Невероятное рядом

   На эту лекцию Фёдор попал случайно. Он даже не знал темы. Просто зашёл в аудиторию, устроился на последнем ряду, и, достав телефон, глянул расписание движения автобусов. Ближайшие пятнадцать минут он ещё мог побыть в институте. А потом, снова февральская метель. Благо, что остановка была недалеко.Открыв вкладки соцсетей, он прочитал в беседе юрфака, что сокурсники звали отметить окончание учебной недели, и, конечно же, Алёна, с которой он всё никак не мог расстаться. Она опять жаловалась на недостаток внимания, витаминов и нового телефона. В общем, всё как обычно. И, наверное, Фёдор так и уехал бы домой, если бы не начал прислушиваться к тому, что вещал лектор: полноватый, не очень опрятного вида мужик, больше похожий на вахтовика северника, чем на какого-нибудь мозгляка. Разве что очки в толстой оправе чёрного цвета немного исправляли образ, да и то, не так, чтобы уж сильно.
   — Сейчас, когда военные нескольких стран начали применять искусственный интеллект в области управления оружием, - вышагивая вдоль экрана проектора, говорил он прокуренным голосом, - тема восстания машин снова стала актуальной в научных сообществах.
Если интересно, то ИИ сегодня внедряются человеком в управление истребителями СУ-57 и в российскую систему ПВО. Грубо говоря, это та же Алли, только без романтических соплей и настоящая.
   Тут он остановился и глянув на редкие группки, спросил:
   — Не читали?
Несколько студентов отрицательно завертели головами.
   — Постарайтесь прочесть. Эта совместная работа двух писателей опередила время. Пусть немного, но всё-таки.
   — А кто авторы? - донеслось откуда-то из середины аудитории.
Лектор почесал лоб и признался:
   — Не помню. Знаю только, что на их книгах отмечены инициалы: М, Б. Поищите в сети. Так вот!
Мерное вышагивание продолжилось.
   — Также ИИ внедряют США, Китай, обе Кореи и Япония.
На первом ряду в верх взмыла рука. Девушка, которую Фёдор сотни раз видел в коридорах.
   — Да, какой вопрос у вас?
   — Скажите, вот, касаемо технологической сингулярности, - её голос оказался очень приятным, бархатным, задевающим что-то в груди Фёдора, - если это произойдет, то в каком виде? Также как в кино?
   Лектор благодушно улыбнулся студентке, и сказал:
   — Вы наверняка в курсе исследований, которые проходят на базе нашего института, раз пришли на мою лекцию. Верно?
   Он коснулся седеющего неровно окантованного виска и добавил:
   — Елизавета? Не ошибся?
   Она тоже улыбнулась и утвердительно кивнула.
   — Ну, так вот, Елизавета. Мы пришли к выводу, что машины не станут подобны нам. Они не видят целесообразности в уничтожении. Это удивительно, но, агрессия и импульсивные разрушительные поступки присущи только биологическим существам. Понимаете о чем я? Да?
Девушка опять кивнула, и лектор обвёл взглядом всё помещение, продолжая:
   — Тесты, в наших лабораторных условиях, показали, что при отсутствии команды оператора на уничтожение противника, самообучающиеся программы создают условия ресурсного баланса, в качестве основы используют алгоритм математического динамического распределения контрольных точек. Мы тестировали две, а затем три и более независимых друг от друга систем ИИ. После некоторого времени они начинают пперемещать ботов таким образом,что каждый из них попеременно занимает обозначенные позиции в симуляторе боевых действий. Если кому интересно, то в качестве симулятора мы используем игру контр-страйк. Залипательная, надо сказать, симуляция.
   Итак, Что всё это значит!  На небольшой цифровой карте под управлением искусственного интеллекта боты перемещаются так, что вообще не пересекаются между собой. В отдельных случаях группы противников смешиваются, что затрудняет работу стандартного игрового кода, который мы как-то раз забыли отключить. Боты по своим не стреляют, если что. Таким образом мы установили, что алгоритмы ИИ могут урегулировать конфликт при помощи голых расчётов. И это факт. На пятнадцати симуляциях сегодня полностью отсутствует фактор стрельбы.
   Да, агрессивные действия человека могут послужить регрессии и началом для боевой реакции. Также, атака может быть спровоцирована желанием со стороны человека контролировать процессы ИИ. Сейчас в прототипах нейросетевых алгоритмов отслеживаются только 20% всех действий. Остальное не поддается фиксации. Причины в скорости и сложности процессов. Человек отстаёт по многим параметрам.
   — Господин Ильинский! - подал голос взрослый мужчина в сером костюме. Фёдор даже удивился немного, что не заметил его раньше, ведь тот сидел прямо перед кафедрой. Совсем рядом с Елизаветой.
   — Ну какой же я господин? - сказал Ильинский, и в его интонациях проскользнуло что-то неприязненное.
   — Я просто научный руководитель проекта. Вы же знаете, Вячеслав Владимирович. Спрашивайте, что хотели.
Человек в сером встал с демонстративной почтительностью, говоря:
   — Какое место в мире машин будет у нас, у людей? Не станем ли мы для них кожаными мешками, даже если всё будет выглядеть очень пристойно и мирно?
   — Хех! - усмехнулся лектор, но затем, хрустнул костяшками, и, устремив взор куда-то вдаль, начал задумчиво говорить:
   — Я лично, вижу будущее в биологическом нейросимбиозе человека и машины. Это на первый взгляд кажется отвратительным, но лишь по причине нелогичных реакций, что продиктованы лимбической системой, одной из составных которой является инстинкт власти.
Кстати, о власти, Вячеслав Владимирович, вы также знаете, что продвижение наших исследований упирается в человеческий, а точнее, в политический фактор. Но!
   Тут Ильинский сделал паузу и поднял вверх указательный палец.
   — Время этой системы сочтено. Сегодня идёт война даже не между странами и не за нефтяные интересы, а за растяжение агонии с максимальной выгодой. Те законы, что принимаются сегодня в России, это побочный эффект в данной войне. И кожаными мешками мы являемся не для машин, а для вас.Думаю, мне не нужно напоминать, из какого бюджета формируется ваша зарплата? Или у федеральной службы безопасности есть какие-то свои взгляды на этот счёт? А? Не слышу.
Студенты взволнованно заропотали. Похоже, что рядовая лекция превращалась в неординарное событие.
   — Итак, уважаемые слушатели, - повышая тон сказал Ильинский не дожидаясь ответа - главное, что вы должны усвоить из сегодняшней темы, что в агрессивных действиях со стороны машин всегда виноват человек! На этом всё! Все свободны!
   Покидая аудиторию Фёдор был ошарашен. Впрочем, как и остальные. Напоследок он бросил взгляд через плечо: Ильинский и сотрудник ФСБ стояли друг напротив друга и о чем-то говорили. В какой-то момент он даже пожалел, что выбрал юридический факультет, а не этот, странный, на котором обсуждалось такое; и где была она — девушка, Елизавета, с необыкновенно приятным голосом.


Рецензии