Юность гения

Иосиф Джугашвили родился в городе Гори, в маленьком домишке на окраинной улице. По воспоминаниям соседей, «комната их имела не более девяти квадратных аршин  и находилась около кухни. Вход со двора прямо в комнату, ни одной ступени. Пол был выложен голым кирпичом, небольшое окно скупо пропускало свет. Вся обстановка состояла из маленького стола, табуретки и тахты в виде нар, покрытой соломенной циновкой». Иосиф Джугашвили с детства познал бедность. Его родители были небогатые люди. Мать, Екатерина Георгиевна Геладзе, вынуждена была заниматься наёмной подённой работой, чтобы свести концы с концами. Отец, Виссарион Иванович Джугашвили, был ремесленником-сапожником. Юный Иосиф вокруг себя видел огромную нужду рабочих и крестьян, что, несомненно, рано заставило его задуматься над укладом жизни людей.
Друзья детства (а их у него было много) в своих воспоминаниях единодушно говорят о нём, как о чрезвычайно любознательном, живом мальчике, признанном любимце детворы, который в 7 лет принялся за азбуку и на восьмом году уже свободно читал по-грузински и по-русски. С 1888 по 1894 г.г. он учится в духовном училище в Гори, оставаясь всё таким же прекрасным весёлым товарищем, зачинщиком всяких игр и просто душой коллектива сверстников.
Ещё во время учебы в духовном училище у юного Иосифа обнаруживается критический склад ума. Видно это из простого примера, рассказанного его другом Глурджидзе: «Я заговорил о Боге. Иосиф слушал меня и после минутного молчания без колебания ответил, что Бга не существует, нас просто обманывают. Меня это удивило, я возмутился, ведь ни от кого я ещё не слышал такого. Иосиф спокойно ответил, что даст прочесть книгу Дарвина, из которой я увижу, что мир и вся жизнь устроены совсем по-иному и разговоры о Боге — пустая болтовня. Обязательно прочти, — наставительно закончил он».
В духовном училище молодой Иосиф Джугашвили познакомился самостоятельно не только с учением Дарвина, но также сделал и первые свои шаги в изучении марксизма. Училище Иосиф окончил в 1894 году с похвальным листом. Сразу по окончании учебы в Гори он уезжает в Тифлис и поступает там в духовную семинарию.
Вспоминая этот период, Сталин скажет: «Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма, как действительно революционного учения». Здесь надо немного рассказать о тех порядках, которые царили в духовной семинарии тех лет. Это было закрытое учебное заведение. Главным предметом считалось богословие. Ученики должны были по звону колокола по несколько раз в день собираться и усердно молиться. Монахи-воспитатели старались внушить им, что они должны почитать Бога, царя, Церковь, частную собственность. Мракобесие и невежество царили в стенах семинарии. К примеру, ученикам задавалось сочинение на тему: «На каком языке говорила валаамова ослица?» А в довершение всего за воспитанниками была организована слежка, их опутывала целая система самого настоящего шпионажа и доносительства. Эта мертвящая, угнетающая муштра Церкви, конечно же, многих воспитанников просто уродовала, превращая в отпетых мракобесов.
Иосиф связывается с подпольными группами русских марксистов, проживавших в Закавказье. Эти группы оказали большое влияние на становление будущего Сталина, послужили духовной средой и дали дальнейший толчок развитию и самосовершенствованию его человеческого интеллекта. К тому времени он уже и сам прочел много книг на русском и грузинском языках, читал также с увлечением он и переводную литературу. Круг интересов Иосифа был очень широк, его знания были весьма разнообразны. Он жадно стремился узнать как можно больше и как можно больше найти ответов на многочисленные вопросы, которые волновали тогда передовых людей. Для этого он записался на получение книг в публичную библиотеку города Тифлиса, что строжайше запрещалось делать всем ученикам семинарии под страхом диких наказаний, вплоть до исключения. Его любимыми писателями были Салтыков-Щедрин, Чехов, Гоголь. Их он чаще всего цитировал в своих последующих выступлениях и статьях. Иосиф также хорошо знал и других классиков: Шекспира, Шиллера, Толстого, Чернышевского, Писарева, Руставели, Эристави, Чавчавадзе и многих-многих других. Он с интересом прочел большое количество книг по истории культуры, по социологии, интересовался развитием химии и геологии. Это чтение работ по самым различным отраслям науки не только помогало изживать и преодолевать бурсацкий дух семинарии, но и приближало Иосифа Джугашвили и его друзей к восприятию материалистических, марксистских идей. Изучение каждой новой работы, будь то по археологии, геологии, астрономии или первобытной культуре утверждало сознание правоты марксизма в молодых пытливых умах.
Доподлинно выяснен такой малоизвестный факт из биографии юноши Иосифа, как его тонкая любовь к поэтическому слову. Да, представьте себе, Иосиф Джугашвили, будущий несгибаемый революционер, писал стихи. Причем не просто для себя. Стихи молодого Джугашвили высоко ценились передовой грузинской интеллигенцией, а одно из них даже вошло в юбилейный сборник, посвященный писателю Рафаэли Эристави. Грузинскому классику, поэту Илье Чавчавадзе очень понравились стихи Иосифа. И Чавчавадзе регулярно помещал их в газете, которую сам редактировал, на первой странице, на видном месте, хотя воспитанникам семинарии было строго запрещено печататься в каких-либо журналах и газетах. Джугашвили приходилось скрываться под псевдонимом «Сосело». Тем, кто не верит до сих пор в интеллектуальные возможности Иосифа Джугашвили, настоятельно рекомендуем перелистать подшивки газеты «Иверия» за 1895 — 1896 г.г. и посмотреть внимательно первые страницы. Вам откроются очень хорошие стихи юного Джугашвили.
Но тяга к знаниям, к свету из глубокой болотной тьмы, в те времена (впрочем, как и сейчас) грубо пресекалась и наказывалась безжалостно. Теперь это известно уже из архивных материалов. А сколько раз страдали семинаристы из-за доносов, например, таких: «29 сентября 1898 г. в 9 часов вечера в столовой вокруг Иосифа Джугашвили собралась группа, которой Джугашвили читал не одобренные начальством семинарии книги, ввиду чего были обысканы ученики». Очень поучительны и ярки записи в «Кондуитном журнале» духовной семинарии. Весьма стоит заглянуть, например, в некоторые из них: «Джугашвили, оказалось, имеет абонементный листок из «Дешевой библиотеки», книгами которой он пользуется. Сегодня я конфисковал у него соч. В. Гюго «Труженики моря», где нашел и названный лист. Пом. инсп. С. Мураховский. Инспектор семинарии иеромонах Гермоген». Резолюция была беспощадная: «Наказать продолжительным карцером. Он мною был уже предупрежден по поводу посторонней книги «93 год» В. Гюго» (запись 1896 г., ноябрь).
 Вот ещё одна: «В 11 ч. вечера мною отобрана у Джугашвили Иосифа книга «Литературное развитие народных рас» Летурно, взятая им из «Дешевой библиотеки», в книге оказался и абонементный листок. Читал названную книгу Джугашвили на церковной лестнице. В чтении книг из «Дешевой библиотеки» названный ученик замечается уже в 13 раз. С. Мураховский». Резолюция здесь такая же лаконичная: «По распоряжению отца Ректора — продолжительный карцер и строгое предупреждение» (март 1897 г.).

