98. Bermondt truppen

Иногда союзники опаснее врагов. Впрочем, в Гражданской войне со сложным составом участников отделение "своих" от "чужих" представляет большую проблему. Для командования Северо-Западной армии генерал Бермондт-Авалов был несомненно "своим". Впрочем, звания и титулы этого человека всегда ставились под сомнение. Кто-то считал его Авалишвили, кто-то - просто Бермонтом.

Сам генерал предпочитал называть себя Аваловым-Бермондтом, выставляя на первое место княжескую фамилию, хотя знатное происхождение у многих вызывало недоверие. Да и чин полковника бывший ротмистр (т.е. - капитан) получил от германской оккупационной администрации, которая надеялась с помощью подобных офицеров слепить марионеточные войска.

Что касается звания генерал-майора, то оно было пожаловано Бермондту-Авалову 5 сентября 1919 года генералом Н.Н.Юденичем, видимо, в качестве аванса за будущие победы. Однако достижения нового генерала к этому времени носили преимущественно организационный характер.

С августа 1918 года Бермондт-Авалов формировал в Киеве прогерманскую "Южную армию", а потом сидел в петлюровской тюрьме. Сбежав в Германию, он в апреле 1919 года в городе Зальцведеле формировал отряд из русских и немецких добровольцев для нужд генерала фон дер Гольца.

В июле Бермондт прибыл в Митаву, где его отряд получил имя убитого петлюровцами графа Келлера. В это время на территории Латвии уже находились отряды под командованием полковника А.П.Ливена и бывшего жандармского полковника Вырголича.

9 июля генерал Н.Н.Юденич потребовал перебросить все три добровольческие группировки из Курляндии в Нарву для пополнения Северо-Западной армии. Этот приказ выполнил только отряд Ливена, доставленный на место английскими судами.

Но полковник Бермондт-Авалов предпочитал прислушиваться к мнению Берлина, где 22 июля 1919 года на основе Русского военно-политического комитета был создан Военно-политический совет Западной России под председательством барона Л.К.Кнорринга.

Новый политический центр назначил полковника П.Р.Бермондт-Авалова командующим всеми войсками, действующими в Прибалтике. 8 августа новый командующий обратился к президенту Литвы с предложением "поддержать наступление литовских войск на Двинск". К этому времени в Шавлях (Шяуляе) был размещен отряд Вырголича, насчитывавший до 1500 человек.

Отряд Бермондт-Авалова, в котором было до 5 тысяч штыков, к этому времени был сосредоточен в районе Митавы (Елгавы). 10 августа представитель Антанты генерал Кинан предупредил командира отряда имени графа Келлера: "Мне сообщили, что солдаты германского подданства продолжают вступать в Ваше формирование. Я должен со всей ясностью заявить Вам, что нахождение германских солдат в этих районах  является нарушением Парижского мирного договора."

19 августа Н.Н.Юденич напомнил задержавшимся на западе отрядам, что они должны прибыть в Псков в распоряжение командира 2-го стрелкового корпуса генерала Арсеньева.

3 сентября главнокомандующий Северо-Западным фронтом через генерала К.Н.Десино потребовал: "Немедленно отправить по железной дороге в Нарву, при содействии английских властей, всех офицеров и нижних чинов ген. Хабарова, задержанных Вами у себя. Всего в Митаве и Шавлях задержано около 900 человек. Прекратить пропаганду о непосылке пополнений в Северо-Западную армию. Такие Ваши действия приносят громадный вред борьбе с большевиками."

Но упрямый полковник не желал откликаться на призывы генерала. Н.Н.Юденич, предположив, что передислокацию тормозит честолюбие, приказал преобразовать отряд имени графа Келлера в 1-й Западный Добровольческий имени генерала-от-кавалерии графа Келлера корпус, а отряд полковника Вырголича - во 2-й Западный Добровольческий корпус. Оба корпуса были объединены в Западную Добровольческую Армию под командованием генерал-майора П.Р.Бермондта-Авалова.

20 сентября от командующего Западной армией снова потребовали переброски войск в Нарву. Но призывы остались без отклика. А между тем, Н.Н.Юденичу были необходимы тысячи штыков, стоявшие без движения в Шавлях (Шяуляе) и Митаве (Елгаве). По некоторым данным, Западная армия в сентябре выросла почти до 10 тысяч человек.

23 сентября Бермондт-Авалов приказал привести свои войска в боевую готовность на случай нападения латышей и эстонцев. Но это было не то, чего от него требовали.

В конце сентября Н.Н.Юденич 26 сентября лично выехал в Ригу на встречу с Бермондт-Аваловым. Но даже такой жест не убедил командующего Западной армией. 3 октября после смены правительства в Берлине был отозван в Германию генерал-майор фон дер Гольц.

Удаление авторитетного командира однако не означало отказа германских политиков от военного присутствия на территории Латвии. Уже 6 октября Железная дивизия, Германский легион и добровольческий корпус фон Плеве перешли на службу в Западную армию, превратив "русскую" добровольческую армию в преимущественно немецкую.

Непримиримую борьбу с большевизмом войска Бермондта-Авалова начали с захвата западных районов Литвы, обеспечив коридор для связи с Восточной Пруссией. 7 октября латышские части попытались вытеснить Железную дивизию со своей территории, но эти удары тут же были отражены Западной армией, которая перешла в наступление на Ригу.

И хотя части Бермондт-Авалова двигались в сторону Петрограда, это наступление встревожило прежде всего командование Антанты, которое тут же перебросило свои корабли из Финского залива к Риге.

