Профессионал

Сегодня я вернулся домой довольно поздно. Небо было ясным. Высыпали звёзды. Полная луна чётко выделялась на чёрном небе, будто бы нарисованная по циркулю на чёрном картоне. Небосвод, вместе с закрашенным свежим снегом городом и сухим морозным воздухом, создавали удивительную атмосферу строгости и аскезы. В такую погоду мне кажется, что Дед Мороз должен носить строгий фрак.

Когда я шёл домой из бильярдного клуба, было уже давно затемно, хотя, на самом деле, хоть я и возвращался позднее обычного, на часах было всего девять вечера. Зимой становится ночью то, что летом даже нельзя назвать вечером. Впрочем, я говорю, что девять вечера — это поздно, потому что в моём возрасте, чтобы сохранить хорошую форму, нужно внимательно следить за режимом.

В игре на бильярде в конце концов нужно чувствовать себя как швейцарские часы. Но люди к сожалению не железные, а потому если раньше я мог простоять у бильярдного стола почти сутки и не потерять при этом ни в точности, ни в тактике, то теперь мне всё же нужно хорошо высыпаться. Забавно, сколько мелких нюансов - вплоть до того что я ем на завтрак, влияет на мою игру, хотя часто это заметно только мне.

Я к тому же, к сожалению, человек настроения. Конечно как и любой профессионал, пока я держу в руках кий я могу сосредоточиться и забыть обо всём остальном. Однако где-то на самом дальнем краю моего разума, чтобы играть в самую полную мою силу, мне нужно иметь правильное настроение. И вот такой строгий вечер, как сегодня, как раз способен создать нужную атмосферу внутри меня на ближайшие пару дней.

А когда по небу движется столь ясная луна, то я к тому же представляю себе, что это небесный биток. Он конечно немного запачкан мелом, однако же это не мешает каким-то вышним силам играть с ним в какую-то непостижимую для меня игру.
Да, для бильярдного игрока я пожалуй имею через чур образное мышление. Однако же в бильярде нужно чётко различать и понимать на мой взгляд разные аспекты игры.

В первую очередь, конечно, бильярд — это красота, которая скрывается в геометрических законах игры, и в идеальном сочетании элементов игры и человеческих органов чувств. Даже звук при хорошем ударе радует слух. Я не имею ввиду сильный удар, но удар выверенный и верный.

Мне также нравится бильярд как клубное занятие. Такое редко найдёшь в России. У нас бильярд до сих пор притягивает бандитов и быдловатых бизнесменов. Пожалуй, лучшие клубные традиции бильярда я наблюдал в Англии. Но англичане ударяясь в другую крайность бывают через чур сухими и строгими, теряя тот минимальный азарт, который необходим для следующей составляющей бильярда.

Бильярд — это развлечение. Пускай со мной многие не согласятся, но изредка я даже позволяю себе во время партии выпить бокал пива. В конце концов нужно иметь немного самоиронии. Вокруг бильярда, всё же надо признать, мир не вращается. Это просто очередная игра, ничем по большому счёту не лучше настольного тенниса. И данное сравнение ведёт нас дальше.

Бильярд — это профессиональный вид спорта. Осознавая это особенно смешно слушать легенды, про какого-нибудь бильярдного маэстро, который выиграл бы все турниры и заработал бы миллионы, если бы хотел, но ему важнее его статус артиста. А ведь подобные легенды я много раз слышал в совершенно разных местах. Человеку, который не знает что такое профессионализм, очень сложно понять не только мир бильярда, но и вообще устройство всего, что творится на нашей планете. Так вот сегодня, пока я шёл домой, я вспомнил одну историю связанную с бильярдом и искусством, которая помогла мне лучше осознать эту мысль.

Довольно давно, когда я только понял, что бильярд по-настоящему меня заинтересовал, я устроился на работу маркером. Пользуясь своим положением, всё свободное время я тогда стал посвящать тренировкам. Оттачивая свою технику до всё более высокого уровня, я также познавал нюансы работы с клиентами. В обязанности маркёра ко всему прочему входит игра с клиентами, у которых нет партнёра, что требует небольшого знания психологии.

Где-то через пару лет моей работы уже практически все клиенты кроме двух-трёх завсегдатаев были слабее меня. Поэтому игру я всегда контролировал полностью. Это не означало однако, что я всё-время у них выигрывал, ведь кроме игрока я к тому же был обслуживающим персоналом. Значит удовольствие клиентов и их лояльность представляемому мной заведению - это полностью моя забота.

