Вокруг Питера. Кронштадт

В Кронштадт мы направились из Ломоносова после осмотра Китайского дворца и  парков вокруг него. Нас на автобусе подвезли к причалу, где уже стоял паром «Андрей Коробицын». Автобус заехал на грузовую палубу парома, а мы разместились в его пассажирских салонах. Правда надо сказать, что мы сидели не в очень шикарном салоне на каких то деревянных боковых сидениях. Наверное нам закупили самые дешевые билеты. Паром вышел в море. Идти до Кронштадта было недалеко. Порядка семи километров. И в море мы провели, наверное, около получаса. Погода была ясная, солнечная. Вышел на палубу парома. Кругом море. Впереди виднеются смутные очертания Кронштадта. Паром подходит к городу. На берегу лес труб, подъемных кранов, а у берега теснятся разного рода суда - пассажирские, грузовые. Видны и военные корабли. Паром подходит к берегу. Мы сходим на берег, недалеко от Петровской  пристани. Наш автобус по трапу тоже сползает с парома. Он поедет на стоянку, а мы отправились по городу на экскурсию. Петровская набережная. Фотографируюсь на ней. Сзади меня якоря. Это не просто обычные якоря, а якоря снятые с кораблей, отправившихся с десантом в Петергоф в годы Великой отечественной войны. Весь десант погиб, пытаясь отвоевать там у немцев плацдарм. С пристани видны военные корабли, пришвартованные в военно-морской гавани. Серые, с пушками, с мачтами и антеннами, они мирно стояли там под погрузкой. Над ними колдовали большие подъемные краны.
      C именем Петра I в Кронштадте связано очень многое. Собственно именно он то и создал этот город, эту базу Балтийского флота. 
      Поэтому неудивительно, что нас у морского берега, в Петровском парке, недалеко от Петровской пристани и Петровской набережной, встречает памятник Петру I.
     Пройтись по набережной у Петровского парка одно удовольствие. С одной стороны зелень парка, с другой даль моря и корабли на пирсах. И все освещено ярким солнцем. На набережной установлена пушка 19 века. Она стреляла в полдень по местному времени, в те времена, когда не было массы разных часов, телефонов, смартфонов и радиосигналов точного времени. Вот вход в Петровский парк. И перед нами памятник Петру.
      Петр, как всегда, куда-то спешит, ему не терпится что-то еще сделать в Кронштадте, что-то посмотреть, что-то предложить. И вообще пройтись своими огромными шагами по созданному им городу. Я долго стоял перед ним и думал о его величии и жестокости. Они часто идут рядом рука об руку.
      Прошли парк. И по Макаровской  улице направились к Петровскому доку. Петровский  док - это действительно детище Петра. Он его предложил, он его спроектировал, он предложил систему слива воды из дока. К доку ведет морской канал. По нему корабли проходили в док. При нем же началось строительство канала и дока. После смерти царя канал практически не строился. Его строительство возобновилось  в 1732 году, а закончилось в 1752 году. Внешне док и канал сохранились хорошо. Но все это не работает. Конечно, хорошо было бы увидеть работу дока в реальности. Посмотреть его устройство, работу, посмотреть как ремонтировались корабли. Кстати, принцип работы доков не изменился с тех далеких времен, изменилось только техническое оборудование. Нынче оно все же другое. Но посмотреть как работают доки на примере Петровского дока полезно для изучающих морское дело. Нужен полноценный музей Петровского дока.
      По Доковому мосту переходим канал. Мост построен в 1854-1856 гг., взамен деревянного раздвижного "Горбатого" моста и получил новое название "Докового". Этот мост клёпанный, а также отводной. Но давно не используется в таком качестве. Док не работает и нет необходимости мост разводить.
