Собеседник Ираклия Андронникова

                Памяти Ларионова С.П.

         В известной книге Ираклия Луарсабовича Андроникова «Лермонтов. Исследования и находки», которая была написана в результате неутомимой исследовательской работы и его личных путешествий по лермонтовским местам и знакомство с жизнью и бытом потомков героев произведений поэта  есть строка: «Это стало понятно мне после того, как удалось побывать на Тереке, проехать через станицы в Кизляр, послушать рассказы старожилов, особенно доктора Степана Петровича Ларионова в станице Шелковской».
         
        Нет нужды пересказывать то, что известно о Шелковской времен Лермонтова и его родственниках Хастатовых.  В этом очерке речь пойдет о том, кто назывался казачьей интеллигенцией, сохранял предания о посещении терского края поэтом и зачаровал своими рассказами Андроникова.

        «Кажется, в недавнем прошлом шел по станичной улице войсковой чиновник, врач по профессии, высокий, красивый мужчина с тростью. Он приподнимал шляпу, отвечая на приветствия станичников и, при этом произносил: «Мое почтение!» (из воспоминаний шелковчанки И.Кантемировой о Ларионове С.П.).
        О назначении на должность заведующего Наурской войсковой больницей Ларионова С.П. упоминает газета «Терский казак» за 1919 год.
        В станице Шелковской еще ХIХ веке на территории  упраздненной крепости был воинский госпиталь, а в 1906 году построена новая Войсковая больница. В ней то и служил позже  кавказский врачеватель.
        К счастью в личном архиве его внучки  Е,В.Ларионовой сохранились фотографии и личные документы о получении профессии фельдшера Степаном Петровичем. Свидетельство датировано 24 января 1900 года , а в нем написано, что служащий 2-го Хасавюртовского участка Ларионов С.П. прошел успешно испытания по специальности фельдшера.
        «Многие ходили к нему даже домой после оставления службы лечиться, Он знал как минимум десять языков народностей Кавказа. Меня (вспоминает Алена) научил считать и писать уже в три года, любил меня больше, чем остальных внуков. Мечтал, чтобы я тоже была врачом, называл меня «отрада сердца моего», а я смеялась…
        Любил женщин, а они его. Женат был, кажется, раза четыре. Но детей не было. Мой папа был его приемным сыном, а настоящим отцом его был двоюродный брат Степана Петровича.»

       Кружковцы Шелковского Дома пионеров и школьников в начале 80-х годов ХХ века начали кропотливую работу по восстановлению истории пребывания поэта Лермонтова на Тереке.
       Заинтересовались фактом пребывания в станице И.Л.Андронникова. Написали ему несколько писем, но к сожалению ответ не получили, а вскоре знаменитого лермонтоведа не стало.

        В 1990 году в сохранившемся единственном барском особняке ХIХ века помещиков Калустовых начались реставрационные работы с целью создания на Тереке музея М.Ю Лермонтова. Однако последующие события были трагическими. В одном из писем того времени есть строки: «Музей загородили, но уже и поломали изгородь». Только в 2006 году было сделано то, что намечалось ранее. Музей был создан, но многое еще предстоит найти.
       «…книга И.Андронникова с его автографом, хранилась у нас дома в Шелковской, но, к моему великому сожалению, при переезде (90-е гг. минувшего века) я не смогла ее найти…» – вспоминает внучка Степана Петровича. А дом, где Андроников ночевал и слушал рассказы станичного врача, еще сохранился.
         НА ФОТО: КАЗАЧИЙ ФЕЛЬДШЕР, СОБЕСЕДНИК И.АНДРОННИКОВА, СТЕПАН ПЕТРОВИЧ ЛАРИОНОВ.


Рецензии
Интересная работа.
Много фактического материала.
Поддержу в рейтинге для читателей.

С уважением,

Виктор Николаевич Левашов   11.08.2022 10:54     Заявить о нарушении
Котофил, опять ты...(

Садовник Асечкин   15.08.2022 22:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.