Маргинальный пояс. 1

информационные аспекты власти

Тень, знай свое место.

Е. Шварц

1. Феноменология власти

    Я очень надеюсь, что все читатели (и писатели) понимают «власть», в общих чертах, одинаково. Поэтому вместо обычных дефиниций начну с обсуждения некоторых предрассудков – тоже достаточно общих – которые могли бы помешать дальнейшему единомыслию… Заблуждения, которые настолько распространены, что нашли свое отражение в литературе, можно ведь считать достаточно общими? Вот и будем опираться на литературу.
     – Всякая власть держится на страхе, и только на страхе, и ничего она не стоит вне страха. Все же прочее – чушь: любовь, восхищение, уважение, личная преданность, фанатичное преклонение – чушь, эфемерида, фантомы, пыль шагов.
     – Ну не нужна никакому массовому человеку ни твоя честность, ни порядочность твоя и ни кристальная чистота твоих намерений! Не верит он тебе. И не хочет верить.
     – Толпа выбирает ту власть, которая лучше умеет заморочить мозги.
     – Любой политик обязан обмануть своих подданных. В политике ведь как? Неважно, правду ли ты говоришь, важно, чтобы как можно больше людей соглашались считать это правдой.
     – Но она не отнимает способности мыслить!
     – Но ведь большинству так называемых разумных особей разум в общем-то мешает. Они никогда не пользовались этой способностью… Люди зомбируют себя сотни лет. Обманывают, надувают, лгут, сочиняют, брешут…
      – А те, кто умеет думать… что ж, они были и есть – власть.
    Так верят или не верят? Есть обман или нету? А если есть, кто обманщик – политики или… «сами себя»? Зависит что-то от людей или нет? Вы сами себя и запутали. Ну да, можно сказать и так: зомбировали. Тут мне представляется целый букет предрассудков.
      «Власть – это политика.» «Это те люди, которые отправляют власть.» «Она зависит от порядочности этих людей» «и от их способности мыслить». Ну, и, понятное дело, «это насилие».

     Задумаемся всерьез: как вообще возможна какая-либо власть, кроме демократии? Что может противопоставить меньшинство – или даже одиночка – неудержимому напору масс? Все знают, что «никто не может усидеть на штыках», но не это же главное. Страх не способен ничего создавать, он только разрушает. А ведь несомненным продуктом любой, даже самой паршивой, власти является материальная цивилизация. «Народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать почему», – говорил Конфуций (задолго до эпохи информационного террора).
    Ай-Гун спросил: «Какие нужно принять меры для того, чтобы народ подчинялся?» – «Выдвигать справедливых людей и устранять несправедливых», – ответил Учитель.
    Мы привыкли к тому, что власть в обществе, как правило (всегда!), осуществляют люди определенного малосимпатичного типа. И нам кажется, что если заменить их… ну, более человечными, что ли, то и власть будет более человечной. Система целенаправленно и активно поощряет в обывателе такую иллюзию. Это ожидание и эта надежда постоянно присутствуют в атмосфере общества, в его информационных потоках. Среди всех прямых и облических обещаний, нарушенных властью за последние тридцать лет, эта ложь – самая разрушительная и угнетающая.
     Власть часто называют «аморальной» и «бесчеловечной» из-за того, что люди ожидают (и не находят) какой-то человечности от полуботов Системы, нагло именующих себя «элитой». Для отправления власти действительно нужен некоторый уровень интеллекта и воспитания (о нравственности речь не идет). Но этот уровень определяется не людьми, а системой власти; она и подбирает себе исполнителей по этой мерке. Вопреки Конфуцию, Хань Фэй предлагал опирать дом на кривой бамбук: «Правитель, владеющий искусством управления, не рассчитывает на людей, случайно оказавшимися хорошими, а идет по пути, непременно дающему успех». Прямого бамбука не напасешься на всю Поднебесную. Человек зависит от Системы, а не Система от человека. В ХХI, – на минуточку, информационном – веке пора бы уже понять эту нехитрую истину.
     Спросите любого грамотного сисадмина, и он подтвердит, что информационная система ровно настолько человечна, насколько человечна программа, которую она исполняет. От юзера это не зависит – только от программиста. Система способна выполнять только задачу, обеспеченную программной поддержкой. Хотите добиться от нее чего-то дополнительно – перезагрузите ее.
     Сама по себе операционная система власти действительно внеморальна и бесчеловечна – как ваш компьютер. Мораль и человечность сообщается ей программой, которую она исполняет. Власть человечна в той мере, в которой она справляется со своей задачей. Здесь мы зафиксируем и сразу же вынесем за скобки вопрос: «Кто эту задачу поставил, кто – программист социума?»
     Это ведь типичное заблуждение, будто «власть ничего не дает, только отбирает», что это просто хорошо организованная и оснащенная банда экспроприаторов. Реальная власть у того, кто дает; все остальное морок и томление духа. Все остальное тлеет и разрушается. Власть нужна, чтобы устранить препятствия на пути прогресса цивилизации – то, что мешает овеществлению культуры. Когда она выходит за пределы этой задачи (а она выходит), она сама становится препятствием.
    Обычно выделяют две основные функции власти: коллективное производство и общественное распределение. Это тоже предрассудок. На самом деле это две (наиболее явные) стороны единого информационного феномена: поля мотивации, в котором согласуются цели и побуждения отдельного гражданина. Справедливое распределение коллективно созданных ценностей – наиболее существенное условие эффективного управления производством. Общественное поле мотивации – вот что создается властью.
    Политический (наиболее явный) инструмент власти, законы государства – очень и очень ограниченная справедливость; которая, впрочем, имеет одно неоспоримое достоинство: это справедливость для всех. Поэтому та справедливость, которая не для всех, просто не объявляется и не записывается. Но вопреки инфантильным заблуждениям обывателя, поле мотивации невозможно создать и поддерживать одними только государственными законами; а дополнительные инструменты и внутренние методы власти – это родовая тайна Системы. Эти нелегальные законы являются предметом изучения науки; поэтому между властью и социологией существует и усиливается конфликт… Надеюсь, читатель меня понял, а если нет – объясню позже.

