о. Алексей Дудин. Православный Коммунар

1. ПРАВОСЛАВНЫЙ КОММУНАР
Коммунар — это такой город неподалёку от Павловска. В отличие от многих и многих городков и сёл Ленинградской области Коммунар в наше трудное время процветает. Здесь безработица составляет всего один процент: факт, говорящий сам за себя. Храма здесь, разумеется, никогда не было: какой может быть храм в Коммунаре? Город и возник-то уже в годы советской власти…

Но сравнительно недавно Коммунар принял Православие. Сначала, как водится, появилась в городе группа верующих, потом из них составилась община, пришла мечта о собственном храме… Потом и батюшка эту общину возглавил — сперва один, потом другой. Этого второго, который и ныне окормляет коммунарский приход, зовут отец Алексий ДУДИН. Батюшка он молодой, деятельный, влюблённый и в свой храм, и в свой Коммунар.

— Где мы только ни служили, пока храм не построили! И в вестибюле местной больницы, и в зале Дома культуры… А в то же самое время в соседнем зале проводили свои радения пятидесятники — вы же представляете, что у них за «богослужения»? — вопли, крики… Ну, ничего, послужили мы там несколько месяцев, потом нам другое помещение дали. Какое? А вот догадайтесь. Бывшую женскую баню. Да, мы и там послужили, и, знаете, неплохо: помещение просторное, акустика хорошая… Ну что ж? Древние христиане в катакомбах служили, а вы знаете, что такое катакомбы? Слово красивое, а на деле — тёмные, грязные, зловонные пещеры, бывшие кладбища… И слава Богу: сколько святых вышло из тех катакомб!

Отец Алексий с удовольствием вспоминает скитания своей общины, — с удовольствием, потому что они закончились. Теперь в Коммунаре стоит новенький храм во имя святого князя Владимира, крестителя Руси, — ладный, вместительный бревенчатый сруб с красивой черепичной крышей и высоким золотым куполом.

— Обычно, когда приезжаешь в глубинку, местные батюшки стоном стонут: «Столько наркоманов вокруг!..» А как в Коммунаре?

— Наркоманы-то?.. У нас их столько, сколько нигде нет. Беда! Но вот что интересно: город в целом весьма благополучен, безработица, как вы знаете, крайне низкая, а в культуру местные власти, спаси их Господи, вкладывают столько, сколько и в советские времена не вкладывали. У нас и бассейн есть, и физкультурно-оздоровительный комплекс, и молодёжный клуб, и библиотеки, и школа искусств, и чего-чего только нет!.. И всё это исправно работает — и вместе с тем наркомания процветает! И не только наркомания, но и пьянство, и детская преступность. Как это понять, как объяснить? Объясняется очень просто: никакая светская культура не способна уберечь человека от греха. Общество, которое отворачивается от Бога, никогда оздоровиться не сможет, как бы ни старалось.

Отец Алексей слегка загрустил:

— Вот недавно беседовал с родителями учащихся одной из школ, уговаривал их подать голоса за введение «Основ православной культуры»… Нет, все выбирают «Основы светской этики». Со мной не спорят, но и не соглашаются. В другой школе один родитель прямо мне заявил: «Вы хотите снова загнать нас в религиозное болото!» Я даже обрадовался этим словам: всё-таки высказался человек — появился повод для дискуссии. А когда все сидят молчком, трудно работать. Говорят мне коммунарцы: «Вы, наверное, правы, но нам пока трудно принять вашу правду… Мы уж по старинке… Может быть, наши дети во втором-третьем поколении дойдут до ваших истин». Может, и дойдут… Но я-то думаю, что при таком положении дел ни второго, ни тем более третьего поколения мы не дождёмся. Беда идёт по нашим улицам — не отсидишься дома, теперь уже не отсидишься.