Переходим по мосту на другой берег Петровского канала и двигаемся по Макаровской улице дальше. Справа видим здание так называемого Итальянского дворца. Смотрю и не вижу никакого дворца. Обычный дом, где размещается Морской клуб (так было в 2006 году). Что там размещается сейчас я не знаю. Оказывается в 19 и 20 веках здание сильно перестраивалось, приспосабливалось под военные учебные заведения, под Дом офицеров, музей и другие подобные заведения. Известен этот дворец тем, что там в разных военно-морских учебных заведениях учились известные мореплаватели, полярники, инженеры. Там учились И.Ф. Крузенштерн,  Ю. Ф. Лисянский,  Ф. Ф. Беллинсгаузен, многие известные офицеры флота России. Перед зданием дворца установлен памятник Петру Кузьмичу Пахтусову  — уроженцу Кронштадта, русскому мореплавателю и гидрографу, руководителю первой экспедиции на Новую Землю в 1834-1835 годах. Рядом с дворцом зеленеет Итальянский сад. Недавно  там установлен памятник Айвазовскому, проходившему морскую практику в Кронштадте и создавшему там ряд картин.  Когда я был в Кронштадте в 2006 году этого памятника не было.
      Идем дальше и подходим к Синему мосту. Мост действительно синий, покрашен в синий цвет. Он переброшен через обводной канал, созданный в 18 веке при Екатерине II. Мост знаменит тем, что там установлен Кронштадтский  фушток - мерная рейка для измерения высоты уровня Балтийского моря. Он установлен на устое моста и является исходным пунктом нивелирной сети России, т.е. от нулевого уровня фуштока производятся измерения всех глубин и высот в России. К перилам моста прикреплена мемориальная доска на которой выгравирована надпись о дате установки фуштока и его предназначении.
      Рядом здание мареографа - там установлен мареограф - прибор для измерения и непрерывной автоматической регистрации колебаний уровня моря. Домик - красивая и симпатичная башенка желто-белого цвета.
      Немного об Обводном канале. Он возник по повелению Екатерины II после пожара в Адмиралтействе в Петербурге в 1783 году. Пожар чуть было не перебросился на Зимний дворец. И поэтому было принято решение перенести Адмиралтейство в Кронштадт. И тогда же начали рыть Обводной канал. Он опоясывал территорию будущего Адмиралтейства по периметру, защищая его от проникновения туда посторонних лиц.
По каналу могли ходить корабли. Мосты были отводными. Сейчас канал не используется. Он только представляет собой историческую ценность. Ныне на территории, опоясанной каналом, находится кронштадтское адмиралтейство, строения морского завода, бывший пеньковый завод. Там же расположена Якорная площадь, Никольский Морской собор, доковый бассейн и парки. К сожалению в момент моего посещения города, канал был сильно запущен, а многие исторические здания на этой территории требовали капитальной реставрации.
      От Синего моста на автобусе нас отвезли на Якорную площадь. Площадь, как и в Петербурге Дворцовая площадь, больше похожа на плац. Несколько скрашивают такое впечатление зеленые насаждения вокруг площади. В центре ее высится Никольский Морской собор. В момент нашего приезда он был закрыт на реставрацию. И даже снаружи был прикрыт лесами. И нам не удалось посетить его и посмотреть его внутри. Мы довольствовались только осмотром незакрытой части собора.
      Собор построен уже в 20 веке, в самом его начале. И ему было суждено пережить многие передряги, выпавшие на долю и церкви и церковных сооружений. Слава богу, его не уничтожили как храм Христа Спасителя в Москве. Я не религиозный человек, но считаю уничтожение храмов и других культовых сооружений недопустимой вещью. В их строительство вложен человеческий труд, людские деньги, способности и знания архитекторов. Тем более, что храм Христа Спасителя посвящен героям войны 1812 года. Это по сути дела памятник их подвигу. Хорошо что храм сегодня уже работает и там проводится служба. Не нравится мне только то, что при освящении храма на Якорной площади перед главным храмом Российского флота — Кронштадтским Морским собором были выстроены праздничным строем военнослужащие, в том числе военные моряки всех четырех флотов и Каспийской флотилии со своими боевыми знаменами, состоялось торжественное прохождение войск. Во-первых, у нас государство светское и  церковь отделена от государства. А армия неотъемлемая часть государства. Во-вторых, у нас свобода вероисповедания. И среди военных, выстроенных на площади, наверняка есть неверующие или люди других религий. А они, подчиняясь приказу, должны стоять в этом строю и участвовать в церковных обрядах. По-моему мнению, в армии не место религии. Это светская структура. Могут быть в армии верующие - могут. Так вот они могут молиться в отведенных для этого местах, в неслужебное время и на добровольной основе.
