Что такое самооценка
Самооценка – это то, как человек, низко или высоко оценивает себя сам, свои личностные качества, поступки, возможности, способности, место среди других людей.
Американский психолог Уильям Джеймс, один из первых, кто изучал проблему самооценки человека и выделил трехкомпонентную структуру «Я», в которую включил;
когнитивный компонент — что я о себе думаю;
эмоциональный — как я это выражаю;
поведенческий — как я себя предъявляю , что соответствует многочисленным современным взглядам на структуру самосознания и Я-концепции. Согласно ему, самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Первое включает такие чувства, как гордость, высокомерие, самопочитание, заносчивость, тщеславие, а второе – скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние.
Он предложил формулу оценивания личностью самого себя. которая выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний: самооценка = успех / уровень притязаний
Проблеме самооценки в достаточной мере посвящены работы известных психологов: И. С. Кона, В. В. Столина, А. Г. Спиркина, И. И. Чесноковой и др.
Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт её развития, порождаемый всей жизнедеятельностью.
Е. А. Серебрякова в исследованиях уверенности в себе самооценку рассматривает по трем основаниям: устойчивости (устойчивая, неустойчивая), адекватности (адекватная, неадекватная) и уровню (высокая, средняя, низкая). По её мнению, уверенность в себе — это высокая стабильная самооценка.
Устойчивость самооценки зависит от успехов в разных видах деятельности человека. Она остаётся стабильна и при временных неудачах. В случаях высокой самооценки, человек верит в себя, преодолевая трудности и добиваясь поставленных целей, оставаясь независимым от мнений окружающих.
Что касается неустойчивой самооценки, то её обладатель подвержен влиянию мнения окружающих людей и в случае неуспеха, результат его деятельности, как правило, не стабилен. При успехе самооценка взлетает вверх (я всё могу), при даже незначительных неудачах, она падает до “пола” ( у меня ничего не получается).
Следующим критерием самооценки является её адекватность или неадекватность.
Человек с адекватной высокой самооценкой (объективная оценка себя) правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели. Во взаимодействии с людьми ведёт себя спокойно и уверенно. Достоинство и недостатки их воспринимает объективно, не завышая и не занижая их.
Высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел, увеличиваясь при успехе и снижаясь при неудаче.
Самооценка также бывает и неадекватной, чрезмерно завышенной или слишком заниженной.
В случае неадекватной завышенной самооценки у человека сформировано искажённое представление о себе. Образ своей личности идеализируется, преувеличиваются свои возможности. Способности не опираются на реальное их развитие и действительность воспринимается в искажённой форме.
Людям с завышенной самооценкой характерны такие черты характера как: высокомерие, бестактность. Они болезненно воспринимают критику в свой адрес, в то же время, любят критиковать и стремятся любой ценой завоевать лидирующую позицию.
В связи с этим, у них возникают трудности в общении с людьми. Они считают себя намного умней, талантливей других, и тем самым, вызывают раздражение окружающих.
Самооценка может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости, отсутствию притязаний на успех, не веря в реализацию своих способностей. Такие люди избегают трудностей. У них преобладает мотивация избегания неудач. Они излишне критичны к себе и не ставят перед собой труднодостижимые цели.
Чаще всего они мыслят о себе, как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном. Они — носители тревожных состояний, и как правило, всё это приводит к формированию и закреплению «комплекса неполноценности». В следствии таких состояний, человек с заниженной самооценкой становится несамостоятельным, замкнутым и зависимым от других людей.
Психолог, психотерапевт, врач и писатель В.Л.Леви в книге “Искусство быть собой” предлагает пять типичных самооценок. Вы можете отнести себя к одной из них.
1. « Беспросветность » . Мое состояние постоянно, все время тягостно, мучительно, катастрофично; я абсолютно не такой, каким надлежит быть полноценному здоровому человеку; я совершенно не управляю собой – мое состояние управляет мною.
2. « Редкие проблески » . По большей части я чувствую и веду себя не так, как мне бы хотелось; лишь изредка бывают моменты, когда я чувствую себя полным хозяином самого себя и ощущаю гармонию в себе и между собою и миром. Эти мгновения, увы, редки, а я хотел бы сделать их постоянным фоном.
3. « С переменным успехом » . Не могу сказать, что доволен собой, но не хочу и хныкать. Всякое бывает. Периоды спада, потери настроения, тонуса и самоконтроля, конечно, возникают, иногда сами по себе, а чаще под влиянием довольно понятных причин. Но в общем-то, если хочу, почти всегда могу взять себя в руки. Не всегда хочу.
4. « В порядке » . В основном не могу на себя пожаловаться. Лишь в отдельные моменты – при сильной усталости, перегрузке – чувствую, что сохранять контроль за состоянием становится труднее. В эти моменты принимаю меры и легко привожу себя в норму.
5. « Полный блеск » . Я управляю состоянием своего тела и психики постоянно и непрерывно, не бывает момента, чтобы они в чем-нибудь меня не послушались. Каждое мгновение я целиком распоряжаюсь собой, независимо от внешних условий. По своему усмотрению, своим программам я задаю себе определенные состояния и без труда достигаю их. Я стопроцентно работоспособен, когда это необходимо, а когда можно, наслаждаюсь отдыхом, покоем и развлечениями. Мне всегда все удается.
В заключении статьи хочется отметить, что самооценка, как бы она не была сформирована родительским воспитанием в детском возрасте, высокая, низкая, адекватная или не адекватная, она поддаётся коррекции.
Для начала необходимо перестать сравнивать себя с другими, а сравнивать своё вчерашние развитие и достижения с сегодняшним. Всегда найдётся кто-то более личностно и профессионально развит и т.п.
Начните исследовать и познавать себя. Выделите в себе те личностные и профессиональные качества которые станут вашим стержнем.
Найдите ту область занятий в которой вы сможете достичь наивысшего профессионального мастерства. То есть стать лучшим в выбранной деятельности.
И тогда проблема самооценки для вас уже не будет актуальной.
«Если не верить в себя самого, нельзя быть гением». Оноре де Бальзак
«Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Великий человек, наоборот, внушает чувство, что вы можете стать великим». Марк Твен.
Свидетельство о публикации №218062101438