По следам немецких легенд. Кёльнский собор
(Notgeld der Stadt Koeln) в 50 пфеннигов 1922г.
Слева, с чертежами в руке, архитектор. Справа – дьявол.
На одной из незавершенных башен вдали можно рассмотреть средневековый строительный кран (Domkran) /1/.
Он простоял там несколько столетий и для многих поколений жителей
Кельна сделался своеобразным символом города. Убрали его только в XIXв.
-------------------------------------------------
Когда строители приступили к возведению Кёльнского собора, дьявол очень разозлился: в святом городе Кёльне и так уже было множество церквей и часовен, где верующие каждый день молились Господу Богу, - нет же, задумали строить еще и огромный собор! И вот принял он людское обличье и подступил с хитрыми речами к архитектору:
- Ты задумал невозможное! Свой собор ты никогда не построишь. Спорим, что я быстрее проложу канал из Трира в Кёльн, чем ты закончишь свое строительство? Это будет отличный канал, по которому в добрый город Кёльн потечет чистейшая питьевая вода, и будет она не хуже благородного мозельского вина! Я даже думаю, что для города такой канал был бы значительно полезнее, чем еще одна церковь в придачу ко многим, уже имеющимся в городе.
- На что будем спорить? – спросил архитектор.
- Любой из нас сразу же прекратит работу, независимо от того, сколько удастся ему на тот момент сделать, если другой из нас свою работу уже завершит. Я сразу же прекращу свою, если ты раньше меня доделаешь шпили твоего собора, а ты – свою, когда увидишь, что вода из Трира по моему каналу пришла в Кёльн.
Архитектор собора согласился, они ударили по рукам, и каждый приступил к своей работе.
Все выше и выше росло здание собора, все ближе и ближе из Трира к Кёльну подступали опоры грандиозного канала – гордого инженерного сооружения, какое удавалось делать когда-то только древним римлянам.
И вот шпили собора сравнялись по высоте со строительным краном. Постройка собора приближалась к завершению. Архитектор стоял на самом верху лесов и смотрел вниз. И вдруг к своему ужасу он увидел, что соперник его свою работу уже закончил: канал подошел к самому собору. Впрочем, он был пуст - воды в нем не было; но вот показалась вдали какая-то белая точка, она была все ближе и ближе, - пенясь и бурля, прибывала вода, а на воде сидела белая уточка. Когда архитектор увидел, что в споре он проиграл, то бросился вниз с высоты соборной башни, а следом за ним прыгнула и его верная собака, что находилась рядом с хозяином на лесах.
***
Кёльнский собор так и не был завершен. Но и водопровод был разрушен неумолимой рукой времени. Один из обломков его получил в народе название "Чертов коготь". Празднуя победу, бросил торжествующий дьявол от избытка чувств гигантский камень в сторону собора. Тот попал прямехонько в крышу над хорами часовни Трех Волхвов. В ней осталась огромная дыра шириной в 3-4 фута. Этот камень и поныне можно видеть на мостовой у часовни, люди называют его "Чертовым камнем". На нем виднеется отпечаток, как от гигантской петушиной ноги. Это и есть след, выжженный когтем чёрта - "Чёртов коготь".
Источник. Людвиг Бехштейн. "Легенды Рейна". №41.1912
Перевод с нем. Тат.Коливай
***********
О сделке архитектора с дьяволом при строительстве собора существует множество легенд. Одна из них и рассказана здесь великим немецким сказочником из Майнингена Людвигом Бехштейном в его "Легендах Рейна".
Первый перевод легенды о строительстве Кёльнского собора из "Рейнских преданий" Бехштейна на русский язык был сделан еще в начале XX века русским писателем Василием Петровичем Авенариусом. Он включил ее в свой сборник "Лепестки и листья" 1905 года. Впрочем, Авенариус (как он делал при переводах очень часто), опираясь на оригинал Бехштейна, сделал свое собственное произведение, добавив в него множество бытовых деталей, подробностей и усилив сказочность повествования. Неизменной, однако, остается фабула: сделка архитектора с дьяволом и трагический финал как итог.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ в блоге "Сказки Германии" по ссылке
{https://vbaden.blogspot.com/p/blog-page_371.html}
*****
ПРИМЕЧАНИЕ.
----------------------------
1. Строительный кран здесь был установлен в XIV веке и находился на месте будущей южной башни Кельнского собора. Его высота составляла 25 метров. Хотя использовался он всего лишь 50 лет, но пять долгих столетий он являлся одним из основных символов средневекового города Кельн. Демонтирован кран был лишь в 1868 году.
Свидетельство о публикации №218062001768