Китайская тетрадь. Часть 53

Н.Е Аблова  написала книгу «КВЖД и российская эмиграция в Китае». В  ней сообщается, что первой попыткой не предвзятого рассказа о русской эмиграции стала книга В. Костикова «Не будем проклинать изгнание...». Маньчжурия была предметом изучения Ю. Мельникова, С. Лазаревой, С. Онегиной. О церкви — следует выделить работы А.С. Ипатоевой. Большой вклад внесли Е.П. Таскина и Г.В.Мелихов, родившиеся  в Китае.

Перу владивостокского ученого принадлежит монография «Духовная культура русской эмиграции в Китае», а также монография, написанная им с О.И. Кочубей «Исход и возвращение». Представляет интерес книга П.П. Балакшина о подрывной деятельности советских агентов на Дальнем Востоке. В список историков на заданную тему следует включить В.Петрова, М. Раева, Г. Шварца.
Существуют сайты Интернета, посвященные этой теме: «Память чести» И.В. Скрипалева, С.П. Звягина «Белая Сибирь», РОВС И.Б. Иванова,  С.В. Карпенко «Белое дело» и др.

Вспомнин, что секретный договор о союзе России с Китаем и постройке КВЖД был подписан в Москве 22 мая 1896 года. Текст его полностью был опубликован в 1924 году. Сам контракт на постройку подписали в Берлине 27 августа 1896 года. Во главе охранной стражи КВЖД назначили полковника А.А. Генрнгросса.. В 1900 году она объединяла 8 рот и 19 сотен. Управляющим дороги стал бывший начальник Закаспийской ж/д Д.Л. Хорват.
Изыскание дороги проводил С.Н. Шидловский (1898). Он и нашел место для строительства Харбина на берегу р. Сунгари, где ранее была небольшая крепость (импань). Он находился в 8 верстах от реки в помещении ханшинного завода.
«Новый город» был возведен при участии инженера И.И. Обломиевского. Он же построил комплекс Управления железной дороги на Большом проспекте. На другой стороне выросло Железнодорожное собрание (Жилсоб). О строительстве занимательно писала Л. Кравченко в романе «Кувшин из раскопа».

Открыл для себя, что в охранной страже в конце 1897 года служил младшим офицером в казачьей сотне А.И. Гучков. Срок его службы закончился в феврале 1899 г.
Сегодня Россия и Китай имеют общую границу протяженностью 4431 км. Ранее более 7000 км. М.Н. Рютин, выйдя из партии меньшевиков, организовал в 1917 году в Харбине комитет РСДРПб в составе 5 человек (Рютин, Якубов, Славин, Летунов, и Стразов). Он стал издавать журнал «Борьба», всего вышло 12 номеров. Тогда же советское правительство назначило комиссаром отчужденной полосы КВЖД А.Н. Луцкого, бывшего разведчика Иркутского военного округа.

До сентября 1918 года в состав правления КВЖД входил Колчак, который формировал отряды для борьбы с революционерами. Из этого ничего не получилось и 9 июля 1919 года на станции Гродеково Д.Л. Хорват объявил себя «Временным верховным правителем России» - до избрания Учредительного собрания. Надо отметить, что 29 июня 1918 года белочехи заняли Владивосток. Хорват свою партию проиграл и полномочия «временного» передал Временному Сибирскому правительству П.В.Вологодского. Сам убыл в Пекин, где прожил до 1937 года.
Хорвата на КВЖД заменил Б.В. Остороумов. 23 сентября 1920 года президент Китайской Республики издал декрет, в котором объявил о прекращении признания российского посланника и консулов в Китае и взял на себя защиту русских граждан. Посланник Кудашев в 1921 году убыл в Париж.

Хорват отличался дипломатическими способностями. Ему удавалось лавировать и привлекать нужных людей. Его признавали главой русской эмиграции со стороны великого князя Николая Николаевича. Он поручил ему вести переговоры с китайским правительством. Однако полного признания эмиграции ему получит не удалось. В оппозиции выступало общество, ориентирующееся  на великого князя Кирилла Владимировича и атамана Семенова.
Дошел до данных о Боксерской контрибуции — русская часть составляла 28,97% общей суммы, или 180.084. 021, 44 руб. Короче говоря , 180 млн. руб. Срок окончания выплат - 1945 г.
РСФСР 27 сентября 1920 года отказалась от контрибуции, но ее продолжали выплачивать царским чиновникам. По соглашению 1924 года русскую часть контрибуции предполагалось тратить на развитие образования в Китае.Решение соблюдалось до 1928 года.

