Как я убежала в детстве со своей отчины

Интерьер украинской хаты 19 века,
с. Ревазивка, Новосанжарский р-н, Полтавская обл.
...
   Да, все в точности, видела, в селе Бугаевка на Полтавщине... Полы глиняные, называются "долівка", протираются влажной тряпкой ("віхоть"), потом посыпаются летом травой, зимой соломой... Но я видела доливку, устланную ткаными половиками "ряднушками" - узкими, длинными, разноцветнополосатыми, очень плотными "цупкими" на ощупь... Была летом, печь топилась и в ней испекли хлеб и положили на стол дымящийся "окраєць" и принесли в глечику парное молоко, налили в чашку - "їжте од пуза!" А двор был весь травяной (спорыш), и дальше среди белого дня - темная ночь: сад... Вот уж дебри! Темно, как в лесу, идешь среди толстенных покрученных стволов груш, шелковицы, старых вишен и яблонь, образовавших такую густую крону, что в самый сильный ливень наверно не упадет ни капли в саду... Какой был сад!.. Да, "украинский" (на самом деле русский, "руськый") старинный сад - особая статья, тут важен элемент поэтической запущенности... Русский старинный сад - существо мистическое, сказочное, ирреальное... В этой усадьбе сад был в полной гармонии со всем остальным... И вообще - всё, меня окружавшее, было "сплошной Гоголь"... А сразу за садом был "ставок" (пруд)... И вот я гуляла, гуляла по этому саду и мне стало страшно, и я побежала быстро назад... Убежала со своей отчины :)


Рецензии
И у моей бабушки в Волгоградской области тоже во дворе был сплошной спорыш. Мягко, удобно и красиво.... И говорили на "суржике".... Очень напевно))))
Алексей.

Станов Алексей   21.06.2018 12:52     Заявить о нарушении
А теперь спорыша почему-то нет на огороде... А раньше был мягким ковриком по всем перевалам.

Наталья Адрианова   22.06.2018 11:32   Заявить о нарушении
Без него двор совсем, наверное, другой. Замечательная трава)))))))

Станов Алексей   22.06.2018 11:33   Заявить о нарушении