Олимпия. Мифы и предания

Маленький городок Олимпия на северо-западе Пелопоннеса удивительным образом обрел мировую славу еще в эпоху античности и поныне остается одним самых известных туристических центров. Когда возникла Олимпия неизвестно. Раскопки археологов показывают, что поселения на этом месте существовали еще шесть тысяч лет назад в эпоху неолита. Согласно преданиям, до греков здесь обитали некие кавконы, бывшие наряду с пеласгами и лелегами коренным населением Пелопоннеса. Греки, пришедшие на Балканы из Малой Азии, начали заселять эти земли еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Они основали или отвоевали у кавконов полисы Элида, Киллена и Писа и вся эта область со временем стала называться Элидой, а ее население элейцми, этолийцами и эолийцами. Олимпия в те давние времена  еще не была собственно городом. Это был участок земли со священной рощей и святилищами, посвященными древним богам – Гее и Кроносу. Культ Зевса утвердился здесь гораздо позже, чем в других  краях, что и не удивительно. Элида, по сути, была глухой провинцией, куда все новшества приходили с большим запозданием.  Зато здесь бережно хранили древние традиции, которые в других областях Эллады были основательно подзабыты. Тем боле удивительно, что со временем эти задворки греческой цивилизации стали одним из важнейших культурных и религиозных центров, отобрав пальму первенства у своих куда более богатых конкурентов.

Мы не знаем, когда в Олимпии начали устраивать спортивные состязания. Видимо это было еще в самом начале греческой экспансии в эти края. Такие  состязания местного значения происходили повсюду, и Олимпия была ничем не лучше любого другого города. Скорее наоборот. До нее было неудобно добираться ни по суше, ни по морю, климат в Олимпии в те времена был не особо хорошим из-за речных испарений, в ней легко было заболеть лихорадкой. В городе не было необходимой туристической инфраструктуры, и кроме рощи, пары священных могил и древних алтарей не было никаких особых достопримечательностей.

В то же время, примерно с 12 века до н.э.  самым  масштабным и знаменитым спортивным событием всей Эллады были Истмийские игры, которые по преданию основал легендарный правитель Коринфа Сизиф. Коринф был большим и богатым портовым городом, с множеством храмов, куда было удобно и безопасно добираться, и где путешественнику можно было с комфортом обустроиться. Для того чтобы потеснить Коринф и на тысячу лет стать спортивным и религиозным центром всего античного мира жителям Олимпии пришлось приложить серьезные усилия, не только обустроив свой город, но и призвав на помощь мифы, исторические предания и даже Дельфийского оракула. Основная заслуга в этом деле принадлежала царю Элиды Ификлу, жившему в 9 веке до н.э. Судя по всему это был выдающийся правитель, сумевший убедить греков, что игры в Олимпии волей самих богов предназначены быть  главными в Элладе.  И его аргументы имели под собой серьезное основание.

Игры богов.

Согласно элейскому мифу в те легендарные времена, когда Зевс только появился на свет, в Олимпии уже был возведен храм его отцу Кроносу. Супруга Кроноса титанида Рея поручила охрану младенца Зевса, пребывавшего в пещере на Крите  своим жрецам, демоническим существам, которых греки называли куретами. Однажды пятеро из этих куретов посетили Олимпию. Они были братьями и звали их Геракл, Пеоней, Эпимед, Иасий и Идас. Старший из куретов Геракл предложил устроить состязание в беге и увенчал победителя веткой дикой оливы. После этого Геракл постановил проводить  игры через пять лет в честь каждого из братьев и назвал эти игры Олимпийскими.
Но были и другие рассказчики, которые утверждали, что на самом деле все было не так, а игры в Олимпии установил сам Зевс, который здесь в священной роще победил своего отца Кроноса, после чего устроил состязания между богами. А первым олимпийским чемпионом стал Аполлон, победивший в беге Гермеса и одолевший в кулачном бою Ареса. Ведь не случайно же соревнования в беге и в пентатле (пятиборье) сопровождаются игрой на флейте, а флейта это любимый инструмент Аполлона. Так что все логично.

Вообще для греков ситуация когда два мифа противоречили друг другу была совершенно нормальной. В таком случае они не устраивали спор о том, какой из мифов более правильный, а считали правильными оба. Тем более что и так и этак выходило, что игры в Олимпии установили сами боги в такой глубокой древности, что и представить сложно. А Истмийские игры установил обыкновенный человек Сизиф, имевший крайне сомнительную репутацию и сурово наказанный богами за дерзость и вызывающее поведение.

Игры легендарных героев.