ДВР появилась 6 апреля 1920 года и ее представителем по полосе отчуждения КВЖД был Э.К. Озарнин, практически выполняющий функции генконсула ДРВ в Харбине. 14 ноября 1922 года ДРВ объявило желание войти в состав РСФСР.
Иоффе находился в Пекине с 12 августа 1922 по январь 1923 гг. Поставленные задачи решить не удалось, Он заболел и выехал на лечение в Японию. В августе 1923 г. в Китай была направлена миссия Л.М. Карахана.
 В Харбине было украинское объединение «Просвита», грузинское - «Соэрто» и др. Интересно: в 1929 году в Харбине на 100 русских мужчин приходилось 97 женщин, а у китайцев, соответственно 100 на 44.
Важно отметить, что в соглашении 31 мая 1924 года стороны договорились об урегулировании вопросов национальных границ, СССР признала суверенитет Китая во Внешней Монголии и вывела свои войска ( в марте 1925 года), отказалась от прав экстерриториальности,  от всех договоров и соглашений царского правительства.
Вопрос о КВЖД на переговорах занимал центральное место. Она становилась совместным коммерческим учреждением. Всего на ж/д, кроме Правления, трудилось 16657 чел. Кто ни получал китайского или советского паспорта — увольнялись.  Председателем первого советско-китайского Правления стал генерал Бао Гуцин, товарищем председателя — С.И. Данилевский. Управляющим был назначен А.Н.Иванов, его помощником — А.А. Эйсмонт. Церемония начала совместного управления состоялась 3 октября 1924 г. Местные остряки прозвали это событие «Октябрьской революцией на дороге». Остроумов и начальник Земельного отдела дороги Гондатти были арестованы китайской полицией.

В ноябре 1924 года была провозглашена Маь Чжоу-го.5 января 1946 года китайское правительство признало МНР, а 6 октября 1949 года стороны установили дипломатические отношения.
В Пекине Архиипископ Иннокентий, начальник Русской духовной миссии обратился с воззванием, утверждая, что российское правительство никогда не имело отношения к имуществу миссии, поэтому и советское правительство не имеет прав на него.
17 апреля 1926 года был назначен новый управляющий КВЖД А.И. Емшанов,  председателем Правления был Лю Шанцин, который в сентябре ушел в отставку в знак протеста правительству Чжан Цзолиня в Мукдене.

Мукденское правительство отстранило СССР от управления КВЖД, его ответственных сотрудников арестовали, Емшанова и его помощника выслали. Управляющим дороги был назначен Фань Цигуань. Советское правительство было вынуждено (17 июля 1929 г.) разорвать дип. отношения с Нанкинским правительством. В Харбине интересы СССР представляло германское консульство (!). Важную роль в разыгрывании антисоветской истерии играл Чан Кайши. Он призвал к борьбе против «красного империализма».
В результате,  6 августа 1929 года была создана ОДВА (Особая Дальневосточная армия). В это время между Хайларом и ст. Маньчжурией находился бронепоезд, обслуживающий бойцами отряда белогвардейца К.П. Нечаева.

ОДВА во главе с Блюхером перешла границу 17 ноября 1929 года. Этому способствовали сами китайцы всячески нарушая предварительные договоренности и соглашения ( 27 мая захватили консульство в Харбине по ул. Гиринской, арестовали 39 человек, в отношение зам. генконсула Знаменского было принято насилие).
 В результате боев был взят в плен командующий Северо-Западным фронтом генерал Лян Чжуцзян со штабом около 250 офицеров и 9 тысяч солдат. Последний эшелон советских бойцов вернулся в СССР 25 декабря 1929 года.
Сотрудники и рабочие КВЖД из числа эмигрантов были против возвращения советов на дорогу и организовали ряд протестующих митингов, требуя выплаты трехмесячного пособия.
Вскоре Япония объявила Маньчжурию и Монголию районами своего влияния. Национальный кризис требовал экспансии. Об этом говорилось и в известном «Меморандуме Танаки» от 25 июля 1927 г. В печати он появился только в 1929 году. Реализация плана началась 18 сентября 1931 года. В районе Чанчуня был произведен «провокационный» взрыв, как предлог для ввода войск в Маньчжурию. Японцы ссылались на необходимость охраны дороги. Утром 19 сентября над Мукденом поднялся японский флаг. Специалисты считают, что с этого момента началась II Мировая война, которая длилась 15 лет.