Но вообще-то батюшка не унывает:

— Мы своё дело делаем. У нас при храме есть Общество трезвости — работаем не только с самими пьяницами, но и с членами их семей. И это правильно: пьянице трудно прийти в храм, трудно начать лечение, а родные его, которых мы вооружаем хорошими методиками, способны на многое. Тут и вот ещё что нужно принять во внимание: нередко человек пьёт именно потому, что в семье не находит покоя и понимания. Вот мы и внушаем его родным: хотите изменить участь болящего — изменитесь сначала сами! Работайте над собой — и всё пойдёт к лучшему! Главная беда нашего времени — раздробленность общества: даже среди домашних каждый сам за себя; мы перестаём воспринимать семью единым целым, перестаём понимать, что в семье нет чужого горя, нет чужой болезни. В нашем обществе трезвости уже есть случаи, когда жёны, осознав эту мысль, по-новому взглянули на жизнь, и мужья их начали постепенно выздоравливать. Ну, а духовная основа оздоровления — совместная молитва: каждый четверг читаем акафисты перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Божией милостью в нашем обществе трезвости есть врач-нарколог, есть православный психолог, есть и православный психиатр… Работа идёт. Недавно я познакомился с клубом молодой семьи. Клуб этот стихийно возник в Коммунаре — у них и помещения своего пока нет, собираются люди на своих квартирах, — а дело-то хорошее!

— Это православный клуб?

— Да нет, его организовали люди нецерковные. Но что с того? Всякое доброе дело не может не быть православным, всё доброе — от Господа. А с другой стороны, скажите: какая общественная сила в современной России стоит за многодетную семью? Только Православная Церковь! И в моей семье Божией милостью скоро четвёртый ребёнок появится, и у нашего диакона, отца Вячеслава, семья большая. Мы с ним отцы многодетные, нам интересно, чтобы все по нашему примеру поступали. Отец Вячеслав как начнёт проповедь говорить, так непременно на эту тему свернёт — такой у него конёк! Вот за что ещё слава Богу: есть у нас свой диакон — не многие из провинциальных храмов могут этим похвастаться. Вдвоём трудиться легче: отец Вячеслав и проповедь может сказать, и хозяйство наше во многом держится на нём… И батюшке больше времени остаётся, чтобы работать с людьми, ведь первая забота священника — утешать плачущих. Сейчас все плачут, повсюду слёзы льются. А что причиной бед? Да в первую очередь собственные духовные немощи: все друг друга осуждают, все друг на друга перекладывают свою вину. А в Православии наоборот: «Я сам отвечаю за свои грехи и по мере сил помогаю ближнему». Впридачу ко всем нынешним бедам все люди ныне пребывают в глубоком унынии. Народ и живёт, и порою не так плохо живёт, — но не понимает зачем. Лишили нас всякой созидательной идеи! Непонятно, для чего строить даже собственный дом, зачем напрягаться. Для детей? А что будет завтра с нашими детьми? Мы не знаем — а телевизор говорит нам, что мы и не должны этим интересоваться, должны думать только о самих себе любимых. Но от такого навязанного эгоизма человек впадает в безпросветное уныние. Православие же учит, что счастье человека впрямую зависит от того, насколько он смог послужить другим. Сколько ты отдал людям — ровно настолько ты и будешь счастлив: это закон, закон объективный. Если повернуть их лицом от своих бед к бедам ближних, тогда-то и высохнут нынешние слёзы.

Храм в Коммунаре появился — для многих это очень серьезный знак: наступают новые времена. Люди потихоньку подтягиваются, нам уже тесно, нам нужно расширяться… Денег, правда не хватает, но ведь свет не без добрых людей: верю, что кто-нибудь нам поможет, может быть, и среди ваших читателей найдутся желающие помочь русскому городу под названием Коммунар.

Адрес: 188320, Ленинградская область, Гатчинский район, г.Коммунар, ул.Строителей, д.3A

Тел.: 716-31-22, 8-921-970-85-40, настоятель о. Алексий.

2. СТРОИТЕЛИ СВЯТОГРАДА
Такого в храме города Коммунар я ещё не видал! Весь двор храма св.равноап. кн.Владимира (Гатчинская епархия) заполнен народом: люди толпятся вокруг церковного дома, о чём¬то оживлённо переговариваются, но не шумят, а ведут себя спокойно, с достоинством… С трудом проникнув в церковный дом, вижу ещё более удивительную картину: повсюду стоят аккуратные пакеты с продуктами, лежат стопки одежды, белья, отдельно сложены детские игрушки… Это похоже на раздачу подарков под Новый год, и, как выяснилось, раздача действительно идёт, хотя ни к какому празднику она не приурочена: просто на приходе организована помощь малоимущим жителям города. Вот что рассказали мне настоятель Владимирского храма свящ.Алексей Дудин, его секретарь Марина Анатольевна Николаева и его помощник Лада Владимировна Кашапова.

