, куда я ходил за водой с большой банкой из-под повидлы, я нигде не встречал рябинки. Брат вспомнил, что у верхней елани есть такое место. Он пошёл искать рябинку, а я поставил воду в литровой железной банке. В таких банках мы и супы варили, и картошку, и грибы, если на двоих, а если на троих или четверых, то брали алюминиевую кастрюлю. Варили на один раз, чтобы всегда свежее.

Вскоре брат принёс  пучок душистых ломких веточек с резными листьями и  круглыми соцветиями, похожими на ромашки без белых лепестков, а ещё похожих на  грозди рябины, но без той ряби, без пигментных пятен на листьях и ягодах, какие есть на рябине. Я тут же взял несколько веточек, оборвал листья и положил в банку с закипающей водой. Я уже знал, что при поносе надо заваривать соцветия, а в других случаях – листья и стебли. Через несколько минут лекарство было готово, я захватил банку тряпкой и вылил зеленовато-жёлтую жидкость в кружку, добавил комышек сахару и подал маме, которая в неестественной позе прилегла на привезённый из города тюк.

Я попробовал это зелье – горькое. Но у меня было совсем без сахара. С сахаром лекарство усваивается быстрее. Моя мать прожила 88 лет, ничего похожего у неё на сахарный диабет не было, хотя чай и дома, и в лесу на покосе пила всегда с сахаром. Не было  у неё и лишнего веса. В сахаре она себе никогда не отказывала. А по утрам традиционно принимала чайную ложку  сливочного масла, чайную ложку сахара на голодный желудок. Она всегда много двигалась, а движение -  первая профилактика диабета. Всякий раз, когда она  проходила  глубокий медицинский осмотр, у неё выявляли кучу всяких заболеваний, в том числе порок сердца, опущение желудка, смещение печени, смещение пупка, говорили о надсаде и предлагали провести комплексные операции. Она соглашалась, говорила, что надо подумать. А потом заваривала свои травки и принималась за работу, которая у неё была и зимой и летом, ночью и днём. О врачах и о болезнях просто забывала.

А тогда на покосе она сделала несколько глотков заваренного мною зелья – я тогда был уверен, что потому и зелье, что зелёного цвета, минут на двадцать уснула прямо на тюке и встала совсем здоровой, взяла косу и пошла косить, а мы с братом доделывали шалаш. При этом мы всегда делали снизу настил на высоте в 15 сантиметров. На настиле трава не гниёт, снизу её продувает,  а главное, как говорила мать,  – «земля силу не отнимет». Через несколько лет, когда я закончил институт и стал со школьниками ходить в походы, под брезент палаток заставлял подкладывать больше веток. Один раз я изменил этому принципу, в жаркий полдень часа два полежал в тени на брезентовой штормовке, брошенной прямо на траву, и заработал боль в пояснице.

В словаре Владимира Даля приведено много народных названий пижмы. Это дикая рябина, желтая рябина, полевая рябина, рябишник, глистник, девятильник, романник, пуговичник, протыч? козельник, сузик; девятиха, десятиха, вротич.

Само слово ПИЖМА  явно иноземное. Википедия относит его к общеславянским  для обозначения  всего  рода растений в целом, происходящим от польского pi;mo или чешского pi;mo, что означает мускус (сильный запах органического происхождения) и в свою очередь восходит к искажённому произношением латинскому слову  bis;mum. Большинство представителей рода  ПИЖМА действительно обладают весьма сильным и довольно близким по оттенку эфирно-смолистым запахом, причём запах этот исходит ото всех наземных частей растения.

А ещё Википедия соотносит ПИЖМУ с латинским аналогом
Tanac;tum, это  род многолетних травянистых растений  и кустарничков семейства Астровые, или Сложноцветные (Asteraceae), произрастающих, главным образом, в умеренных климатических зонах Северного полушария. Род включает не менее 167 видов, на территории России из них произрастает около 30.

Слово  Tanacetum по одной версии происходит от греческих слов tanaos  «долго, продолжительно» и aceomai «жить, существовать». По другой версии – полным синонимом   латинского названия Sempervivum («вечно живой», или молодило), но это относится к совершенно другому растению.

Что касается зелья, то   в словаре Даля гнездо слова ЗЕЛИЕ.
Это  зелье,  былье, злак, трава, растение.
Это сорные травы и семена в хлебе.
Это снадобье, лекарство.
Это  яд, отрава.
Зельем в  старину  называли огнестрельный порох.
А ещё это человек негодный, беспокойный, беспутный пройдоха, негодяй.

Ни в одном источнике я не встретил, чтобы слово ЗЕЛЬЕ указывало на зелёный цвет, но мне почему-то кажется, что оно должно быть именно зелёным.  Впрочем, есть пословица, что у каждого лекаря своё зелье.

По-немецки ПИЖМА – Rainfarn, где буквально  Rain – межа, кромка, а Farn – папоротник, то есть нечто растущее на меже и похожее на папоротник. При этом в новых немецких каталогах почему-то нет пижмы – Rainfarn, нет и чистотела – Sch;llkraut. В черте города Дюссельдорфа и на берегу Рейна пижма, чистотел, а также зверобой – Johanniskraut, встречаются постоянно, значительно чаще, чем на Урале.

А пижма – подлинный лекарь. На себе проверил ещё в раннем детстве. С помощью пижмы в старину избавлялись от кишечных паразитов, её заваривали при болях в желудке,  в животе, в  печени, использовали как жёлчегонное средство,  снимали боли, головные, менструальные, использовали как  противовоспалительное и успокаивающее средство.


Рецензии