Анализ текста из статьи Бердяева
В массах молодежи, пораженной анархией духа, замечается теперь процесс вульгаризации идей, усвоения самых больших идей лишь с отрицательной их стороны. Нарождается новый психологический тип, в котором перекрещиваются все отрицательные, разлагающие веяния, соединяются идеи, которые у лучших были могучими и славными, а у худших становятся пошлыми и дикими, вырождаются во что-то неузнаваемое. Прежде всего выродились и вульгаризировались социально — революционные идеи. Сама идея революции разложилась и опошлилась, само звание революционера перестало быть почетным. Вульгарный революционизм нового поколения по закону массовой психологии легко соединяется с модернизмом, с декадентством, даже с мистикой. Получается скверная смесь, самодовольство и пошлость. Привлекает всех не тоска искания и мука нового сложного опыта у лучших, старых декадентов и мистиков, но анархизация духа; нравится, что «все дозволено». Свобода смешивается с разнузданностью и произволом, честь — с самолюбием и тщеславием, утверждение личности — с самообоготворением и самораздуванием, справедливость — с корыстью и мстительностью. Индивидуальная мука анархического бунта у лучших людей, у аристократов духа ведет к религиозной покорности; в анархически настроенной толпе этой религиозной муки нет, есть лишь самодовольство бунтующих рабов. Тосковали лучшие не по анархизации духа, а по гармонизации духа, так как окончательная свобода и правда анархизма, побеждающая насилие и принуждение, — в органическом порядке жизни, покорном абсолютному Смыслу. Декадентский «мистический анархизм», который ныне угрожает превратиться в поверхностную, пошлую и разлагающую моду, мог быть у тонких, даровитых, культурных, избранных людей переходом к положительной религии, новым опытом, который ставил новые проблемы; но в своем эпидемическом распространении эта новейшая разновидность анархии духа ведет к окончательному нигилизму, к разнузданной самовлюблённости. Ведь привели же возвышенные идеалы анархизма — идеалы предельной свободы и уничтожения всякого насилия над личностью — к нашим «анархистам-индивидуалистам», которых трудно отличить от простых разбойников, для которых исчерпывающей формулой является все позволяющее самоутверждение. В анархизме есть часть правды, но нельзя шутить с стихией анархии."
(Николай Бердяев «Бунт и покорность в психологии масс», сборник статей «Духовный кризис интеллигенции»)
Здесь представлен отрывок из статьи великого русского философа Николая Бердяева. Автор пишет здесь о проблематике бунта, революции и нигилизма. Нигилизм понимается как нечто отрицающее и потому не способное создать что-то конструктивное. Философ полагает, что сама культура и развитие личности возможно только на созидании чего-то, а не на разрушении и бесцельном бунте ради самого бунта, приводящего к духовному хаосу и анархии. Восставшая толпа не может создать что-то прекрасное, так как вся энергия ее направлена на разрушение старого. По Бердяеву, настоящая революция это прежде всего перемены в сознании каждого человека, достигающиеся упорным духовным трудом, в созидании новых ценностей культуры.
В тексте заметно использование такого риторического приема, как сравнение (свобода и произвол, честь и тщеславие, утверждение личности и самообоготворение, справедливость и корысть). Также заметна ирония автора, его высмеивание нигилизма современного ему поколения, увлечение модными в то время идеями декадентства, упадничества и отрицания вечных духовных ценностей. Ключевыми словами и словосочетаниями в этой статье являются : переоценка ценностей, бунт, пошлость, насилие, революция, самообоготворение, разнузданная самовлюбленность, индивидуализм, анархизм, анархия, мистика, религиозность, нигилизм, масса, личность, декадентство, культура. Все эти слова очень хорошо контрастируют друг с другом, автор это осознанно подчеркивает и даже само понятие анархизм как высший идеал лучших мыслителей 19 века он противопоставляет революционной анархии и хаосу, основанной на насилии восставшей толпы, озверевшей в своей вседозволенности и не способной созидать что-то культурное. Заметно также резкое противопоставление бунта отдельных героев мысли, которые как раз отрицали отжившее для очищения и оздоровления, бунту разнузданной революционной массы, теряющей устремления к чему-то высшему.
Свидетельство о публикации №218062300133