     Кто-то должен сказать эту небанальную, но уже очень очевидную вещь: народу не надо начальства, народу нужна именно власть как таковая. Труженику нужно, чтобы его трудом кто-то управлял, но сам он управлять не хочет – потому, что для этого надо думать. Любое начальство во все времена – это наемная команда менеджеров, которая дает человеку возможность спокойно трудиться.
     Все нормальные люди делятся на две большие, но неравные группы: одни приспособлены действовать, другие – мыслить. И избравший один путь не может пойти по другому.
      – Все в мире устроено справедливо, – кивнул Амаль. – Всевышний дарует либо способность совершать поступки, либо красиво говорить о них.
    Либо не дарует. Это ведь закон природы: способность свободно действовать несовместима со способностью свободно мыслить. Природа выбирает что-то одно и наделяет этим качеством человека, предопределяя тем самым его судьбу, его место в жизни… Или не наделяет. Потому что попытки совместить деятельность с размышлениями обычно приводят к тому, что человек не умеет толком ни мыслить, ни трудиться. Власть полезна уже потому, что иначе куда бы мы девали своих бестолковых сограждан, как только не в начальство. И это тоже закон природы. По Мэннену и Мартину: «Кто не умеет ни работать, ни учить, тот руководит».
    Действительно, для отправления власти, повторяю, необходим определенный уровень интеллекта и воспитания, но этот уровень ограничен не только снизу, но и сверху: это лишь бледная тень того, что свойственно творческой элите, которая ставится вне Системы именно по этому признаку – избыточной человечности и чрезмерному творческому потенциалу. Основная проблема власти в том, что она, власть, требует и мысли, и действия. Но она не требует, и даже не терпит таланта в этих способностях – и в этом ее главное достоинство, ее притягательная сила. Или, напротив, отталкивающая. Власть мешает трудиться, мешает мыслить. Поэтому ни обыватель, ни личность не хочет управлять… Ну не его это!
     А кто хочет?
      – Я расскажу про тех, кто остается в середине. Не всем нужен разум. Не все могут думать. Для средних людей, для тех, кто не хочет в землю, но не дорос до небес, есть только место: между небом и землей. Всегда и везде крайними остаются люди середины.


Источники цитат:

А. и Б. Стругацкие. «Поиск предназначения»
С. Лукьяненко. «Спектр»
С. Лукьяненко. «Непоседа»
С. Лукьяненко. «Танцы на снегу»
Конфуций. «Лунь юй»
Хань Фэй-цзы

2. Творческая элита
http://www.proza.ru/2018/06/27/768
3. Ордозная монада
http://www.proza.ru/2018/07/05/922
4. Замыкание в цепи
http://www.proza.ru/2018/07/12/693
5. Инерция исполнения
http://www.proza.ru/2018/07/19/1025
6. OS Голем
http://www.proza.ru/2018/07/26/954
7. Сумерки власти
http://www.proza.ru/2018/08/02/905
8. Классовый апартеид
http://www.proza.ru/2018/08/09/867
9. Цикл Соляриса
http://www.proza.ru/2018/08/16/1008
10. Кривологика Голема
http://www.proza.ru/2018/08/21/963
11. Невыносимая легкость бытия
http://www.proza.ru/2018/08/30/684
12. Ренегаты элиты
http://www.proza.ru/2018/09/06/954
Эпилог. Прыжки над пропастью
http://www.proza.ru/2018/09/13/564


Рецензии
"Я очень надеюсь, что все читатели (и писатели) понимают «власть», в общих чертах, одинаково."

Видите, в первом же вводном тезисе Вы признаете отсутствие общего для всех понятия "власть". Полагать, что все читатели понимают термин одинаково без его определения, есть ошибка. Отсюда и то количество текстов о власти и вокруг власти. Каждый из которых представляет некую манную кашу, созвучную сознанию повара.

Андрей Папалаги   30.08.2019 11:12     Заявить о нарушении
> Полагать, что все читатели понимают термин одинаково без его определения, есть ошибка.
– Нет, у меня есть основания так говорить. Есть такая вещь, как «категория» – она не определяется, она определяет другие вещи. Она необходима, потому что все определения даются через что-то. Категория – условное основание всех определений. Для того, чтобы быть категорией, понятие должно пониматься всеми более или менее одинаково (полная тождественность невозможна). Так что «власть» всеми понимается примерно одинаково без определения, Андрей.
Спасибо за активный интерес к моей публикации и содержательную критику.
С уважением, Ник.

Ник Пичугин   30.08.2019 11:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.