Крым. Коктебель. Волошин

Мартовский Коктебель. Странное безмолвие повисло в воздухе. Чернеющие горы, хмурое небо, море и пустота. Дом-корабль Максимилиана Волошина. Необычное строение песочного цвета с закруглёнными окнами. Первый зал, второй. На портрете Волошина ворот рубахи  вышит руническими символами. Акварели напомнили Рериха.
Ощущение прикосновения к чему-то большому, сильному и когда-то знакомому. Второй этаж, мастерская Макса, другое ощущение пространства. Царство Мастера, который умеет чувствовать Энергию. Возможно, Цветаевское восприятие мира идёт от Волошина. Всё, что касалось души, не выносилось на обозрение, выливалось в стихи.
- Марина Цветаева называла Макса пироманом. Однажды они сидели в комнате, вдруг перед камином загорелся огонь. Все побежали к морю за водой, а Волошин спокойно остался, поднял над огнём руки, что-то забормотал. Возвращаются с полными бидонами, Волошин смеётся, огонь погас.
- В кабинете всё подлинное, Волошин сам проектировал и участвовал в строительстве. Сейчас из окон мастерской не видно полосу прибоя, раньше этот вид обладал большой силой.Окаменевший кусок дерева - кусок старинного корабля, Макс называл его обломком корабля аргонавтов. Краски он делал по старинному рецепту.
Мир Макса Волошина оказался самым сильным впечатлением от поездки в Крым. Мы прошлись по пляжу. Холодало. Хотелось задержаться в этом безлюдье. - В Коктебеле ощущается другое течение времени, - услышала я позже, - его либо не понимают и отрицают, либо возвращаются. Там пишется и творится по другому, многие на себе это почувствовали.
После возвращения картина начала складываться. Все эпитеты - мыслитель, исследователь, поэт, художник, философ, критик и т.д - показывают отдельные грани, но не дают объёмного понимания личности. Волошина не оценили по заслугам ни в его время, ни сейчас. Советской власти не было дела до судеб отдельных людей. Макс не скрывал аполитичности к любой власти, не разделял ценностей социума. Спасибо, что сумел в живых остаться, запрет на деятельность и публикации - не самая большая цена за выживание в условиях советской мясорубки. Умер своей смертью в своём доме в статусе полупризнанного поэта, похоронили там, где хотел.
Макс называл восточную часть Крыма Киммерией. Кимммерийцы - доскифские племена. Он любил рисовать Киммерию, сохранились множество  акварелей. Это были не просто рисунки, не просто пейзажи. Американский космонавт Нил Армстронг разглядывая альбом акварелей Волошина заметил - такое чувство, что этот человек побывал на Луне. Крымские геологи заказали Волошину альбом - рисунки очень точно отражали геологическую структуру рельефов местности. Недаром Волошина часто сравнивают с Рерихом - похожая энергетика, мировоззрение. Пейзажи заключают в себе ретроспективный портрет местности, словно соединяют потенциалы прошлого и будущего. Медитация с ландшафтами. Взаимосвязь цивилизаций, взаимодействие земли и космоса.
Плотно-прозрачные силуэты гор короной замыкают море и небо в рамку бытия. Море-горы-небо но какие-то не такие - они едины! Чем не святая троица? Горы - Бог-отец, море - сын, небо и воздух - святой дух. Мы дышим святым духом? Мудро! Дыхание - основа жизни.  Пища - это Бог-отец, вода - это сын, а воздух -святой дух. Круговорот энергии в природе.
На старой репродукции я увидела название Кокъ-Тебель. Три символа, а смысл другой. В молодости Макс много путешествовал, знакомился с культурой разных стран, познать религии мира, чтобы вернуться в Россию и применить это. Католицизм, буддизм, масонство, теософия, антропософия плюс экстрасенсорика помогли глубже понять православие. Он был способен если не соединить, то приблизить Запад и Восток, уловить связь времён и событий. Макс часто напоминал большого ребёнка, сохранил детскую первозданность и ребячливые манеры. Великан с детским характером. Некоторые знакомые считали его незрелым, но это был способ познания мира и человеческой души. Он обожал игры и розыгрыши, в каждом маленьком человеке видел личность и легко находил с ним общий язык.
Свою биографию Максимилиан Волошин разделил на семь семилетий совсем не случайно. По восточным канонам есть 7 чакр, каждая из которых связана с тонким телом, а все семь тонких тел полностью формируются к 49 годам и наступает период зрелости. Он обладал даром предвидения, мог предсказать события как в истории страны, так и в жизни отдельного человека. В то же время считал этот дар лишением иллюзии свободы выбора. Понимал, что все события предопределены и приподнимать покров будущего опасно. Говорят, когда он работал, от него летели электрические искры. Макс умел не только гасить, но и вызывать огонь. Он называл свою способность управлением стихии. На дуэли с Гумилёвым пистолет Волошина дважды дал осечку. Возможно, это не было случайностью. При своём пацифизме Макс мог навести оружие на человека будучи полностью уверенным, что выстрела не будет. Повелел стихии осечься.
Макс никогда не выходил из себя, мог принять любого человека. Умел талантливо слушать, талантливо рассказывать, писать - талантливо делать всё. Щедро делился теплом, знаниями, пищей, кровом. Дарил людям поддержку, дарил встречи с друг другом, дарил самих себя. Созидал и создавал на всех уровнях. Самым ценным для него были люди, человеческие судьбы и жизни. В войну спасал белых от красных, а красных от белых, заступался за известных людей. Молился за всех. Не разделял людей и их врагов, жертв и палачей, видел в них одно целое. Молитва за палача часто оборачивалась спасением жертвы, Макс умел применять Законы Мироустройства. Лишь однажды он отказал в ночлеге незнакомцу, но дал ему большую сумму денег. Впоследствии оказалось, что человек только что совершил убийство.
Максимилиан Волошин был сильным мистиком, он умел формировать пространство, воздействовать на людей и ситуации. Мудрец с детской душой, хорошо знакомый с  энергией Вселенной. Всё, к чему он прикасался, имело этот энергетический отпечаток. Люди, гостившие в Коктебеле, получали творческий импульс. Он мог считывать информацию о человеке с одного взгляда, а лучше с одного общения.  Видел светлое и тёмное, прошлый опыт и потенциал. Знал, куда и как достаточно подтолкнуть и направить человека, чем помочь. Марина Цветаева говорила - у Макса была тайна, он сам был тайной. Необычное сочетание открытости и таинственности.
В годы войны дом Волошина возвышался в центре набережной, его несколько раз хотели уничтожить то наши, то не наши. Мария Степановна несколько раз с криком выхватывала из рук захватчиков волошинские вещи, а потом закопала будущие экспонаты в саду от греха подальше. Предметы сохранились до сих пор. В войну в Феодосии вдове оперировали онкологию, после чего она прожила больше 30 лет и сохранила наследие Волошина. Недаром в молодости по Марии ошибочно отслужили панихиду, что предвещало долгую жизнь. Энергетика Макса защищала близких и того, что было дорого. Интересно, расстреляли бы Гумилёва, если бы он не вызвал на дуэль Волошина? По непроверенным данным Вселенная способна защищать людей со светлой энергетикой и наказывать их обидчиков.


Рецензии