Валерия Гай Германика

22.06.18

        О фильмах Валерии Гай Германики я знал давно. Я смотрел несколько серий из «Школы» и фильм «Все умрут, а я останусь» … Фильмы показались мне интересными, хотя и не произвели на меня сильного впечатления. И я не мог определиться с тем, нравится мне работа Гай Германики, или меня что-то в ней раздражает.
        С одной стороны, я не мог отрицать, что оба фильма создают в зрителе настроение,- то самое, по-видимому, которое авторы и хотели им внушить. А это один из признаков того, что мы в данном случае имеем дело с художественным(!) произведением. И мы согласны с авторами в том, что быть молодым сегодня особенно нелегко.
        С другой стороны, я не мог отделаться от подозрения, что Валерия просто позаимствовала у документалистов этот операторский прием - подвижная ручная камера, крупные планы, невнятное звучание реплик, - что создаёт иллюзию "скрытой камеры" и добавляет привлекательности кадру.  И вместе с Натальей Мещаниновой эти две неглупые молодые женщины, зная, что такой продукт хорошо продается, включились в работу… А прямые накладки и импровизацию во время съемок, случайности в операторской работе, отсутствие на съемках дублей - все это объявили особенностями своего творчества. Как громко заявила сама Н. Мещанинова: «Случайности — это и есть жизнь».
        В давней программе Гордона «Закрытый показ» (эфир от 15.01.2010 года), куда была приглашена Гай Германика с фильмом «Все умрут, а я останусь» меня умиляли, я помню, неумеренно горячие заступники из аудитории, энергично уверявшие нас, что фильм этот -  значительное событие в отечественном кино, что он заставляет нас задуматься… и проч, и проч.  Гай Германика на программе (и позже) утверждала, что все ее фильмы  - это "исповедь", а ни в коем случае не коммерческий проект. При этом, не скрывала, что очень хочет прорваться на международный кинофестиваль.
        Мне понравилось в той передаче единственное, пожалуй, профессиональное высказывание, -  журналиста Елены Фанайровой. Она тогда доказывала, что это кино, безусловно, коммерческое, что то, как оно снято, делает данную работу модной, фестивальной. И с улыбкой добавила, что ей понятно, на что купились «люди культуры» в аудитории, так горячо защищаюшие фильм...
        Я тогда обратился в интернет за разъяснением понятия «фестивальное кино». Об этом очень понятно рассказал известный кинокритик Валерий Семенович Кичин в забавном описании собственного участия в фестивальных кинопросмотрах… Когда надо высиживать в зале по несколько часов в день, чтобы разобраться, по какой такой причине ту или иную картину отобрали в конкурс международного кинофестиваля. Причины могут быть разного рода, продолжал он. Мол, такого в кино еще не показывали. Или такого уровня натурализма, жестокости, или такого количества обнаженки, или таких рискованно эротических, почти порнографических кадров еще не было в кино. Или не было в кино такого медленного, почти остановившегося действия. Или чего-то еще в таком  же роде. «Это все – артхаус, фестивальный мир совершенно особого кино, который имеет в виду все что угодно, кроме публики».
        С того далекого 2010 года творчество Валерии Гай Германики как-то выпало из поля моего зрения. Но на днях на канале СПАС (эфир от 17.06. 2018 г.) я увидел ее интервью, -  в программе «Парсуна». Слушать повзрослевшую Валерию  было интересно. Потом я нашёл еще одно ее интервью в программе у Малышевой, где Валерия была еще интересней и привлекательней. На вопросы Валерия старалась, так это выглядело, отвечать честно, и у нее это выходило в то же время весело и остроумно …  Подкупала ее видимая прямота, неожиданные вспышки искреннего смеха. Лицо без пирсингов и громоздящихся причесок выглядело приятным. Удивляло устоявшееся и подтверждаемое самой Валерией мнение о её социофобии, потому что разговор велся очень непринужденно.
        Должен признаться, что сегодня в Валерии и в ее высказываниях не осталось ничего, что могло бы раздражать, но ее работы по-прежнему не представляются мне значительными. А один из последних ее фильмов «Да и да» откровенно слабый, - невозможно из одной работы в другую эксплуатировать нащупанный однажды удачный приём … Покажет ли она что-нибудь иное?
        И не просматривается ли тут некоторая тенденция последних лет – снижение уровня профессионализма, воцарение любительщины … Когда, скажем так, «КВНщики» становятся певцами, ведущими различных программ, начинают снимать кино...


Рецензии