Античный Кипр или станция Пафос-сортировочная

"Смотря на каплю воды можно видеть каплю воды, а можно грезить о море" - неизвестный древнегреческий философ.

Вы что-нибудь слышали об античном городе Курионе? Вот и я не слышал, пока не подвернулась возможность съездить на Кипр. Я перед поездкой, как правило, собираю информацию о том, что интересного можно посмотреть там, где придется отдыхать. Так и нашлась в интернете информация про "памятник античной архитектуры город Курион". Найти соответствующую экскурсию не проблема и вот уже автобус, рыча мотором, едет по горной дороге вдоль моря к цели моего путешествия. Пока автобус забирается в гору по серпантину, у меня есть время осмотреться. Внизу ровная береговая линия Средиземного моря от которой в 200 - 300 метрах поднимается огромная скала высотой около 70 метров на которой и расположен античный Курион. Дальше до горизонта уходят гряды пологих кипрских гор Троодос.

Смотрю я на все это природное величие и пытаюсь разобраться. Город на скале это понятно – времена неспокойные, на возвышенности защищаться удобно. Но береговая линия практически прямая. Хорошей бухты для кораблей не заметно. Между скалой и морем полоса метров 300. Пахать и сеять особенно негде. Говорят, что когда-то здесь были плодородные земли в долине мелкой реки Курис, но для развитого сельского хозяйства окружающий горный рельеф подходит мало. Одним словом, какое-то не очень удачное место для процветающего античного города. Обращаюсь к экскурсоводу и получаю исчерпывающий ответ – город был основан потому, что в кипрских горах Троодос есть месторождения меди. В данной точке горы подходят вплотную к побережью и отсюда с X века до н.э. и до IV века н.э. вывозили добытый в горах металл. Ну, так все становится на свои места! Сложно судить об эпохе фараонов, но вот найти место этого города в Римской империи II - III века вполне можно.

Итак, вокруг от Египта до Британии и от атлантического побережья Африки до гор Кавказа раскинулась огромная Римская империя - Pax Romana. Далеко в Италии есть центр империи, фасад и визитная карточка – город Рим (что-то вроде Москвы в Советском Союзе). Есть имперские города рангом пониже - Афины в Греции, Александрия в Египте, Антиохия в Сирии и так далее, где находится административная и военная власть, там же концентрируется экономическая и культурная жизнь целых провинций (что-то вроде Киева, Минска, Ташкента, Казани). И среди всего этого римского мира в восточной части Средиземного моря лежит остров Кипр, где добывают медь (район горнодобывающей промышленности, типа Донбасса, как сказали бы сейчас). На самом Кипре есть два основных порта и крупнейших античных города - Пафос на западе и Саламин на востоке острова (что-то вроде Воркуты или Караганды). И, наконец, недалеко от Пафоса лежит этот самый Курион, куда меня везет запыхавшийся от жары и подъема в гору автобус. Из этого Куриона медь везут в Пафос на западе или в Саламин на востоке, а, может быть, и в Александрию на юге. Медь в Римской империи металл нужный, но далеко не стратегический ресурс. Медный век, когда из меди делали оружие, давно в прошлом. Медь это не золото, и даже не серебро, из-за которого император Траян в I веке н.э. втянул империю в изнурительную войну с даками на территории будущей Румынии. Я бы сравнил роль медь в античную эпоху с современным углем - ресурс нужный, но далеко не экслюзивный. Одним словом, мне скоро предстоит ознакомиться с античной транспортной станцией, где сортируют, направляют и перенаправляют поток сырья. Что-то вроде Воркута-сортировочная. В шутку про себя я даже обозвал цель моей поездки "Пафос-сортировочная".

Заодно, поскольку оставалось несколько минут, я прикинул, кто мог жить в этом античном (20000 жителей в период расцвета) городе. Наверное, начальник порта, отвечающий за своевременную погрузку кораблей и комендант гарнизона (место все-таки опасное - иначе не строили бы город на скале), какой-нибудь мелкий имперский чиновник, наблюдающий за своевременным сбором налогов и пошлин в пользу Рима, 2 - 3 жреца местных храмов и десяток купцов богатеющих на скупке-продаже меди. Остальные – портовые грузчики, солдаты, рыбаки, пастухи и... а кто еще нужен на станции Пафос-сортировочная?

Впрочем, скромность антуража не помешала фантазии расцветить унылый окружающий пейзаж десятком – другим торговых галер у пирсов, рыбацкими лодками около берега, складами с товаром на берегу, стенами города на скале. А на самом верху я бы поставил храм Афродиты Киприды (которая по легенде выбралась на берег совсем недалеко от этого места) и рядом небольшой алтарь Гермесу - как же в таком месте без бога торговли? Тот, кто строил на компьютере античные города, меня поймет. Но ни одна фантазия не подготовила меня к тому, что я увидел, когда автобус наконец остановился и мы из прохладного салона выбрались под жаркое июньское средиземноморское солнце.

