C 22:00 до 01:00 на сайте ведутся технические работы, все тексты доступны для чтения, новые публикации временно не осуществляются

И. Кант Критика чистого разума Введение К. Кедрова

УДК  1(091)(430)
ББК  87.3(4Гем)
          К20
Все права защищены.
Любое использование материала данной книги,
полностью или частично, без разрешения
правообладателя запрещается.
Кант, Иммануил
Критика  чистого  разума  /  И.Кант;  пер.  с  нем. 
Н.О. Лосского. – Москва : Издательство АСТ, 2018.
160 с. – (Величайшие люди и мыслители).
ISBN 978-5-17-107836-2
«Критика   чистого   разума»   –   философский   труд   
И. Канта, впервые опубликованный в 1781 г. и оказавший
значительное  влияние  на  развитие  европейской  и  рус-
ской  мысли  XIX  и  XX  вв.  Ключевой  вопрос  «Критики», 
исследование  познавательной  возможности  разума,  как 
никогда  актуален  в  век  интернет-технологий  в  нашем 
стремительно  меняющемся  мире.  Исследуя  тайны  разу-
ма, Кант пришел к выводу, что все наши представления о
мире  возможны  только  в  категориях  пространства  и  вре-
мени.  Оставалось  только  понять,  чем  именно  являются 
пространство и время. Это чисто объективные реалии или
плод человеческого воображения?
УДК 1(091)(430)
ББК 87.3(4Гем)
ISBN 978-5-17-107836-2
К20
©  К.А. Кедров, введение,
      составление,      2018
©  ООО «Издательство АСТ», 2018
Кант
Иммануил
5
Ни  одно  из  открытий  Канта  не  является  устаревшим. 
Исследуя  тайны  разума,  он  пришел  к  выводу,  что  все 
наши  представления  о  мире  возможны  только  в  катего-
риях пространства и времени. Оставалось только понять,
чем  именно  являются  пространство  и  время.  Это  чисто 
объективные  реалии  или  плод  человеческого  воображе-
ния? Именно этот вопрос заставил философа усомниться
в  достоверности  как  субъективного,  так  и  объективно-
го  знания.  Само  разграничение  на  субъект  и  объект  уже 
вызывает  сомнение.  Ведь  и  в  первом  и  во  втором  случае 
присутствует и реальный опыт, и игра воображения. Вот
почему  Канту  понадобились  два  новых  понятия:  чистый 
разум  и  разум  практический.  Выяснилось,  что  и  область 
чистой игры мысли, и область строго научного, проверяе-
мого опытом знания в равной мере не свободны от проти-
воречий  внутри  собственных  утверждений.  Здесь  откры-
вается прямая дорога и к диалектике Гегеля, и к теоремам
о   неполноте   и   противоречивости   любых   формальных   
языков  Курта  Гёделя.  Если  высказывание  верно,  оно  не 
полно; если высказывание полно, оно не верно.
Открытие   Канта   —   разум,   сам   себя   исследующий   
и критикующий, — это тоже прямая дорога к лингвисти-
ческой философии Витгенштейна. Не только мы говорим
языком, но и язык говорит нами.
ВВЕДЕНИЕ
6
Исследуя противоречия чистого разума, или так назы-
ваемые  антиномии,  Кант  находит  смысловые  первоато-
мы мысли. Мир вечен — мир не вечен; мир бесконечен —
мир конечен; всё закономерно и детерминировано — всё
случайно и хаотично. Из размышлений над этими проти-
воречиями  выросла  физика  и  космогония  ХХ  века.  Раз-
мышления  о  природе  времени  и  пространства  привели 
Альберта  Эйнштейна  к  открытию  СТО  (специальной  те-
ории  относительности)  и  к  ОТО  (общей  теории  относи-
тельности). Оказалось, что практический разум великого
Ньютона,   несмотря   на   грандиозные   космологические   
и  физические  открытия  этого  гения,  всё  же  обманулся 
из-за  доверия  к  считавшимся  незыблемыми  понятиям 
чистого  разума  —  абсолютного  пространства  и  абсолют-
ного времени.
Антиномия  необходимости  и  случайности  легла  в  ос-
нову квантовой физики и привела к открытию принципа
дополнительности  Нильса  Бора  и  принципа  неопреде-
лённости Вернера Гейзенберга.
Утверждение  Гегеля,  что  истина  это  не  конечный  вы-
вод, а само движение, сам процесс познания, тоже проис-
текает из кантовских антиномий и кантовского принци-
па — разум, критикующий себя во всех своих выводах и в
самом  процессе  познания.  Критика  чистого  разума  рас-
пахнула процесс познания в бесконечность. Был открыт
своего рода вечный двигатель мысли.
Кант поставил жирную точку на иллюзиях эпохи Про-
свещения, которые можно назвать слепой верой в разум.
Дело в том, что и сегодня не существует дефиниции разу-
ма. Часто разум путают с логикой Аристотеля. Но логика
логикой, а истина может быть и вне логики. Важнейший
критерий  истинности  в  логике  —  не  противоречивость. 
Но  Кант  именно  это  свойство  истинности  поставил  под 
сомнение. Он доказал в рамках самой логики, что любые


Рецензии