Зенон Китийский. Первый стоик
Глава философской школы был фактически ходячим университетом и давал своим ученикам самое полное и качественное гуманитарное образование, которое только можно было получить в то время. Само собой он преподавал собственную философскую доктрину, но кроме того самым подробным образом изучались труды и прочих философов, как древних, так и современных. В курс обучения входило изучение естественных наук, истории, литературы, политики, но боле всего логики. Ученики, приходили и уходили, переходили из одной школы в другую и за несколько лет обучения получали очень солидный объем знаний.
Долгое время философией интересовался очень узкий круг людей, склонных к интеллектуальным занятиям из любопытства или для развлечения. Все изменилось после того, как Сократ провозгласил, что смысл изучения философии состоит в том, чтобы научиться правильно жить. Эта идея оказалась революционной и вызвала взрыв интереса к изучению философии в самых широких кругах – от аристократов до гетер. А тут еще и походы Александра Македонского произвели серьезную сумятицу в умах греков
На протяжении доброй тысячи лет центром их мира был полис. Жизнь была скромной и стабильной, несмотря ни на какие войны и политические кризисы. Но после победы над персами все изменилось коренным образом.
Были завоеваны огромные территории, население которых значительно превышало численность греков. В Азии и Египте возникли новые царства, которым требовалось огромное количество чиновников, воинов, торговцев и просто деятельных людей. За несколько лет жизни в Сирии или Персии грек мог сколотить огромное состояние, и он же мог потерять все в один момент по прихоти царя или чиновника. Платой за новые возможности стала потеря свободы. Из мира полисов греки внезапно перенеслись в мир обширных царств, в которых их судьба стала зависеть от событий, происходивших где-то на другом конце мира, на которые они никак не могли повлиять. Труды Платона и Аристотеля об идеальном государстве-полисе устарели, едва пережив своих создателей. Старые привычные нормы и правила жизни перестали соответствовать реальности. Людям думающим и активным нужно было понять как достойно жить в новых условиях. И это понимание им дал человек по имени Зенон.
Купец из Кития.
Примерно в 330 году до н.э. на Кипре в городе Китий в семье богатого финикийского купца Мнасея родился сын Зенон, которому было суждено стать основателем самой влиятельной философской школы античного мира на последующие пятьсот лет. Мнасей по торговым делам часто бывал в Афинах и однажды привез оттуда сыну свиток с «Воспоминаниями о Сократе» Ксенофонта. Судя по всему, это сочинение произвело на Зенона сильное впечатление и пробудило в нем интерес к философии. Когда Зенону исполнилось 22 года, он отправился в Афины чтобы продать там груз пурпура. Но груз затонул вместе с кораблем. Сам Зенон, по-видимому, был на другом корабле и невредимым прибыл в Афины. Чем же первым делом занялся молодой человек, только что потерявший свое имущество, в чужом незнакомом городе? Он пошел в книжную лавку. Среди вороха свитков он обнаружил заветный труд Ксенофонта о Сократе и начал расспрашивать продавца, где ему найти людей, которые занимаются философией. Как раз в этот момент по улице проходил похожий на нищего киник Кратет. Продавец указал Зенону на Кратета и сказал: «Так вот же он!» Зенон поспешил за Кратетом и попросил взять его в ученики. Впоследствии Зенон любил говорить, что сама судьба с помощью кораблекрушения сделала его философом.
В то время Кратет возглавлял одну из философских школ киников (циников), последователи которой отличались весьма экстравагантным поведением и специфическим чувством юмора. Желая проверить Зенона, Кратет всучил ему в руки горшок с горячей похлебкой и предложил ему пройтись с ним через многолюдную площадь. Юноша смутился и замер в нерешительности. Тогда Кратет опрокинул содержимое горшка ему на одежду и снова повторил свое предложение. На этот раз Зенон без колебаний пересек площадь, не обращая внимания на насмешки, и был принят в ученики.