Но как бы то ни было, традиция проведения Олимпийских игр была на некоторое время прервана, потому что произошел Девкалионов Потоп и тем немногим, кто остался в живых, было не до занятий спортом. Но уже через пятьдесят лет после Потопа с острова Крит в Элиду пришел некий Климен, который был потомком того самого критского курета Геракла, основавшего Олимпийские игры. В память своего божественного предка Климен установил в Олимпии жертвенник и устроил спортивные состязания.

Но Климен правил Олимпией недолго. Его сверг сын Посейдона Эндимион, пришедший из Фессалии. Он привел с собой эолийцев, которые и заселили Элиду. У него было четыре сына, каждый из которых хотел стать наследником. Тогда Эндимион чтобы определить, кому из них благоволят боги устроил в Олимпии для своих сыновей состязания в беге, в которых победил Эпей, ставший царем Элиды. Другой сын Эндимиона Этол завоевал область в Средней Греции, которую стали называть Этолией, а ее жителей этолийцами.  Сам Эндимион по преданию не умер, а поныне спит в одной из тайных пещер. Его подверг этому наказанию Зевс за то, что любвеобильный царь Элиды начал оказывать знаки внимания его супруге Гере.

Следующий раз игры в Олимпии в честь Зевса устроил знаменитый Пелоп, тот самый в честь котого был назван Пелопоннес. Пелоп, богатый владелец табунов, бежал в Грецию из Лидии, откуда его изгнал троянский царь Ил. Он захотел завладеть на новом месте собственным царством и тут как раз подвернулся удобный случай. У Эномая, царя города Писа, что неподалеку от Олимпии была незамужняя дочь Гипподамия. Оракул предсказал Эномаю, что тот падет от руки своего зятя, поэтому претендентов на руку дочери Эномай не жаловал. Он устраивал для них гонку на колесницах и если настигал жениха, которому давал фору, то убивал его копьем. Видя такое дело, Пелоп свел знакомство с возницей царя Миртилом и подкупом убедил его заменить железную чеку в колеснице царя на восковую. Когда Эномай на большой скорости стал нагонять Пелопа, колесо его колесницы отвалилось, и он разбился насмерть. Так Пелоп взял в жены Гипподамию и стал царем Писы. По этому случаю в Олимпии были устроены грандиозные игры, поразившие всех своей роскошью. А Мирсила Пелоп потом убил, как обычно и поступают со всеми предателями.

После Эпея правителем Элиды стал его племянник Элей, поэтому жителей страны и стали называть элейцами. Сыном Элея был Авгий, прославившийся своими несметными табунами и стадами быков и коз. Из-за этого у него возникла проблема с утилизацией навоза, которого скопилось неимоверное количество. Как раз в это время Геракл свершал свои подвиги и одним из заданий, которые давал ему его двоюродный брат, правитель Микен Эврисфей,  была очистка скотного двора Авгия. Геракл взялся за дело, запросив в награду десятую часть всего скота. Он перекрыл русло реки, и потоки воды смыли весь навоз. Но Авгий ничего не заплатил Гераклу, заявив, что тот выполнил свое задание хитростью, а не трудом. Геракл возмутился, собрал войско и пошел войной на Элиду. Война была долгой и кровопролитной, но Геракл, в конце концов, одержал победу и устроил состязания в Олимпии, где стал победителем в кулачном бою. Было это согласно римскому историку Евсевию в 1210 году до н.э. Проводились ли Игры в последующие четыреста лет достоверно не известно.
 
Темные века.

Все эти легендарные события происходили в эпоху бронзы в 14-13 веках до н.э., когда главным политическим центром Эллады были Микены. Переломным моментом в истории страны стало вторжение на Пелопоннес дорийцев, живших на севере Греции. По преданию это произошло через три поколения после Троянской войны, то есть примерно в 1120 году до н.э. Дорийцы не стали штурмовать хорошо укрепленный перешеек Истм, соединяющий Пелопоннес с материковой Грецией, а переправились морем в Элиду. Вместе с дорийцами на родину предков вернулись и этолийцы, те самые, которые ушли в Среднюю Грецию с Этолом, проигравшим соревнования в беге Эпею.

Войско этолийцев возглавлял Оксил, потомок Эндимиона в восьмом поколении. Рассказывают, что дорийцы обратились к оракулу и тот дал им пророчество, что поход на Пелопоннес должен возглавить трехглазый муж. Когда растерянные странным предсказанием дорийские послы шли из Дельф домой, им навстречу попался путник на одноглазом муле. Увидев, что у этого путника вместе с мулом как раз три глаза, дорийцы решили, что это именно тот, кто им нужен. Этим человеком и был Оксил. Но этолийцы сопровождали дорийцев недолго. И тем и другим хотелось захватить плодородные земли Элиды, и они реши этот спор поединком. За дорийцев выступил лучник Дегмен, а за этолийцев пращник Пирхем, который и победил. Так Оксил стал царем Элиды.

