97. Рывок на Киев

Среди многочисленных армий, побывавших в Киеве, были и такие, которые занимали не весь город, а только отдельные районы. Итогом частичных успехов было полное изгнание из города. Но это не смущало командиров, мечтавших взять Киев лихим наскоком. Был свой резон для такой операции и у различных штабов РККА.

Однако ослабленная 12-я армия решиться на операцию по взятию Киева не могла. Все изменилось после соединения с Южной группой под командованием И.Э.Якира. Испытанные в боях 45-я и 58-я стрелковые дивизии были мощным инструментом против рассеянных по Правобережной Украине деникинских частей.

21 сентября 1919 года Главком РККА С.С.Каменев издал директиву:

"Общая обстановка требует, а обстановка в районе 12 армии, по-видимому, позволяет нам вновь овладеть Киевом. Предлагаю поставить эту задачу правобережным частям 12 армии, главным образом, эта задача может быть исполнена частями т.Якира. Одновременно левобережные части 12 армии должны спешно организоваться и приводиться в порядок."

23 сентября красные части под командованием Мокроусова овладели Фастовом. Уже через неделю после взятия Житомира 26 сентября 58-я стрелковая дивизия под командованием И.Ф.Федько заняла позиции вдоль реки Ирпень, попутно очистив тыл от мелких банд. Отсюда до Киева оставалось 20 километров. Нужен был только приказ о начале наступления.

Назначенный 10 сентября командующим 12-й армии С.А.Меженинов спешно готовил удар по киевскому гарнизону. 2 октября был отдан приказ о начале наступления на Киев, согласно которому 45-я и 58-я дивизии должны были выйти к Днепру с запада, а левобережным частям РККА следовало выдвинуться к устью Десны и обеспечить переправу кавалерии у сел Пуховка и Новоселки.

Правда, 4 октября РВС 12-й армии расформировал Южную группу войск, а 45-ю стрелковую дивизию передал в резерв командующего Западным фронтом. Новый расклад сил диктовался осложнением обстановки под Орлом и Петроградом.

5 октября в Радомышле И.Ф.Федько подписал приказ по войскам 58-й стрелковой дивизии, в котором говорилось:

"Рабочие и крестьяне Советской России, награждая нас, верят в то, что славные части 58-й дивизии, получив боевой  приказ  перейти в  решительное наступление против врагов рабоче-крестьянской власти, сметут все преграды на своем пути к освобождению Украины от ига помещиков  и капиталистов, залогом чего и служит эта боевая награда.

Итак, товарищи, с полной верой в победу, с развернутым Красным знаменем вперед на Киев, Полтавщину, Екатеринославщину и Таврию! Под это Красное знамя пойдут восставшие рабочие  и крестьяне Украины. Вперед к победе!"

10 октября штаб 58-й стрелковой дивизии получил из разведотдела донесение, что Киев якобы захвачен отрядами атамана Зеленого. Узнав о боях в городе, начдив И.Ф.Федько решил немедленно атаковать деникинцев. В тот же день 58-я стрелковая дивизия перешла Ирпень. Бригада Г.И.Котовского к вечеру пробилась к селу Новые Петровцы севернее Киева.

Правда, в течение дня котовцы израсходовали патроны, и к вечеру атаки совершались одними саблями. В описании И.В.Дубинского заикавшийся Котовский сказал своим бойцам: "Б-б-беляков две тысячи, а нас полторы. Но когда мы считали врага?"

3-я бригада 58-й дивизии выбила деникинцев из сел Бышев и Копылов. Одновременно красные бронепароходы "Верный", "Арнольд", "Пролетарий" и "Мандельштам" выдвинулись к устью Десны и обстреляли киевскую гавань.

Надежда на поддержку со стороны 45-й стрелковой дивизии пропала 12 октября, когда по приказу командования фронта эти части были выведены в Малин, откуда их отправили под Петроград. С этого момента 58-я стрелковая дивизия могла расчитывать только на соседнюю 44-ю дивизию.

14 октября 2-я и 3-я бригады дивизии Федько при поддержке бронепоезда "Память 18 сентября" прорвались в Киев. В городе начались уличные бои. Угроза потери Киева вынудила командующего войсками Киевского района генерала А.М.Драгомирова снять часть войск с черниговского участка.