В принципе, понять насколько сильно нужно играть с клиентом - не очень сложно. Проиграть так чтобы клиент не понял, что ему поддаются - чуть сложнее, но тоже не велика наука. Изредка меня конечно раскалывали, но это делали в основном люди, которые хоть и сильно переживают  за своё неумение, но всё же хотят играть с сильным игроком и готовы проигрывать. С ними можно было всегда отшутиться, или напрямую рассказать им правду. В конце концов то, что они выводили меня на чистую воду, достаточно сильно грело их самолюбие, что было мне только на руку. Теперь же стоит перейти к самому вспомнившемуся мне случаю.

Один раз в наш клуб пришёл совершенно новый человек. Как потом выяснилось, он приехал в город для заключения какой-то сделки. Он был бизнесмен и продавал то ли резиновые тапочки, то ли какие-то кастрюли для кухни. В общем ничего особенного. Дело немногим интереснее работы грузчика. Но само слово «бизнесмен». Даже сейчас оно ещё вселяет некоторый трепет в неокрепших душах. Иметь собственное дело. Быть независимым. Не работать на дядю. Пафосная и бессмысленная чушь.

У него с собой был собственный кий. К тому же он умел прицелиться, и техника его удара, хоть и не была хорошо поставленной, однако была стабильна и достаточно эффективна. Видимо он был самоучка, который уже обыграл всех своих знакомых, а теперь хоть и утратил былой интерес, иногда искал встречи с более сильным соперником, которого он тем не менее всегда надеялся легко обыграть.
Не закатывая иногда простые шары, он тем не менее часто старался ударить красиво и эффектно. Это у него иногда получалось, что видимо подпитывало его самомнение.
- Мне только не хватает сосредоточенности, - говорил он. — А так бы был настоящим маэстро.
Мнение довольно распространённое среди новичков, кем он уже к сожалению не был. Спорить однако я с ним не стал.

Разговор наш после первых пятнадцати минут ушёл далеко от бильярда, и можно сказать, намертво упёрся в искусство. Оказывалось, что мой партнёр по игре вынес из детства приятные воспоминания о посещении Эрмитажа, и в этот свой приезд решил их освежить.

В том месяце как раз была временная выставка работ Хокусая. Как не странно, большинство работы были не с видами Фудзи, а взятыми из Манги и Шунги.
Какой европеец не мечтает приобщиться к востоку? Вот и мой клиент решил осмотреть японское искусство, тем более что его жена увлекается фэншуй. Но выставка не принесла ему ничего хорошего.
- Порнография — кричал он, - пихая мне в руки программку, на которой действительно преобладали эротические сюжеты.
Я помню, там даже была одна картина, где вместо голов у людей были половые органы. Довольно забавно на мой взгляд.
- Возмутительно, - всё никак не мог успокоиться мой собеседник. - А что если бы я пошёл туда вместе со всей семьёй?
Я пожимал плечами.
- А главное в музее. Это же извращение какое-то, - от возбуждения он киксанул, после чего смачно выругался.
Это ругательство, в совокупности с его небрежной манерой игры и общения, тогда стало первой каплей, которая настроила меня против него. Я тогда по своей сути тоже был новичком (хотя кое-что уже мог и понимал), а потому был довольно щепетилен в вопросах уважительного отношения к бильярду. К тому же мои родители были люди достаточно высокой культуры, и потому я привык к более приятным разговорам. И хоть я в тот момент разделял его отношения к демонстрируемым мне рисункам, но всё же то, как он утверждал свою точку зрения, отвращало меня от полного согласия.

Всё бы это закончилось ничем, если бы он вдруг не предложил мне сыграть на деньги. Он был такой не первый, и я просто стал объяснять ему, что как сотруднику бильярдной мне не стоит, да и не прилично это делать. Что мы с ним едва знакомы, а я вообще не любитель игры на деньги, что было, конечно, отчасти ложью.
Но он всё не унимался. К тому же, я проиграл в последних двух партиях, и в его глазах разгорался пожар алчности и гордыни. В конце концов он оказался таким занудой, что я согласился сыграть на небольшие деньги, надеясь за следующие три-четыре партии остаться при своих.

