Монах Игнатий Бекренев

День памяти:
27.08/9.09 – день мученической кончины (1937 г.)

Монах Игнатий (Бекренев Георгий Иоасафович) родился 21 апреля 1891 года в селе Сунтар Нюрбинской волости Вилюйского округа Якутской области в семье мещан. У родителей, Иоасафа Федоровича и Пелагеи Евсеевны, было шестеро детей. Георгий был младшим.
Он был карликом – как позже его назвали, имея ввиду его духовный рост – великим карликом.

В 1910 году поступил в Якутскую Духовную семинарию.
Был первым учеником в классе.
Сохранились сведения, что по бедности семьи был переведен с полуказенного на полноказенное содержание. "Сам же я по своему не крепкому здоровью не могу добывать средств..." – писал семинарист.
В 1915  году окончил семинарию.

В 1915-м поступил в Московскую Духовную академию.
Жители Восточной Сибири направлялись в Казанскую Духовную академию. Факт поступления уроженца Якутии в Московскую академию свидетельствует о незаурядных способностях молодого человека.
Ректором академии был в те годы епископ Феодор (Поздеевский), с которым судьба якута Бекренева будет связана навсегда.
Ректор сам преподавал пастырское Богословие. Считал, что для пастыря, духовного руководителя, необходим опыт личного аскетизма, и потому жизнь вел аскетическую. О нем говорили: "Если Владыке нужно выпить стакан воды, он выпьет половину. И так во всем". На завтрак все собирались у Владыки, где сообща обсуждали многие вопросы. В такой творческой атмосфере происходило духовное становление студента.

В 1917 году академия на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры была закрыта, в ее помещениях вскоре расположились ракетно-пулеметные курсы РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии).
Однако, несмотря на войну, голод и политические баталии архиепископ Феодор, смещенный Синодом с должности ректора академии по проискам масонского Временного правительства, сделал попытку организовать в Москве Высшую Богословскую школу. Он привлек для этого близкий к нему круг профессоров академии. По воспоминаниям епископа Вениамина (Милова), эта школа, «доживая последние дни, ютилась в разных местах города: в Епархиальном доме, в церкви Иоанна Воина, в церкви Петровского монастыря и в храме Живоначальной Троицы в Листах. Профессура в Академии оставалась еще старая». Ученая академическая братия перешла к бывшему своему ректору в Свято-Даниилов монастырь – теперь настоятелю этой обители владыке Феодору.

В 1919 году Георгий Бекренев окончил Духовную академию со степенью кандидата Богословия.

В 1919-1921 годах работал счетоводом РККИ.
Затем до 1923 года жил в Москве без определенных занятий.

В 1923-29 годах – монах Московского Свято-Даниилова монастыря.
В монастыре читал поминания и выполнял канцелярскую работу.

Отца Игнатия особенно любил владыка Феодор. Протоиерей Сергий Сидоров вспоминал, что однажды ему пришлось сообщить Владыке об увлечении одним из духовных детей архимандрита Симеона (Холмогорова) католичеством. Преосвященный Феодор взволновался, начал критиковать католиков и называть их папистами и еретиками. Вдруг в душной келье владыки Феодора, где кроме него и гостя на узком диване лежал с покрытой головой страдающий острыми мигренями архимандрит Симеон, сорвался занавес, разделявший комнатушку наполовину, и появился маленький сморщенный человек, безусый, со строгими глазами и крикнул Владыке:
-Не смей ругать чужие веры, берегись Бога, не высокоумничай!
-Ну, ну, успокойся. Признаюсь, я слишком уж горжусь, – благодушно откликнулся Епископ. "Вот видите, какой он строгий", – обратился он к отцу Сергию, указывая на карлика. Тот улыбнулся, поцеловал руку владыке Феодору, благословившему его, и вышел из кельи. Так полушутливо отец Игнатий «смирял» Владыку, конечно, согласный с ним – как человек образованный и единодушный – по вопросу католической схизмы. А Владыка показывал свое смирение и глубокую приязнь к бывшему своему студенту.

В 1929-30 годах подвизался монах Игнатий при церкви Воскресения Словущего в Даниловской слободе.

28 декабря 1930 года был арестован и обвинен при аресте в "антисоветской агитации".
Во время следствия содержался под стражей в Бутырской тюрьме.
3 января 1931 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР был осужден по статье 58-10 УК РСФСР по групповому "архивному делу № Н-6656. Москва, 1931 г.".
Приговор: 3 года высылки в Северный край.