ОТЕЦ АЛЕКСЕЙ ДУДИН:
— Вы у нас не в первый раз бываете, писали о нашем реабилитационном центре… А вот теперь у прихода забот прибавилось — с тех самых пор, как владыка Митрофан назначил меня руководителем социального отдела Гатчинской епархии. Хотя социальные проекты для нас являются скорее приложением к богослужебной жизни. Заповедовал нам Господь служить Господу и служить ближним, потому что это тоже опосредованное служение Господу. Сейчас известно, что из¬за кризисов минувшего года народ очень обеднел, людям становится всё тяжелей жить. И раз есть такая беда, то мы милостью Божией стараемся с ней бороться. А уж если бороться, так не от случая к случаю, а планомерно. А вот как мы это сделали, об этом расскажет Марина Анатольевна.

МАРИНА НИКОЛАЕВА:
— Есть такая вещь, как Фонд президентских грантов, который объявляет различные благотворительные конкурсы. Направления конкурсов такие: социальная помощь неимущим, охрана здоровья и т.д. Наш приход принял участие в таком конкурсе: во главе с отцом Алексеем мы разработали проект, назначили тех, кто будет в этом проекте работать, и составили проектную смету… И мы выиграли. Сейчас у нас идёт грант под названием: Антикризисный семейный центр «Помоги ближнему». Он направлен на оказание психологической и материальной помощи гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию из-за пандемии коронавируса. У нас тут заявлены нуждающиеся многодетные и малообеспеченные семьи, которые остались без работы и без средств к существованию. К тому же, чтобы проект достаточно был богатым, мы добавили к нему мастер¬классы по столярному и пекарному обучению, а также психологическую помощь. Но основное направление — это раздача материальной помощи: продуктовые пакеты, наборы бытовой химии, а теперь сюда присоединилась и вещевая помощь.

ЛАДА КАШАПОВА:
— Продуктовая помощь у нас оказывается минимум четыре раза в месяц — хорошие, серьёзные наборы, постоянно выдаётся свежий хлеб. Есть среди наших благодетелей один мясоперерабатывающий завод, который отдаёт нам великолепные кости — из них отличные холодцы получаются, и наши многодетные мамочки их очень хорошо разбирают. Капусту, морковку раздаём… Вы же понимаете: когда детей в семье много, то сколько бы денег ни было, всё равно их не хватает. Сейчас у нас очень серьёзный приток многодетных мам: начинали мы с 15 семей, сегодня уже около двухсот.

МАРИНА НИКОЛАЕВА:
— По гранту мы заявили, что берём 80 семей, а уже на сегодняшний день выявлено более 200 семей, которым и оказывается помощь. А что будем делать в конце — не знаем.

ЛАДА КАШАПОВА:
— К нам стучатся из Павловска, из Пушкина, со Славянки… Отовсюду просят помощи, со всех сторон слышен плач… И как тут откажешь — особенно если в семье 6—7 детей. Когда у нас есть возможность, мы оказываем помощь семьям числом до 500: это уже захватывая Сланцы, Кингисепп, Тосно — куда только не уезжают наши наборы!.. И на мастер-классы многодетные мамочки охотно собираются — им интересно.

МАРИНА НИКОЛАЕВА:
— Обучением пекарскому искусству тоже Лада руководит: проводит раз в неделю мастер-класс. Она ведь мало того что сама чудесный кулинар, но прошла и дополнительное обу-чение в Александро-Невской Лавре. К тому же, как было сказано, у нас заявлено обучение столярному делу. Здесь два направления: одно — плотницко-столярное, а другое — каркасно-строительное. И на этой базе с удовольствием проходят обучение мужчины.

— Что за люди к вам идут? Можно ли какой¬то усреднённый портрет нарисовать?