Экскурсовод поставленным голосом рассказывала, что на этой скале была обнаружена вилла III века н.э. от которой остались только мозаичные полы, система водоснабжения и пара бассейнов, а также частично восстановленный в наши дни эллинистический театр на 3500 мест. Туристы послушно кивали разморенными на солнце головами, старательно изображая заинтересованность, а я не мог справиться с потрясением. Подходил, смотрел, думал, отходил и не мог понять. Вы, конечно, все правильно прочитали и поняли: МОЗАИЧНЫЕ ПОЛЫ И ТЕАТР!!!

Мысленно я пытался представить себе, как делали эту мозаику. Сначала нужен профессиональный художник, который набросает эскиз будущих рисунков и окружающих их орнаментов (лично я, умея немного рисовать, ничего подобного даже близко не нарисую). Затем какой-то другой профессионал профилирует и выравниванивает полы с учетом водоснабжения и бани. После целая бригада рабочих будет вытачивать тысячи фрагментов будущей мозаики. Наконец, нужен специалист по укладке мозаичного рисунка на пол опять-таки с бригадой помощников – одному с таким объемом работы явно не справиться. И для чего весь этот титанический труд? Чтобы хозяин с гостями по ним пыльными сандалиями ходили, босые дворовые рабыни туда – сюда бегали, собаки в тени около стены отдыхали. Я бывал в домах новых русских, но никому из них в голову не пришло покрывать пол мозаикой ручной работы. И какая же вилла была быть над такими полами и баней с бассейнами? Здесь моя тренированная фантазия честно дала сбой. Ладно с полами, но ТЕАТР!

Это сооружение на 3500 мест с прекрасной акустикой, которой мог бы позавидовать современный концертный зал, было расположено на краю скалы и развернуто открытой частью на море, чтобы свежий бриз приносил сидящим здесь зрителям прохладу. Опять-таки пытаюсь понять. Сначала пригласили греческого инженера, который спроектировал это сооружение, сделал чертежи и расчеты, учтя упоминавшуюся акустику, рельеф и дующий с моря ветер. Затем сотни людей вручную (на дворе II век н.э.) вытачивали каменные блоки и таскали их на вершину холма. Какие-то античные прорабы руководили их укладкой и возводили это сооружение, чтобы местные жители имели что-то вроде античного телевизора по выходным. Но ведь театр это все-таки не совсем телевизор. Театру нужны актеры, музыканты, художественный руководитель (или как там называли его в античные времена), кому-то надо шить костюмы или делать маски и так далее. И кто все это оплачивал? Кстати, а кто сидел в этом театре? Если население города было около 20.000, то это 4000 - 5000 тысяч взрослых мужчин. Женщинам и детям в греческие театры ходить было не принято. Значит, на первой скамье сажаем уже упоминавшегося начальника порта вместе с комендантом гарнизона, рядом с ними имперский чиновник и пара жрецов местных богов. За ними на второй скамье народ рангом пониже, то есть десяток – другой местных купцов. Возможно, я кого-то упустил и 100 - 200 человек местной знати здесь разместились. Тогда для кого остальные 3300 мест? Кто там сидел и смотрел в этом театре трагедии и комедии, слушал музыку и стихи со сцены? Портовые грузчики, солдаты, рыбаки с пастухами??? А ведь около скалы нашли еще и античный стадион на 7000 мест...

Вы можете представить себе уровень цивилизации, в которой полы покрывают мозаикой ручной работы, а город воздвигает театры и стадионы для грузчиков и рыбаков? И все это на затерянном в Средиземном море острове, в каком-то порту, отгружающем медь? Мне легче понять, как строились египетские пирамиды или Колизей в Риме. Берется отдельная страна или целая империя. Налогами, пошлинами а то и прямым грабежом из нее выжимаются деньги и ресурсы, и на вырученные средства строится очередное чудо света, чем в принципе и занимались в Советском Союзе. Но виллы, театры и стадионы на станции "Пафос-сортировочная"??? Какой же уровень жизни тогда был в Афинах, Антиохии или Александрии, не говоря уже о столице империи Риме?

Любой человек, знакомый со школьным курсом истории, сразу скажет: тогда было рабство, вот рабы все это и строили для кучки жиреющей на чужом труде аристократии. Понятно, что когда мы что-то не понимаем, рабство у нас вторая палочка-выручалочка после пришельцев с других планет. Но вся загвоздка в том, что неважно, кто строил эти виллы, театры и стадионы – рабы или свободные рабочие. Получается, что уровень производства ресурсов тогда был настолько высок, что позволял строить эти сооружения в самых дальних концах империи, а также содержать инженеров, художников, актеров, музыкантов и прочие профессии не производящие никаких материальных благ. Почти две тысячи лет прошло после гибели античной цивилизации. У нас развиты целые отрасли промышленности, у нас электричество и ядерный синтез, у нас автоматизация и стандартизация, компьютеры и телефоны, мы летаем в космос, но виллы с мозаичными полами, театры и стадионы для рыбаков и грузчиков на заштатной транспортной станции мы не строим. Вы что-нибудь понимаете? Я – нет.

"Чем внимательнее смотришь и чем больше знаешь, тем меньше понимаешь" - другое высказывание уже упоминавшегося в начале неизвестного греческого философа.

Статья поставлена в интернет 2.08.17


Рецензии