Дорийцы же отправились на юг, сокрушили Микены, Аргос, Тиринф и Пилос и захватили самые лучшие и плодородные земли. Их столицей стала Спарта, а прежнее ахейское население они частично изгнали, частично обратили в рабство. Результатом этих событий был полный хаос, который длился около трехсот лет. Города пришли в упадок, множество племен были вынуждены покинуть родные места, чтобы жить подальше от воинственных дорийцев. Кто-то переселился на север Пелопоннеса и в Среднюю Грецию, другие перебрались на острова и в Малую Азию.

Возрождение Игр.

Начало 9 века до н.э. было очень непростым временем для всей Эллады. Вся страна была охвачена войнами. Легендарный законодатель Ликург провел в Спарте политические реформы, в результате которых Спарта стала сильнейшим государством Пелопоннеса и начала вести бесконечные войны с соседями. Кроме того Коринф воевал с Мегарами, Мегары с Афинами, элейцы с аркадянами, аркадяне с теми же спартанцами. Ко всем этим неприятностям добавилось и моровое поветрие – то ли чума, то ли оспа. В Элиде в это время правил Ифит, потомок легендарного Оксила. Из-за войн и эпидемии, охвативших всю Элладу города Элиды пребывали в запустении. Ифит отправился в Дельфы и спросил у оракула, как можно умилостивить богов и избавить Элладу от всех этих бедствий. Ответ Пифии гласил: «Восстанови Олимпийские состязания».

На месте Ифита другой бы лишь горько посмеялся. Как такое возможно? Олимпия пребывала в полном запустении, повсюду мор и войны. Как уговорить атлетов отправиться в далекую Олимпию? Кто обеспечит их безопасность в пути? Как избежать раздоров в самой Олимпии между атлетами враждующих государств? Но не таков был Ификл, чтобы опустить руки. Понимая, что самому справиться с такой грандиозной задачей будет непросто, он решил обратиться за помощью к спартанскому законодателю Ликургу и царю Писы Клеосфену, во владениях которого тогда находилась Олимпия.

Мы не знаем как проходили эти переговоры, но примерно можем себе это представить. «Вы хотите, чтоб у нас была чума или вы хотите, чтоб у нас были Олимпийские Игры?» - спрашивал Ификл. «В Элиде до сих пор почитают Кроноса, а не Зевса. Если в Олимпии не будет, святилищ Зевса и Геракла и приличного стадиона, говорить об Играх не имеет смысла» - отвечал Ликург. «А за чей счет, позвольте узнать, должны быть построены стадион и храмы?» - вопрошал обескураженный Клеосфен. «Пока мы тут спорим, боги будут продолжать насылать на нас чуму», - отвечал им обоим Ификл.

В конце концов, все трое пришли к соглашению и объявили свое решение всем жителям Эллады. Текст этого документа не сохранился, но суть его была такова:
Волею богов Олимпия является священной территорией, куда не допускаются люди с оружием, а вся Элида объявляется страной, против которой нельзя вести войну. Начало Игр должно происходить в день первого полнолуния после летнего солнцестояния. Игры проходят раз в четыре года. Каждый участник Игр приносит клятву в святилище Зевса в том, что он не совершал преступлений перед богами и людьми и не нарушит священный закон перемирия во время Игр. Каждый, кто отправляется на Олимпийские Игры, будь то участник или зритель, находится под защитой богов и является особой неприкосновенной. В месяц проведения Игр  все военные действия приостанавливаются.

Кроме того был разработан регламент проведения Игр, который впоследствии много раз менялся и восстановить его первоначальный вид довольно сложно. Известно лишь, что изначально в программу соревнований входил только бег. О самых первых Олимпийских Играх, которые были возобновлены в 9 веке до н.э. нам ничего не известно. Но мы точно знаем, что именно в это время в Элиде был установлен культ Зевса, а в Олимпии было сооружено святилище в его честь. Ификл так же настоял, чтобы элейцы, которые враждебно относились к Гераклу из-за того, что он некогда разорил их страну, соорудили в Олимпии храм в честь героя и начали почитать его наравне с другими богами.  Эта политика принесла свои плоды. Олимпийские Игры постепенно начали пользоваться популярностью, а в новые святилища Зевса и Геракла стали стекаться дары от зрителей и участников Олимпиад.