ЛАДА КАШАПОВА:
— Вот вам не усреднённый, а конкретный портрет: у нас есть бабушка, которая имеет дочку, а та — семь детей… Мы им помогаем постоянно, например, недавно окна вставили в их доме. Они приходят к нам в храм причащаться и деток сюда привозят. Ещё одна история: в Вырице стоит дом, в нём живёт семь детей, а печка у них прохудилась, не согревает помещение. Чтобы поставить хорошую русскую печь, нужно было собрать порядка 150 тыс. рублей. И нашёлся благотворитель, который захотел помочь…

— Как определить, действительно нуждается человек или это просто попрошайка?

ЛАДА КАШАПОВА:
— Есть ведь документы, справки о заработной плате… Но иногда по справкам явствует, что зарплата у человека 50 тыс., а при этом у него ипотека на 30 тыс.! Мы помогаем и таким семьям. Или если один мужчина тянет всю семью, где трое-четверо детей, — это в любом случае нуждающаяся семья. Учтите ещё, что многодетной семье без машины очень тяжело жить, а когда они берут машину в кредит, то она съедает большую часть бюджета. И конечно же, мы в этом случае тоже помогаем.

— Ваши волонтёры, что это за люди?

МАРИНА НИКОЛАЕВА:
— В основном это многодетные мамы. Они выкраивают время, пока дети в саду, в школе, чтобы самим себе организовать распределение этих благ. Они, получая помощь сами, при этом помогают и другим. Очень хорошая практика! Наши мамочки и сами понимают, что им это полезно. А потом посредством их «сарафанного радио» привлекаются и новые люди.

— Нельзя ли назвать несколько благодетелей?

МАРИНА НИКОЛАЕВА:
— В первую очередь мы хотели бы назвать Синодальный отдел Московского Патриархата. Он проводит акцию «Дари еду»: всякий желающий помочь голодным может послать эсэмэску на их номер и тоже стать благотворителем, я очень советую вашим читателям принять участие в этой акции.

Надо назвать и таких наших благотворителей, как хлебозавод «Дарница», — благодаря им у нас всегда есть хлеб. Существует такой завод — «Микеланджело», который выпускает сыры по итальянским технологиям. Там директор — православный человек, его бы надо от души поблагодарить. И давайте Фонд «Русь» тоже упомянем: они тоже не оставляют нас без помощи.

ОТЕЦ АЛЕКСЕЙ ДУДИН:
— Потихоньку мы наращиваем обороты на нашем приходе и поддерживаем подобные начинания по всей нашей епархии. Вы знаете, что на местах есть великое множество людей, которые готовы творить добрые дела, — и ведь эти люди зачастую не связаны с Церковью. Лада Кашапова привлекла к нашей работе мамочек, которые раньше и в храм-то не ходили, но занялись волонтёрством и потихоньку начинают воцерковляться. Важно этот процесс организовать и направить в православное русло, потому что традиции православной благотворительности имеют в России глубокие корни. Но нам очень важно не перенимать западный образ благотворительности. Ведь с точки зрения западного благотворителя, главная польза, которую он от этого получает, — это удовольствие от сознания, что делаешь добро. Но в нашей-то традиции такое чувство называется тщеславием и гордостью! Поэтому очень важно, чтобы традиции благотворительности на Руси-Матушке оставались православными и церковными.

Мы не хотим брать на себя функции государства по обеспечению малоимущих. Наша цель — задать тон добрым делам, чтобы каждый человек, который к нам приходит, получал не только материальную помощь, но и духовную пользу, чтобы его встретили с добротой, с теплом, чтобы он эту доброту и тепло дальше нёс в этот мир. Согласитесь: лишь то дело может быть названо добрым, которое не только помогает телу человека, но и душу его согревает.

— Каким же образом вы добиваетесь, чтобы работа волонтёров не стала подпитывать их тщеславие?

— Те люди, которые здесь находятся постоянно, — мои главные помощники, — они регулярно исповедуются, причащаются Святых Христовых Таин, ведут христианский образ жизни. А те, которые сюда приходят от случая к случаю, тоже потихоньку этому учатся. Конечно, я прежде всего выполняю задачу духовника: я этих людей учу, объясняю, какое дело действительно доброе, а какое дело ещё требует правильного осо¬знания. Я именно эту миссию для себя вижу главной: что-то достать, привезти, рассортировать — это всё могут сделать волонтёры, а чтобы это было сделано по-христиански, с добрым сердцем, — вот задача священника, который такую работу окормляет.