Надо заметить, что античные киники не имели ничего общего с тем, что мы сегодня называем цинизмом. Они презирали конформизм и условности, навязываемые человеку обществом, насмехались над догмами религии, богатством и социальным статусом и призывали жить максимально просто и естественно. По мнению киников, все проблемы человека связаны с тем, что он постоянно выдумывает себе все новые и новые потребности, которые мешают ему наслаждаться жизнью. Кроме того киники полагали, что философ должен проповедовать свое учение не только словами, но и акциями непосредственного действия, чтобы достучаться до сознания людей и заставить их думать.
Так знаменитый киник Диоген Синопский ходил по Афинам среди бела дня с горящим фонарем, говоря, что ищет человека или просил подаяние у статуй, заявляя при этом, что таким образом приучает себя принимать отказ как должное. Несмотря на всю эту внешнюю клоунаду и упор на практику, киники высоко ценили точность и ясность мысли, и за годы учебы у Кратета Зенон получил отменную подготовку в искусстве философского диспута и безупречной логики рассуждений. Еще учась у Кратета, он написал принесший ему широкую известность трактат «Государство», в котором полемизировал с Платоном.
После нескольких лет обучения кинической философии Зенон принялся изучать прочие философские течения у самых знаменитых мыслителей того времени Полемона, Ксенократа, Стильпона, Филона, Диодора Крона и других. Рассказывают, что когда Зенон еще был учеником Кратета он пошел послушать лекцию диалектика Стильпона. Кратет возмутился такой изменой, схватил Зенона за плащ и попробовал увести ученика. Тогда Зенон сказал: «Сначала убеди, а потом уводи! А если ты оттащишь меня силой, то телом я буду с тобой, а душой со Стильпоном». Несмотря на кораблекрушение у Зенона сохранилась приличная сумма денег, которые он успешно вкладывал в торговые операции и мог себе позволить платить за обучение и вести хотя и скромный, но достойный образ жизни, не обременяя себя заботами о хлебе насущном.
После двадцати лет обучения Зенон понял, что ни одно из философских течений того времени не дает ему ответа на простые вопросы «что есть благо и как нужно правильно жить?». Киники были слишком экстравагантны, эпикурейцы самоустранились от социальной жизни, а платоники, скептики, диалектики и прочие философы были слишком далеки от повседневных проблем обычных людей. Нужна была философская концепция для практичных, деятельных и здравомыслящих граждан, живущих полноценной жизнью. И Зенон создал такую философию.
Стоя.
Зенон решил основать собственную философскую школу, но, не будучи афинским гражданином, он по закону не мог использовать для этого собственный дом. Философская школа считалась бизнесом, а для занятия бизнесом иностранцам нужно было получить кучу разрешений. Зенон решил не связываться с бюрократией и начал читать свои лекции на открытом воздухе для всех желающих. Для этого он избрал портик, расписанный сценами Марафонской битвы. Этот портик назывался Стоа Пойкиле и поэтому слушателей и последователей Зенона стали называть стоиками. Под этим именем они и вошли в историю.
На самом деле мы не знаем, о чем именно говорил Зенон своим ученикам. Никаких записей его бесед не сохранилось. Он написал свыше семидесяти сочинений, но до нас не дошло ни одного. Сохранилось лишь около трехсот не особо достоверных цитат в трудах других философов, которые большей частью с ним полемизировали и краткое изложение его философской концепции в книге античного писателя Диогена Лаэртского. Но и того, что дошло до нас достаточно, чтобы оценить по достоинству смелость мысли основателя стоицизма.
Сначала Зенон, подобно другим философам, изложил собственную концепцию строения мира, а потом с помощью логических построений сделал из нее выводы, заложившие основы этики стоиков. Таким образом, философия стоицизма состоит из трех частей – физики, логики и этики. Сам Зенон говорил так: «Физика – это деревья в саду, логика – это ограда, а этика – это плоды». То есть, чтобы собрать урожай, нужно сначала защитить свой сад и вырастить деревья. Под логикой Зенон понимал сочетание диалектики и риторики. То есть, науку правильно мыслить и науку правильно излагать свои мысли. Именно на изучение логики он потратил годы обучения и теперь был готов применить ее к собственной концепции мира, которую назвал физикой.
