Гробовщик А. С. Пушкина

Милый читатель, анализ, сделанный здесь,  столь прекрасной пушкинской новеллы интересен, но к сожалению текст этого анализа не отредактирован автором по причине "руки не дошли"...
  -- Стоило бы, Татьяна Сорбонна, относиться к моему творчеству с большим почтением, я как бы не угрожаю, но настаиваю...
  -- Обещаю, к этим выходным конфетка будет обвёрнута красивым фантиком.

часть1           Анализ " Гробовщика" Александра Пушкина современным русским литератором кгбэшного времени Дмитрием Быковым...
Героя Александра Сергеевича Пушкина зовут Андрианом... Прохоровым. Зовут по-иностранному, а кличут-то ,фамильярничая, по-русски ... Прохоров. (?!)Какую истину ищет писатель , не соглашаясь с Вальтером Скоттом и Шекспиром видеть гробовщика  веселым человеком?! Русский поэт делает акцент, что его гробовщик с именем-то иностранным, а фамилия у него русская,позволим себе сделать вывод, поэтому, мол,  и мрачный гробовщик в противоположность шекспировскому веселому  герою того же самого ремесла. Почему скуден Пушкин и в своем литературном слове, в изобретении художественных приемов , чтобы рассказать своему любимому русскому  читателю о своем ремесленнике гробовщике ?! Хотя в этой скудной истории как бы и о красках, и о платьях, и о башмаках речь идет, да даже какие-то события имеются, тот же праздник у соседа-немца главного героя данного повествования.Но впечатление , будто и в краске нет натуры, и в празднике нет естества, а естество есть только в тлении человеческого тела и боязнь суженного пространства и замкнутого круга.
Поэт ищет истину и в этом произведении, хочет быть верной ей. Но в чем она ?! В том ли, что русский гробовщик  в отличии от иностранного весьма вздорный человек, мрачного содержания и тяжелого поступка. А может быть, Пушкин хотел бы поразмышлять о выгодности сего предприятия, ремесла, быть гробовщиком?!А может быть он хотел уберечь читателя от порока стяжательства и обмана достопочтенных граждан, кто так нуждается в твоем столь щепетильном ремесле?!Какую истину ищет поэт вслед за  поиском Вальтера Скотта и Шекспира ?!
Современный русский литератор  Дмитрий Быков настаивает  на том, что Александр Сергеевич Пушкин  вывел-то на подмостки своей сцены, всего лишь на малое время по сравнению с описанием  продолжительности "мытарств" гробовщика, мертвецов, чтобы отыграть на них уже созданных своих худгероев?!
Но Александр Сергеевич Пушкин был ремесленником литературного слова и художественного образа, и весьма изобретательным и находчивым  был  он в сим мастерстве. Только поэтому. господин Быков. не надо упрощать творческие возможности поэта, не надо за  него надумывать мысль, или же, дразня гения, говорить :" Не видел- не знаю! Увижу -скажу!.."
А автору данного размышления о роли пушкинского  гробовщика в познании жизни и смерти хочется обнаружить истину в осмыслении поэтом весьма философской категории. К сожалению, герой Пушкина  не многословный и не разнообразный в деятельности своей, поэтому  постараемся  творение Александра  Сергеевича  Пушкина читать не только глазами, ушами, губами , но и другим пока нам мало известным  чувствованием, через которое мы и сможем вместе  с поэтом познать  истину смерти, в чем  она?!
- "Ай, да, Пушкин ! Ай, да молодец!"