Нужно заметить, что изначально Олимпийские игры были скорее религиозным событием, чем спортивным. Считалось, что состязания атлетов угодны богам, а их участники, а тем более победители получают благоволение от самого Зевса. То есть, быть победителем Олимпиады означало стать избранником богов, чья слава принадлежала уже не только ему, но и всей его родне и полису, в котором он родился. Столь высокий статус не могли дать никакие другие игры, в том числе и Истмийские. Это и стало залогом дальнейшего процветания Олимпии, а так же определило исключительное значение Олимпиад для всех греков. Они были настолько важны, что даже летоисчисление велось по Олимпиадам.
 
Отправной точкой был назван 776 год до н.э., а Олимпиада, которая проходила в тот год условно считается первой,  хотя на самом деле она была как минимум четырнадцатой. Просто это была первая Олимпиада, где начали записывать имена победителей. Эти разрозненные записи  через триста лет собрал историк Парабаллон, а другой историк Гиппий систематизировал их и сделал  основой греческой хронологии. А самой первой записью было сообщение о том, что победителем в беге на один стадий (195 метров) стал Корэб из Элиды. Он и считается самым первым олимпиоником.

Возвышение и упадок Олимпии.

На протяжении последующих столетий Олимпия наряду с Дельфами и Элевсином стала важнейшим религиозным центром Эллады. Здесь были многочисленные храмы, статуи, сокровищницы и алтари. Важнейшим из святилищ долгое время был Пелопеон, находившийся в священной роще Альтисе, где хранилась плечевая кость легендарного Пелопа. По преданию это святилище основал сам Геракл, потомок Пелопа в четвертом поколении. Здесь он принес жертву своему предку перед началом Игр и завещал элейцам чтить его память.

В течение нескольких веков разбогатевшая Олимпия была яблоком раздора между Элидой и Писой. Несколько раз она переходила из рук в руки. В начале 6 века до н.э. Элида при поддержке Спарты разгромила Пису и обрела полный контроль над Олимпией. Богатая добыча, доставшаяся элейцам, была использована ими для постройки нового святилища – храма Зевса в Олимпии. Это сооружение стало одним из самых грандиозных в античном мире, а внутри храма находилась статуя Зевса работы Фидия, признанная одним из семи чудес света. Вместе с постаментом фигура Зевса возвышалась примерно на 14 метров и производила ошеломляющее впечатление. Вот как описывает ее античный писатель Павсаний:

«Бог сидит на троне; его фигура сделана из золота и слоновой кости. В правой руке он держит Нику (Победу) тоже из золота и слоновой кости. В левой руке бога скипетр, а птица, сидящая на скипетре, – это орел. Из золота же у бога его обувь и плащ, на этом плаще изображены животные и полевые лилии. Трон украшен золотом, драгоценными камнями и слоновой костью».

По словам Павсания во всей Элладе было лишь два места, где он явно ощущал божественное присутствие – это Элевсин и Олимпия. Не лишне заметить, что на статую ушло около 200 кг чистого золота. У подножия статуи был сооружен бассейн, заполненный водой и оливковым маслом. Лучи солнца отражались от его поверхности и падали на статую, заставляя голову и плечи Зевса сиять. По преданию Фидий попросил у Громовержца знак, угодна ли ему его работа. И тогда в черный мраморный пол храма ударила молния в знак одобрения. Это место в храме впоследствии было отмечено специальным знаком.

О статуе Зевса рассказывают еще одну странную историю. В первом веке нашей эры римский император Калигула решил вывезти статую Зевса в Рим, а затем снять с него голову и заменить ее своей. Но когда рабочие попытались начать демонтаж раздался хохот, подобный грому, от которого затряслись строительные леса и механизмы. Рабочие в ужасе разбежались, и статуя Зевса осталась нетронутой. О дальнейшей судьбе статуи сохранились противоречивые сведения. Во 2 веке н.э. она пострадала от сильного землетрясения, По некоторым данным в 5 веке она была вывезена в Константинополь, где погибла от пожара, другие утверждают, что она была уничтожена пожаром в Олимпии в 425 году.

Римское завоевание привело к упадку Олимпии. Игры проводились вплоть до 394 года, когда они были запрещены указом римского императора Феодосия. Но задолго до этого началось разграбление храмов и сокровищниц Олимпии. О масштабах грабежа и о былом богатстве города можно судить по тому факту, что один лишь император Нерон вывез из Олимпии свыше трех тысяч статуй. То, что не смогли украсть римляне, было разрушено войнами, землетрясениями и временем. Но и поныне руины Олимпии поражают своей мощью и величием. Это одно из немногих мест, где совсем несложно представить себе великолепие далекой античной эпохи. Легендарное место, где боги и люди были зрителями, а атлеты становились прославленными  героями. Место, которое и поныне остается священным, ведь именно здесь возгорается огонь возрожденных Олимпийских Игр, ставший символом мира и праздника для всего человечества.




 

 



 


Рецензии