— Каково место Церкви в социальной работе государства? Приносит ли Церковь действительную пользу на этом пути?

— Конечно, приносит. Мы не конкурируем с государством, и мы не идём туда, где государство само справляется; мы идём туда, где оно по какой-то причине не поспевает. А причины эти могут быть многоразличны и связаны с некой косностью бюрократического аппарата… Мы же можем действовать быстро и толково: мы просто выходим на место и разбираемся в той нужде, какую имеют люди. И ещё: у нас есть возможность проверить, насколько человек действительно нуждается и в чём он нуждается. Мы всегда стараемся человека вывести из состояния нужды: например, в рамках нашего гранта мы ведём мастер-классы по столярному делу. Любой человек, если он, не дай Бог, потерял работу, может прийти на эти уроки и приобрести новые рабочие навыки. У нас есть мастер-классы по хлебопекарному делу: человек может научиться печь хлеб, пироги и потом подвизаться на этой стезе. К тому же у нас кроме духовной помощи — а вы всегда можете обратиться к священнику! — есть и помощь психологическая: при нашем центре работают два психолога — один в рамках грантового пространства, другой на добровольных началах. Наша задача — вывести человека из той ямы, в которую он попал. Конечно, ямы бывают разные, но мы всегда стараемся разобраться и даём ему те средства, те лекарства, стараемся удовлетворить те его потребности, которые помогут ему в дальнейшем встать на ноги. Вспомните известное высказывание: если ты хочешь помочь человеку, то ты ему не рыбу давай, а удочку. Это верно, но ведь голодный человек и рыбы сам наловить не сможет!.. И, понимая это, мы даём и то и другое: и рыбку даём, и удочку тоже.

— Отец Алексей, насколько могу судить, ваше священническое служение всегда сопровождает социальная деятельность. Это ваше призвание? Вы сам ищете такой путь?

— Я этого не искал. Это сложилось по воле Божией. У нас сейчас два главных социальных направления: во-первых, трезвенничество, которое разработано очень широко. И во-вторых, это социальная помощь обездоленным. В принципе, у нас есть планы и по дальнейшему развитию. О чём я говорю? Прежде всего, об окормлении молодёжи. Это крайне необходимо, потому что молодёжь у нас всё время остаётся в стороне. У меня есть православный тренер по самбо, и я бы хотел устроить с ним полноценный спортзал. Есть идея завести что-то вроде группы продлённого дня, где ребёнок мог бы спокойно поделать уроки, спокойно поиграть в присутствии воспитателя: современные родители работают днём и ночью, а ребёнок остаётся без присмотра. Может быть, попробуем создать православную богадельню, изучать миссионерский английский на дистанционной основе, у нас есть православный рок-музыкант, который ведёт уроки гитары… Все добрые дела, с моей точки зрения, должны находить себе основу в храме. Если мы будем этими делами не то чтобы руководить, но давать им правильную, православную систему координат, то они в своё время дадут великие плоды. Слава Богу, у России есть оружие и мы держим оборону и готовимся защищать нашу Родину, но у нас пока нет твёрдой национальной идеологии, — а в России она должна быть только православной, иначе страна наша станет колоссом на глиняных ногах, а это очень опасно!.. Я очень рад, что мы имеем возможность хотя бы частично, хотя бы вмале эту проблему решать.

У нас есть и такой проект, который называется Святоград. Дело в том, что мы хотели бы рассматривать все наши проекты как построение некоего города, — не выходящего за пределы российского общества, а существующего в рамках нашего законодательства и в то же время опирающегося на русские православные духовно-нравственные законы. И именно исходя из этой общей идеи мы стараемся развивать наши проекты. Так всегда проще: когда ты хочешь сделать большую вещь, лучше, чтобы она находила себе основу в доброй большой идее. Сейчас это идея города Святограда. Очень хочется построить в нашей Гатчинской епархии такой Святоград! А если подобные ему Святограды будут возникать по всей России, то я уверен, что никакие кризисы нам не будут страшны!


Рецензии