Каре-сансуи

Япония в сто раз меньше России, а жителей в ней почти столько же, сколько и у нас. Из-за этого отношение к земле и вообще к жизненно важным ресурсам там всегда было подчеркнуто бережным. Хороший пример – традиционный японский сухой сад - это некий вымышленный образ, призванный имитировать недостачу на острове пустынь и огромных равнин с неторопливо текущими по ним широкими реками.

Жители Страны восходящего солнца создают в таких садах горы, долины и водоемы, используя при этом только дикие камни, речной песок и небольшое количество растений. Каменные группы, как правило, они формируют в них согласно своим представлениям о счастливых числах 7, 5 и 3. В саду Каре-сансуи каменные композиции изображают журавля - по-японски "тсуру" и черепаху - "каме". В Японии эти животные являются символами счастья, долголетия и мудрости.

Песок здесь кажется зеркальной гладью озера или пруда. Мягкая береговая линия "водоема" ласкает глаз. На поверхности "воды" расположены два островка. Первый - с пологим холмиком, словно черепашьим панцирем, с лапами, хвостом и приподнятой головой - своей формой явно напоминает плывущую черепаху. Чтобы отдать должное счастливому числу 7, на спину животного хозяева положили дополнительный камень, это ценный груз.

Другой островок символизирует журавля, как бы вытянувшего длинную шею в полете и старающегося, видимо, догнать черепаху. Прямой ствол высокого дерева, растущего на этом острове, кажется длинной ногой журавля. Очевидные символы движения придают неподвижной композиции своеобразную динамику.

Вокруг островков в песке на равном расстоянии друг от друга проведены неглубокие замкнутые бороздки, имеющие одинаковую форму. Они изображают расходящиеся волны не то воды, не то воздуха, вызванные движениями животных, и подчеркивают направление их движения. Общая композиция уравновешена каменной группой с горой Хорай, символизирующей в свою очередь неподвижность как таковую, и одиноким камнем, занимающим центральное положение на остром мысе противоположного берега. Это одинокое "существо", как антенна, излучает в униссон с другими элементами сада волны благожелательности, которые и привлекают сюда посетителей.

Пешеходная дорожка, проложенная чуть в стороне от "водоема", позволяет с немалым удобством, словно из зрительного зала, любоваться театрально выстроенными «декорациями сцены», устроенной под пологом густых крон стройных деревьев. Примечательно, что дорожка выложена из мелкого булыжника под небольшим углом. В облачную и сумеречную погоду она серебрится как прозрачная вода в небольшой речушке, мягко петляющей в узких изумрудных берегах. Форма дорожки настолько гармонична, а камни ее, словно стайка рыбок, так удачно подобраны по цвету и уложены, что влекут идти даже против течения!

Ограждают эту территорию своеобразные кулисы - плетеный из бамбука забор в стиле аджиро. Дерево, ставшее на его пути, стало естественной его частью. И если в традиционном японском чайном саду ча-нива из-за интимности церемонии забор принято делать сплошной, в стиле кеннин-джи, то у этого забора шашки пустот передают ощущение, что пространство не замкнуто и волны доброжелательности не имеют границ.

За невысокой преградой к северу от сада Каре-сансуи расположен "оазис". В нем рядом с традиционным источником, дающим живительную влагу, падающую капля за каплей в каменное корыто с выгравированным на торце лотосом, растет гибкое деревце. Этот невозмутимый свидетель из куска остывшей лавы "наблюдает" за всей этой идиллией со стороны.

В таком саду появляется ощущение, что тишина - это лекарство, что одиночество перерождает. Здесь вновь чувствуешь себя здоровым, как мощные деревья и крепким, как дикие камни. И по-настоящему счастливым! Ведь именно так и называется этот сад - Сад счастья.


Рецензии