В 1930-33 годах отбывал ссылку в Пинежском районе Архангельской области.

В 1933-34 годах жил в Кашире вместе с отцом Серафимом (Климковым), священником Иоанном Васильевым и послушницей Лизой – монахиней Евлампией (Матвейченковой).

В 1934 году все они переехали в город Киржач Владимирской области.
До 1937 года проживали в одном доме.
В то же время в Киржаче находился и другой даниловский насельник – архимандрит Симеон (Холмогоров), ближайший духовный друг владыки Феодора.

30 декабря 1936 года монах Игнатий был арестован и привлечен по делу о "к/р организации церковников и монашества" во главе с находившимся в ссылке в Сыктывкаре архиепископом Феодором (Поздеевским) и архимандритом Симеоном (Холмогоровым), проживавшим на полулегальном положении в Киржаче. По этому делу в конце декабря 1936 года и в начале 1937 года было арестовано более двадцати человек. Арестованных разделили на несколько групп и провели по нескольким делам (дела П-5328, П-8151 архива УФСБ по Владимирской обл., П-7014 архива УФСБ по Ивановской обл.).
Отец Игнатий содержался в тюрьме города Владимира, но вскоре был переведен в Ивановскую тюрьму. Проходил по делу П-8151, но упоминания о нем имеются также в делах П-5328 и П-7014.

Из показаний Липиной, хозяйки дома, в котором жил монах Игнатий вместе с архимандритом Серафимом и монахиней Евлампией (Матвейченковой): "Вместе с Климковым ко мне на квартиру переехал монах Игнат (Бекренев) и монахиня Матвейченко Е.Я. Мне было известно о существовании у них т.н. "домашней нелегальной церкви" лишь только потому, что лично приходилось слышать Богослужение, которое совершал архимандрит Серафим. Когда я стала интересоваться у монахини Елизаветы о причинах непосещения Климковым храма, последняя ответила: "Теперь в храмах нет благодати, т.к. ими управляет митрополит Сергий, который, якобы, по указания гражданских властей религию уничтожает...""

Из материалов дела: "...Установлено, что на территории Московской обл. и ряде районов Ивановской обл. существовала подпольная к/р организация церковников и монашества, т.н. "Всероссийское Иноческое братство", возглавляемая находившимся в ссылке в Сыктывкаре архиепископом Поздеевским и архимандритом Холмогоровым с группой своих послушников из бывшего Московского Даниловского монастыря на основе к/р платформы ссыльных епископов, известной под именем "Истинно Православная Церковь"... По прямым указаниям руководителя организации Поздеевского в 1935 г. были созданы 3 контрреволюционные группы – ячейки организации, объединенные в т.н. "домашние нелегальные церкви" ("скиты", "обители" и т.д.) под руководством архимандрита Холмогорова, епископа Парфенова и архимандрита Климкова..."
Монах Игнатий (Бекренев) был обвинен в "участии в подпольной группе", организованной архимандритом Серафимом (Климковым) в Киржаче.

9 сентября 1937 года тройкой при УНКВД по Ивановской области отец Игнатий  был осужден по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР по групповому "делу иноческого братства князя Даниила. Иваново, 1937 г. Д.П-8151" как "активный участник к/р церковной и монашеской организации; ведение фанатичной пораженческой агитации на нелегальных собраниях".
Приговор: высшая мера наказания – расстрел.

9 сентября 1937 года он был расстрелян во внутренней тюрьме УНКВД по Ивановской области в городе Иваново.
Место захоронения: Иваново, городское кладбище "Балино".

Литература:
1. Даниловский благовестник. 1996. Вып.8. С.53, 57.
2. Инна Юрганова, Ирина Дмитриева. Великий карлик. История жизни якутского монаха. Необычный студент. gazetalogos.narod.ru/numbers/11/11-8.html
3. http://www.mpda.ru
4. http://pstbi.ru

Документы:
1. Материалы Церковно-исторического музея Московского Данилова монастыря.
2. ЦА ФСБ РФ. Д.Н-6656.
3. Архив УФСБ по Владимирской обл. Д.П-8151.
4. Архив УФСБ по Владимирской обл. Д.П-5328.


Рецензии