15 октября деникинцы предприняли ряд контратак, но выбить 58-ю стрелковую дивизию из Киева не смогли. 16 октября красноармейцы овладели станциями Киев-Пассажирский и Киев-Товарный. 17 октября 58-я стрелковая дивизия контролировала почти весь город.

Надо оговориться, что в это "почти" не входили высоты Печерска и мосты. Контроль над переправами через Днепр позволил деникинцам перебросить на правый берег подкрепления и вытеснить части 58-й стрелковой дивизии из Киева.

Блестяще начатое наступление  красным не удалось довести до конца. Правда, и генералу А.М.Драгомирову успех под Киевом дался ценой приостановки наступления под Черниговом.

К.Г.Паустовский описал события этих дней несколько иначе:

"Осенью, когда белые были ещё где-то между Орлом и Курском и чувствовали себя спокойно, на одном осеннем теплом рассвете Киев внезапно проснулся от грохота ожесточенной пулеметной пальбы... Оказалось, что советские части, отходившие с юга еще в самом начале деникинского наступления, остановились в обширных и трудно проходимых Ирпенских болотах, вблизи Киева, засели в них и оставались там все лето до осени.

Не только деникинцы, но никто в Киеве не подозревал об этом. Крестьяне деревень, окружавших Ирпенские болота, ни словом не проговорились о присутствии советских частей. И вот сейчас эти части внезапно ворвались в Киев, заняли с боем половину города, захватили много продовольствия и оружия, потом - тоже с боем - отошли на север и пробились к своим. Бой был жестокий. Он возникал очагами, то в одном, то в другом месте города, и стих только к вечеру."

Это свидетельство интересно как пример того, насколько рядовой обыватель может адекватно оценивать военную обстановку на соседней улице. В представлении Паустовского красные осенью 1919 года находились далеко на востоке, хотя 12-я армия все это время сражалась к западу от Киева. 58-я дивизия, действительно отошедшая с юга, не пряталась в болотах, а брала город штурмом в течение нескольких дней и смогла бы взять, если бы не сопротивление гарнизона.

Вопрос о реванше на Днепре командование РККА отложило до окончания решающих боев в районе Орла. Правда, еще до возобновления боев за Киев 10 ноября И.Ф.Федько сдал командование 58-й стрелковой дивизией П.Е.Княгницкому и уехал в Москву на учебу. В это же время 12-я армия была передана из состава Западного фронта - Южному, что было признаком готовящегося наступления против войск А.И.Деникина.


1. Киевщина в годы Гражданской войны и военной интервенции 1918–1920. Сборник документов и материалов. Киев. Политиздат УССР. 1962. 538 с.

2. В.Карпенко. Щорс. ЖЗЛ. М. Молодая гвардия. 1974. 224 с.

3. И.Л.Обертас. Командарм Федько. М. Воениздат. 1973. 165 с.

4. Н.Д.Кондратьев. На линии огня. (Эпизоды из жизни командарма Ивана Федько.) М. Политиздат. 1964. 96 с.

5. И.В.Дубинский. Наперекор ветрам. М. Воениздат. 1964. 271 с.

6. Украинская ССР в период гражданской войны 1917-1920 гг. Киев. Политиздат Украины. 1968.

7. О.Бойко. Життя Києва під владою білогвардійців (жовтень–грудень 1919 р.). Київ. Інститут історії України НАН України. 2011.

8. А.А.Гольденвейзер. Из киевских воспоминаний. Архив русской революции. Т. 6. М. 1991.

9. Борьба трудящихся Черниговщины за власть Советов (1917–1919 гг.). Сборник документов и материалов. Чернигов. 1957.

10. О.В.Козерод. Историографические проблемы Белого движения в Украине. Харьков. 1998.

11. Киев. История городов и сел Украинской ССР в 26 т. Киев. Главная редакция УРЭ. 1979. 595 с.

12. М.А.Ковальчук. Повстансько-партизанський рух проти білоґвардійців на Київщині (вересень 1919 - січень 1920 рр.). Український історичний журнал. 2009. № 5. С. 106-121.

13. С.И.Ракша. Днепровцы. М. Воениздат. 1959. 134 с.


Рецензии