Термин «физика» у греков обозначал почти то же самое, что и для нас, но с одним существенным отличием. Современная физика это наука, постепенно, шаг за шагом изучающая, как устроен окружающий мир. Античная физика – это лишь набор умозрительных предположений, которые у каждого философа были свои. Физика Зенона была своеобразной. Все, что доступно человеческому восприятию и пониманию он назвал веществом или материей. Сама по себе материя мертва и неподвижна. Но кроме материи существует некая сила, которую Зенон называл то Богом, то Логосом, то Зевсом, то Огнем. Эта сила невидима, грандиозна и недоступна нашему пониманию. Она пронизывает все вокруг и является источником жизни, движения и развития. Эта сила разумна, она управляет стихиями, небесными телами, и всем что только существует во вселенной, включая судьбы людей и государств. Но человеку не дано полностью постичь смысл действий этой силы и хоть как-то повлиять на нее.
Этика.
Казалось бы, какие полезные выводы можно сделать из таких предпосылок? Что может сделать человек, если его жизнь зависит от непостижимых сил, над которыми он не властен? На это Зенон дал ответ настолько же простой, насколько и гениальный: «Человек не может изменить природный ход вещей, но он может изменить свое отношение к ним, научиться находить в нем благо для себя и жить счастливо». Люди страдают не оттого, что произошли те или иные события, а от того, что их переполняют страсти и желания. Если человек обладает богатством и властью, но при этом погряз в пороках, он, по сути, раб. Счастье человека не может заключаться в богатстве или славе. Оно вообще не может быть обусловлено никакими внешними факторами. Оно может быть обусловлено лишь внутренним состоянием человека и доступно лишь мудрецу.
Мудрецом Зенон называл человека, не имеющего пороков, не подверженного страстям и обладавшего четырьмя добродетелями: мудростью, умеренностью, справедливостью и мужеством. Главными пороками Зенон считал глупость, необузданность, несправедливость и трусость. Страстями, которых следует избегать, Зенон назвал удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Мудрость, говорил Зенон, нужна чтобы понимать Природу и следовать ей, умеренность нужна чтобы не потакать собственным желаниям, справедливость нужна чтобы правильно обходиться с другими людьми, а мужество для того чтобы осознав свою бессилие перед неумолимым ходом событий принимать их бесстрастно и стойко.
Мудрец не ходит в храмы и не молится богам, потому что Бог лишь один, и он есть во всем, а его воля не зависит от просьб человека. Мудрец не привязан к своему родному полису и может счастливо жить где угодно, потому что весь обитаемый мир это один огромный Космополис, а сам мудрец – его законный гражданин, то есть космополит. И весь мир принадлежит ему по праву, как и то место, где он родился. Мудрец не ищет богатства и не избегает его, он не стремится к почету и власти, но честно и добросовестно исполняет свой долг. Он не страдает от несправедливости, потому что принимает природу людей такой, какая она есть. Он не разделяет людей на мужчин и женщин, свободных и рабов, эллинов и варваров. Для него важно лишь одно – является этот человек мудрецом или глупцом.
Стоиков начали резко критиковать другие философы. Их обвинили в фатализме и покорности судьбе, пессимизме и отрицании понятия блага как такового. Но Зенон и его ученики были отменными мастерами диалектики и риторики и в процессе философских диспутов доказывали, что все эти обвинения не имеют основания. Стоик не просто покоряется судьбе, а спокойно принимает ее как неизбежное, не считая судьбу ни наградой, ни наказанием. Он не пессимист и не оптимист. Для него не имеет значения – стакан наполовину пуст или на половину полон. Хорошо, если стакан есть вообще. А если его нет, то тоже ничего страшного.