      На площади установлен памятник адмиралу С.О. Макарову. Памятник установлен на гранитной скале, когда то предназначавшейся для памятника Петру I. Памятник очень динамичен. Смотришь на фигуру адмирала и кажется, что он вот, вот шагнет с постамента  и пойдет быстрой и решительной походкой по Кранштадту, приветствуемый его жителями.
На трёх сторонах постамента находятся барельефы, посвящённые этапам жизни С. О. Макарова. Один изображает взрыв турецкого судна во время Русско-Турецкой войны. 14 января 1878 года С. О. Макаров провёл первую успешную в истории минного оружия атаку торпедными катерами на внешнем Батумском рейде. В результате был потоплен вражеский корабль «Интибах». Второй барельеф изображает арктическое плавание ледокола «Ермак», сконструированного и построенного под руководством вице-адмирала.      
На третьем изображен взрыв подорвавшегося на мине броненосца «Петропавловск», во время которого погиб С. О. Макаров.
      Одной из достопримечательностей Якорной площади является чугунная мостовая, остатки которой сохранились на площади. Я лично никогда не видел такой мостовой. Оригинальная, надо сказать, мостовая. Чугунные кольца уложены плотно одно к одному. Вот только дамам ходить по ней в своих каблучках не очень удобно, зато транспорт и башмаки матросов свободно ехали и шагали по ней. 
      На площади сооружен, я бы сказал очень и очень скромный, мемориал борцам за дело революции. Кронштадт сыграл огромную роль в дни Октябрьского восстания 1917 года. Я бы сказал, решающую роль. Да и дни Кронштадтского восстания 1921 года против политики «военного коммунизма», которое хоть и было подавлено, не прошли даром - после него большевики перешли к НЭПу, способствовавшему восстановлению страны.
      Грандиозный и необычный памятник отечественной войне представляет собой стена Памяти. На кирпичной стене, ограждающей кронштадтское адмиралтейство, прикреплены мраморные доски с именами матросов и офицеров, погибших в войну и навечно зачисленных в списки экипажей кораблей Балтийского флота. Много досок, много погибших парней в эту тяжелейшую войну.
      Походили по паркам, окружающим Якорную площадь. Вот известный мост соединяет Якорную площадь и Красную улицу. Это Макаровский мост. Он навис над Петровским оврагом проходящим под Макаровским мостом. В конце XVIII века по идее, предложенной еще Петром Первым, был построен док, где проводился ремонт кораблей Кронштадта. Тогда же был сооружен водоотвод (Петровский овраг), по которому из дока, вода самотеком спускалась в доковый бассейн. А затем вода откачивалась в Финский залив.
      В парках есть много и других памятников героям Кронштадта. Вообще то в городе мы пробыли очень недолго, всего четыре часа. Естественно хорошо ознакомиться с городом, почувствовать его особенность за это время невозможно. Как и в любом другом городе, там нужно было пробыть два - три дня. Пройтись по городу не только с экскурсоводом, но и самому свободно погулять по его улицам, паркам и набережным.
      Автобус нас ждал на Якорной площади. Мы уставшей группой (посетили Ораниенбаум, потом Кронштадт) погрузились в автобус и поехали в Петербург. В город из Кронштадта мы ехали по уже сооруженному участку дамбы. Сама дамба была уже построена, мы видели эти гигантские створки, предназначенные для  перекрытия пролива. Но все еще не было  благоустроенно, пыльно, не озеленено. День был жаркий. Мы по уже построенной части окружной дороги приехали в Питер и добрались до нашей гостиницы.


Рецензии