Запад не признал Маньчжоу-Го. В знак протеста Япония вышла из Лиги Наций. В январе 1932 г. войска генерала Си Ся, с участием японцев, начал наступление на Харбин и захватил его. 28 января 1932 г. они захватили станцию КВЖД Куаньчэнцзы, было арестовано 6 советских сотрудников.
СССР тоже не признал Маньчжоу-Го, но сохранил там 5 консульств и разрешил подобные открыть у себя. Дипломатические отношения были восстановлены с Китайской Республикой (12 декабря 1932 года). Послом при Нанкинском правительстве стал Д.В. Богомолов. В Харбине в то время городской головой был Бао Гуаньчжэнь. С 1 ноября 1937 стольный в Маньчжурии  город Харбин становиться лишь центром Биньцзянской провинции и переходит в подчинение ее губернатора.
Положение на КВЖД становилось все сложнее. К 1  октября 1934 г. общее число находящихся под арестов составило 167 человек, в том числе 32 начальника станций.

В учебных заведениях было уволено 39 преподавателей. Умерли от пыток: Осадчук, Кульбатский, Кислый, Лаукин. Дорогу пришлось продать за цену в четыре раза ниже, которая определялась заранее.(140 млн. иен). Договор о продаже КВЖД был подписан 23 марта 1935 г. Главное, как считали политики, удалось погасить конфликт с Японией.
Сразу после этого правительство Японии перешло к формированию союзнических отношений с Германией и Италией. 25 ноября 1935 г. в Берлине был подписан «Антикоминтерновский пакт». Германия 20 февраля 1938 г. признала Маньчжоу-Го. Советская Россия оказалась в окружении противников.

В марте 1938 года в Японии был принят закон «О всеобщей мобилизации нации». Он охватывал все области деятельности страны. Как только японцы захватили Мукден, они стразу вызвали атамана Семенова и предложили готовить отряды эмигрантов для нападения на СССР. Вступление японцев  в Харбин описал в романе «Отчий дом» Леван Хаиндрава. Спустя несколько лет, русские двинули из «дома» в Шанхай, Тяньцзинь, на Юг Китая.
Со стр. 305 в книге подробно изложены сведения по БРЭМ. Создание БРЭМ по времени совпало с продажей КВЖД. 10 марта БРЭМ создал специальный железнодорожный отдел. Он отвечал за проверку всех работающих на дороге, принимал на службу, в том числе, в железнодорожную полицию. С 1935 г. преподавание в Политехническом институте переводилось на японский язык, русских перестали принимать. В 1935 году была создана крайне враждебная СССР газета «На границе». Военной миссией в Харбине руководил генерал-майор А. Дои. С 1940 года для русских была введена обще продуктовая карточная система. С января 1941 г. - хлебная. карточная система.   Особенно строго в БРЭМ следили, чтобы молодежь не танцевала американские танцы.

Целью Российской фашисткой партии в Маньчжурии было освобождение Родины от еврейского коммунизма любой ценой. Главную роль в стране должна была играть Национальная партия  т. е. ВФП. Лозунгом партии был: «Бог, Нация, Труд». Вскоре в партии возник раскол. Один из ее организаторов М.А. Матковский и сего сторонники выступили против политики антисемитизма.
В Шанхае процветали русские газеты, в том числе «Копейка». Ее издавал Б. А. Суворин, сын известного петербургского издателя А.С. Суворина. В городе большую известность имело художественное объединение «Понедельник» и содружество «ХЛАМ» (художники, литераторы, артисты и музыканты). Последние пользовались исключительной популярностью. День Русской культуры отмечали 6 июня, в день рождения А.С. Пушкина. День Русского самосознания — 28 июля, в день святого Владимира, князя, крестившего Русь.

Вернемся к КВЖД. По договору 1896 года дорога в ведение Китая должна была перейти в 1983 году. Согласно договору от 14 декабря 1945 года с Чан Кайши (на 30 лет) — в 1975.  Практически это случилось 31 декабря 1952 года. Из Порт-Артура наши войска вышли в 1955 году.
Первым послом в Пекине, по воспоминаниям академика С.Л. Тихвинского, стал энергичный и общительный военный  Н.В. Рощин. В 1943-1945 гг. он был первым советским военным атташе в Чунцине. В 1948 г. состоял послом при Нанкинском правительстве. Мао Цзэдун к у нему относился отрицательно и просил заменить.
К 1948 году в Шанхае оставалось около 8 тысяч русских эмигрантов. Многие покинули его в мае 1949 года, буквально перед приходом НОАК — перебрались в международный лагерь Тубабао на Филиппинах. Последний русский покинул остров весной 1953  г. Примерно 3 тысячи русских из Циндао в январе 1949 г. были вывезены на американских военных кораблях. Хлопотал глава колонии В.П. Камкин. В Харбине после 1945 г. продолжали жить и работать на КВЖД десятки тысяч русских, принявших советское гражданство.


Рецензии