Основной  конфликт этого произведения состоит в неожиданном, ранее не рассматриваемом, не объяснимом феномене чувства времени и пространства в построение жизни и в разрушении смерти, как это сделал гений Александра Сергеевича Пушкина. Его понимание и объяснение смерти в новелле "Гробовщик" не может не потрясать.
 Пушкин говорит, что и Шекспир, и Вальтер Скотт создавали образ смерти, играя на контрасте чувств  через несоответствие  образов: их гробовщики- веселые люди, которые  копают могилы, будто шутят с тем, что наводит ужас , то бишь по Скотту и Шекспиру получается , что эффект смерти, познание ее живыми  возможен через
 понимания несоответствия, объединение несовместимого - в этом эффект ужаса. По Шекспиру и Вальтеру Скотту смерть - это ужас, это то, что мутит человеческое  сознание.
Пушкинский же эксперимент невероятен  для его  времени, когда не приходилось говорить  о смерти  оперируя  категориями, концепциями современной когнитивной и нейробиологической  науки .  Насколько он  художественно точен В ФИЛОСОФСКОМ определении явления СМЕРТИ !
 В жизни его героя, того, кто ведает о смерти, кто близок к ней, гробовщика, пространство и время  хорошо организованы, то есть гробовщик хорошо ориентируется и во времени и в пространстве- ведь ему становится комфортно только  тогда, когда углы комнаты его нового желтого дома соединяются, заставляются  мебелью по форме квадрата или прямоугольника - Пушкин говорит о пространственной конструкции,которая удовлетворяет героя, прибегнув к современному языку , гробовщик конструирует пространство по лего. Гробовщик тогда успокаивается, когда геометрическая конструкция его жилища завершается  - ему  становится комфортно. А когда приходят к нему в дом мертвецы, то они двигаются только по кругу ( весьма геометрического характера новелла Пушкина, и более ,когда пришедший скелет мертвеца, которому гробовщик подменил гроб : вместо дубового подсунул сосновый, рассыпается- становится бесформенным - это ужасает гробовщика- он боится распада,он ужасается разрушению, а успокаивается , именно при  конструктивном решении пространства. В принципе гробовщик делает для смерти то, что для нее не характерно,  что ее не удаляло бы от жизни : он пытается саму смерть удержать  в форме и в пространстве. Согласно Пушкину, его художественным представлениям смерть это не просто шекспировское  чувство не соответствие, взаимного исключения  жизни и смерти , а в нашем случае  художественное же объяснение явления смерти, что очень близко к научному пониманию и объяснению этого феномена наукой 21 века- гений же русской литературы начала 19 -ого столетия художественно точно описывает эти отличия  : в состоянии смерти  исчезает чувство пространства, чувство конструкции.
Часть 2
Время же - для Пушкина это чувство свободы, движения : скудна, бедна тема мысли гробовщика,  как сделать прибыль, как восполнить убытки в его ремесле, а отсюда его желание , во всех видеть потенциальных мертвецов, а если, кто далек от данного состояния, то они порождают у гробовщика чувство раздражения,  как в случае со здоровой, физически крепкой женой соседа- и не более, но насколько гробовщик "изящен", быстр и многообразен в своих мыслительных конструкциях по соединению временных пространств. В ментальном соединении прошлого, будущего,  настоящего он весьма неожиданный и виртуозный, в силу своего ремесла он постоянно играет со временем, легко  и быстро перемещается  в нем. Во временных пространствах он подвижен и находчив:виртуозно меняется - то он в прошлом, то в будущем, то в настоящем, именно чувство времени ему позволяет быть реактивным на жизнь, конструируя ее в единое временно-пространственное полотно. Гений Пушкина убедителен в утверждении жизни, как ей быть во времени и в пространстве- живой человек без этого не мыслим, даже если он гробовщик, который  даже  мертвых  пытается  оставить  в  пространстве  и запечатлеть их во времени ( его желание успеть, опередить конкурента и взять "заказ" с мертвеца)  Не покажется ли нам, дорогой читатель пушкинского гробовщика, что встреча героя с мертвецами его лишает чувства времени и сознания... В этой сцене поэт интерес через свое суждение о человеческом сознании. Гробовщик в кругу мертвецов был весьма не свободен с чувством безвременья, он не осознавал себя.  Вопрос  взаимодействия сознания и пространственно-временного измерения большой вопрос будущей науки : сознание исчезает, когда исчезает чувство времени  и пространства  или  же исчезает чувство времени и пространства, поэтому исчезает сознание.
Александр Сергеевич Пушкин оказался точённее, изящнее, глубже и современнее в творческом, художественном и философском осмыслении  глобальной темы СМЕРТИ  и ЖИЗНИ, чем в ней были  Шекспир и Вальтер Скотт.
 Гробовщик Пушкина пытается со смертью говорить человеческим языком (он гробовщик, но он ЖИВОЙ гробовщик), тем самым понятие смерти состоит в том, как  быть вне времени и вне пространства.

Дорогой читатель, гениальное творение- оно живет во времени, развивается в нем, потому что в слове Гения содержится цивилизационный код для всех времен и всех пространств. Гений во все времена, не зависимо от того, в каком году он родился и умер, меняет , совершенствует как человеческую цивилизацию в целом, так мысль и чувство каждого человека отдельно.
Автор этих строк не претендует на абсолютность своего суждения, но знает точно, что нельзя допускать рассматривать творчество гения с позиции советского идеологического  подхода, а будет  правильным довериться своему индивидуальному восприятию того, с чем  встретился твой ум и твоя душа. Проза ру манатьева или блог manateva.ru


Рецензии