Надо отдать должное Зенону, он сам жил так же как учил других. Будучи состоятельным человеком, он жил скромно и умеренно. Он никогда не злоупотреблял почетом и уважением, который ему оказывали. Однажды македонский царь Антигон пригласил его на пир. Когда веселье было в полном разгаре, Антигон обратился к Зенону со словами: «Проси у меня все, что пожелаешь!». «Протрезвей!», - коротко ответил ему Зенон. Позднее, говоря о Зеноне, Антигон уважительно сказал: «Я ни разу не видел его ни надменным, ни униженным».
Однажды один дерзкий юноша оскорбил Зенона. Тот лишь усмехнулся и сказал: «Мальчик, я не скажу тебе того, что о тебе думаю!». У Зенона был раб, который совершил кражу. Зенон начал колотить его. Тогда раб, знакомый с учением стоиков воскликнул: «Самой природой вещей мне было суждено совершить это!» «И быть наказанным за это!», - сказал философ. Когда один философ показал ему несколько логических приемов, которыми пользовались софисты, Зенон спросил, сколько тот за них хочет. Философ запросил сто драхм, Зенон дал ему двести.
Зенон прожил 98 лет и до конца жизни был активен и деятелен. О его смерти рассказывают следующую историю: Зенон шел домой после занятий, споткнулся и упал, сломав палец. Тогда он, глядя на землю, сказал: «Иду, иду я. Зачем зовешь?» и умер на месте.
Стоики.
После смерти Зенона его школа продолжала работать под руководством двух его учеников Клеанфа и Хрисиппа. Оба они прожили почти по сто лет и написали несколько сотен сочинений, благодаря которым стоицизм постепенно распространился по всей Греции. Долгое время стоицизм был лишь одним из множества философских течений и особо не выделялся на общем фоне. У него был довольно узкий круг последователей из-за того, что изучение диалектики и физики стоиков, требовало весьма солидной подготовки. Все изменилось, когда идеи стоицизма достигли Рима. Римляне были людьми сугубо практичными и взяли из стоицизма самое главное – этику, которая была понятна любому мало-мальски образованному человеку.
Внезапно оказалось, что стоицизм оказался востребованным в самых широких кругах римского общества. Стоиками были непримиримый республиканец Катон Младший, убийца Цезаря Марк Юний Брут, знаменитый политик, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон. Показательно, что главные труды по стоицизму, дошедшие до нас в полном объеме написали именно римляне. Одним из них был раб, а затем вольноотпущенник Эпиктет, другим – мультимиллионер, писатель и консул Луций Анней Сенека, а третьим – римский император Марк Аврелий. Сам факт, что столь разные по статусу люди придерживались одних и тех же взглядов не может не удивлять. Стоицизм был широко распространен в среднем звене армейских офицеров и государственных чиновников, объединив достойных и порядочных людей в некий аналог тайного братства. Возможно, лишь благодаря этим людям Римская Империя смогла просуществовать так долго, невзирая на разложение верхушки римской знати.
Стоицизм как философская школа просуществовал до 8 века нашей эры, но, тем не менее, его этические принципы никуда не исчезли. На протяжении последующих веков к стоицизму обращались люди самых разных религиозных и политических взглядов от Фомы Аквинского до Нельсона Манделы, от выжившего в нацистском лагере психолога Виктора Франкла до знаменитого финансового аналитика Насима Талеба. Как правило, к наследию стоиков люди обращаются в эпоху войн, кризисов и в моменты тяжелых испытаний. Есть в этом учении нечто, из века в век дающее людям силы, стойкость и душевное равновесие. Пожалуй, самое краткое и емкое изложение сути стоицизма дал не философ, а живший в 18 веке немецкий богослов Карл Этингер:
"Господи! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мужество и душевный покой принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого".
Сам Зенон не сказал бы лучше.
Свидетельство о публикации №218062001657