8 октября, разбив под Олайне части 2–й и 3–й латышских дивизий, Западная армия овладела левым берегом Даугавы от Риги до Усть-Двинска и даже захватила мосты, но дальше двигаться не стала. Судя по внезапности такой остановки, Бермондт-Авалов, по-видимому, получил приказ из Берлина, запрещающий дальнейшее наступление.

9 октября генерал Н.Н.Юденич издал приказ по Северо-Западной армии, в котором объявил полковника Бермондта изменником и исключил его из списков армии. 12 октября Северо-Западное правительство России обратилось с воззванием к Военно-политическому совету Западной России и Бермондт-Авалову с призывом идти на Петроград, а не на Ригу.

На что рассчитывали деятели из окружения Юденича, трудно понять, поскольку целью Западной армии изначально было укрепление немецкого влияния в Прибалтике. 11 октября к крепости Усть-Двинск подошли четыре британских и четыре французских корабля. 12 октября антантовская эскадра обстреляла позиции Западной армии в районе Риги.

Днем 14 октября в Усть-Двинск прибыл британский офицер, вручивший офицерам казачьего полка ультиматум с требованием очистить крепость к полудню 15 октября, угрожая обстрелом. В подкрепление этих слов к устью Даугавы выдвинулись части латышской армии.

На следующий день около 16.00 3 крейсера и 8 эсминцев открыли огонь по Усть-Двинску. В ответ артиллерия Западной армии обстреляла Ригу, выпустив по городу и химические снаряды. При поддержке эскадры латышские части захватили Усть-Двинск.

17 октября при обстреле с берега пострадал британский крейсер "Дракон". Чтобы уйти от антантовских обстрелов, Западная армия отступила на Олайские позиции. Вместо продвижения на север и восток, Бермондт-Авалов приступил к захвату Курляндии (Курземе).

22 октября Западная армия захватила Сяды (Салдус), а 30 октября – Тальсен (Талси) и Цабельн (Сабиле). 2 ноября в Риге была объявлена всеобщая мобилизация. Командование Антанты бросило против прогерманских войск эстонские части. Даже Н.Н.Юденич, которому было совсем не до боев под Ригой, выделил латышской армии четыре пушки. Мобилизация сил в Латвии при усилившемся дипломатическом давлении на Германию принесли плоды.

В ночь на 11 ноября 1919 года латышские и эстонские войска при поддержке британской эскадры перешли в наступление против Западной армии. Русско-германские части покатились на запад. Использование брэнда "Русская добровольческая армия" для сугубо германской затеи стало излишним.

19 ноября полковник Бермондт-Авалов был заменён генерал-лейтенантом Эбергардом, который сразу же сообщил латвийскому главнокомандующему: "Западная русская армия перешла под охрану Германии, и я принял на себя командование. Прошу сообщить радиотелеграммой о Вашем согласии объявить в ночь с 19-го на 20 ноября перемирие, чтобы начать мирные переговоры."

Однако суровый латышский воин Ульманис объявил Германии войну, которая продолжалась на бумаге около недели. Бои в Латвии закончились. Офицеры Западной армии Гудериан, Кюхлер, Клейст, фон Арним, Штюльпнагель и прочие отложили борьбу с большевизмом до 1941 года.

А сам Бермондт-Авалов взялся за формирование Российского национально-социалистического движения с двуглавым орлом и свастикой. Как обычно, несостоявшаяся марионетка пыталась предугадать желания своих хозяев.


1. Я.М.Лисовой. Записка к докладу о положении дел на Западном фронте и в армии полковника Бермондта-Авалова. Белый архив. Т. 1. Париж. 1926.

2. П.Р.Авалов. В борьбе с большевизмом. Гамбург. Глюкштадт. И.И.Августин. 1925. 540 с.

3. Э.Пелкаус. Бермонтиада. Латвия на грани эпох. Рига. 1988.

4. И.С.Коноплин. Бермондтовщина. Балтийский альманах. 1923. № 1-2.

5. И.С.Коноплин. Крестоносцы. Белое дело. Летопись Белой борьбы. Т. 4. Берлин. 1928.

6. А.А.Чапенко. Русское антибольшевистское движение на территории Латвии в период Гражданской войны в России 1918 - 1919 гг. Кандидатская диссертация. Мурманск. 2002.

7. А.П.Гольдин. Наступление Западной добровольческой армии на Ригу в октябре 1919 года: причины, цели и последствия. Белая гвардия. № 2. М. 1998.

8. В.М.Берзиньш. Провал похода прогерманских белогвардейских войск под командованием Бермондта-Авалова. Иностранная военная интервенция в Прибалтике. 1917-1920 гг. М. 1988.

9. Н.П.Бережанский. Бермондт в Прибалтике в 1919 г. (из записок бывшего редактора). Историк и современник. Историко-литературный сборник. Т. 1. Берлин. 1922.

10. Ю.Цыгановc. Формирование Западной русской добровольческой армии (лето-осень 1919 года). Acta Humanitarica Universitatis Saulensis. 2015. Issue 21. P. 101-118.

11. Н.И.Богомазов. "Почему бы не начать совместно с белыми русскими борьбу с большевизмом?" Воспоминания генерала Р. фон дер Гольца как источник по истории. Новейшая история России. 2015. № 2.

12. П.Р.Бермонт-Авалов. Документы и воспоминания. Вопросы истории. 2003. № 1-2, 5-7.

13. А.Б.Широкорад. Прибалтийский фугас Петра Великого. М. АСТ. 2008. 573 с.

14. В.И.Мусаев. Drang nach Osten и русская реакция: история "Западной русской армии" (1919 г.). Новый часовой. № 6-7. СПб. 1998.


Рецензии