Или такая, к примеру: «Джугашвили Иосиф во время совершения членами инспекции обыска у некоторых учеников 5 класса несколько раз пускался в объяснения с членами инспекции, выражая в своих заявлениях недовольство производящимися время от времени обысками среди учащихся, и заявил при этом, что-де ни в одной семинарии подобных обысков не производится. Ученик Джугашвили вообще непочтителен и груб в обращении с начальствующими лицами, систематически не кланяется одному из преподавателей (С. Мураховскому), как последний неоднократно уже заявлял инспекции. А. Ржавенский». Резолюция на запись: «Сделан выговор. Посажен в карцер на 5 дней» (16 декабря 1898 г.). 27 мая 1898 г. Иосиф Джугашвили был исключен из семинарии, как «политически неблагонадежный». А вот созданный им в 1896 году первый нелегальный марксистский кружок в стенах семинарии остался и с успехом ещё долго продолжал свою плодотворную просветительскую деятельность в среде учащихся. Из его недр вышли впоследствии такие замечательные революционеры-марксисты Грузии, как Ладо Кецховели и Саша Цулукидзе.
Так формировался гений товарища Сталина,сделавшего правильный выбор в пользу революционного преобразования общества


Рецензии
Особенно гениально он начал воевать с Германией. Нанес ей в первый же день огромные потери. Предвосхитил нападение, несмотря на то, что разведка молчала.

Виктор Сажин   06.02.2019 21:36     Заявить о нарушении
Резуноид детектед. Скучно, витя.

Паша Цвибышев   08.02.2019 07:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.