Мы начали играть. После его первой ошибки я обошёл стол, хотя уже давно видел подходящий шар, и решил выполнить удар по-сложнее. В это время он закурил и встал напротив меня. Я всё ещё целился, когда пепел его сигареты упал на сукно, и он небрежно размазал его своей рукой.

Я был зол. Я оставил сложный удар и легко выиграл партию в одну серию. Мой оппонент однако и глазом не повёл.
- Отличная партия. - сказал он и, немного поцокав языком, предложил сыграть ещё.
В этот момент он разозлил меня по-настоящему. Он совершенно не видел разницы между моей и его игрой. Он не понимал той бездны труда и терпения, которая разделяет нас. Для него существовал только его узкий мир, где всё было просто и понятно.

Это мир любителей. Любителей в плохом смысле. Любителей, которые на самом деле ни черта не любят кроме себя, а от того ничем по-настоящему не интересуются. В том чтобы играть на бильярде плохо, нет ничего зазорного. Так же как в том, чтобы не знать как оперировать аппендицит. Но играть в таком случае с профессионалом на деньги. Играть с человеком, который если  и не живёт бильярдом 24 часа в сутки, то рассматривает это как своё основное занятие, это по меньшей мере опрометчиво. А по моему, вообще сравнимо с тем, чтобы давать советы хирургу во время операции.
Не возможно добиться в каком-то деле высот, если не видеть всю широту и глубину того, чем занимаешься. Но люди не хотят думать, не хотят видеть, не хотят работать. Я могу их понять. Но настоящие любители жизни считают что весь мир построен также. От этого всю жизнь они проживают в своём особенном мире для новичков.

Всё это возмущение тогда помогло мне собраться. Закончив следующие пять партий с кия, я всё же допустил ошибку играя от борта. Мой противник как ни в чём не бывало подскочил к столу.

Ведь и с искусством тоже самое — продолжал я уже успокоившись и отвлёкшись от моего неприятного клиента. Художник может делать какие-то вещи, которые кажутся тривиальными, и не знаю каких-то мелочей можно не замечать разницу между удачным штрихом пятилетнего ребёнка и великого мастера. Также можно не понять разницу между промахом начинающего бильярдиста и промахом спортсмена высокого класса.
Они оба подходят к столу, принимают одну и туже позу. Бьют один и тот же шар в дальнюю лузу, оба мажут. Но ведь есть, есть разница!

Уже совершенно не обращая внимание на своего партнёра я обчистил его до нитки. Не сказать, что я тогда уже был настолько мастер, чтобы сделать это без усилия. Однако моя игра была поставлена и стабильна, а он играл небрежно. Оттого даже периодически ошибаясь и проигрывая партию, я всё равно вышел в большом плюсе.
Проводив его до двери и вызвав такси, я вернулся обратно к бильярдному столу и, найдя там буклет с выставки, спрятал его в карман.

Я был немного раздосадован, так как повёл себя не профессионально с тем бизнесменом. В этом слабость человека обладающего знанием или умением. Вместе с ними, если вы конечно не полный кретин, вы также приобретаете скромность. К тому же, моё поведение было вдвойне не профессиональным, так как я выступал в роли не только игрока, но и маркёра. Однако прошлое пусть остаётся в прошлом. Не за чем терзать себя лишний раз.

На следующий день, в первые за несколько лет, я пошёл в музей. Не скажу что всё мне там понравилось. Многие работы я не понял, и многие нашёл спорными. Но стараясь смотреть на выставку не предвзято, я всё же вынес для себя какое-то новое ощущение.

Я тогда приобрёл себе фоторепродукцию картины «Сон жены рыбака». Это в принципе не правильное название, но почему то часто употребляемое.
Сцена этой картины весьма откровенна. А кто-то даже скажет, что развратна. Признаться, я до сих пор не могу понять, как я отношусь к этому произведению. Я размышлял довольно много, но каждый раз оставался в противоречивом состоянии души.

Однако от этой картины, как мне показалось, исходит определённое настроение. В ней есть некая страсть, сила, и в тоже время - умиротворённость. А именно это я и испытываю, играя в бильярд.

Главное то, что как бы я не относился к этой картине, не мне решать должна она висеть в музее или нет. Возможно когда-нибудь потом, когда я стану тренироваться чуть меньше, я смогу потратить время на то, чтобы узнать о японском искусстве чуть больше. Пока что я с уверенностью могу сказать что знаю, что ничего не знаю. На мой взгляд, эти слова являются самым лучшим мерилом людей.


Рецензии