Анализ текста из статьи Бердяева

"Все критическое, мятежное, утонченное, переоценивающее ценности — уединенно, индивидуально, трагично, получает своё значение от переживаний лучших людей, оправдывается личной драмой. Но добытая личной мукой критическая переоценка может проникать в массу человечества только уже в связи с утверждающими, органическими идеями; тогда только совершается переворот творческий и плодоносный. Когда бунт индивидуальности, когда аристократическое отрицание распространяются в голом, отвлеченном виде, вульгаризируются, когда новое лишь с отрицательной своей стороны переходит во всеобщее употребление, то, в большинстве случаев, получается что-то уродливое, гнилое, пошлое. Великое в мировой истории может совершиться только во имя чего-то великого. Притягательная сила имени вдохновляла не только положительное творчество, но также бунт и критику, без которых не могло быть исторического развития. Герои мысли и дела всегда бунтовали, критиковали и отрицали во имя положительных ценностей, сознательно или бессознательно очищали человечество от всякой скверны во имя Божие. Когда начинается бунт во имя бунта, критика во имя критики, отрицание во имя отрицания, когда нет никакого «во имя», когда в массах умирает всякая органическая идея, когда в них не во имя абсолютной правды совершается бунт и отрицается прошлое, тогда ощущается наступление небытия, раскрывается бездна пустоты.

В массах молодежи, пораженной анархией духа, замечается теперь процесс вульгаризации идей, усвоения самых больших идей лишь с отрицательной их стороны. Нарождается новый психологический тип, в котором перекрещиваются все отрицательные, разлагающие веяния, соединяются идеи, которые у лучших были могучими и славными, а у худших становятся пошлыми и дикими, вырождаются во что-то неузнаваемое. Прежде всего выродились и вульгаризировались социально — революционные идеи. Сама идея революции разложилась и опошлилась, само звание революционера перестало быть почетным. Вульгарный революционизм нового поколения по закону массовой психологии легко соединяется с модернизмом, с декадентством, даже с мистикой. Получается скверная смесь, самодовольство и пошлость. Привлекает всех не тоска искания и мука нового сложного опыта у лучших, старых декадентов и мистиков, но анархизация духа; нравится, что «все дозволено». Свобода смешивается с разнузданностью и произволом, честь — с самолюбием и тщеславием, утверждение личности — с самообоготворением и самораздуванием, справедливость — с корыстью и мстительностью. Индивидуальная мука анархического бунта у лучших людей, у аристократов духа ведет к религиозной покорности; в анархически настроенной толпе этой религиозной муки нет, есть лишь самодовольство бунтующих рабов. Тосковали лучшие не по анархизации духа, а по гармонизации духа, так как окончательная свобода и правда анархизма, побеждающая насилие и принуждение, — в органическом порядке жизни, покорном абсолютному Смыслу. Декадентский «мистический анархизм», который ныне угрожает превратиться в поверхностную, пошлую и разлагающую моду, мог быть у тонких, даровитых, культурных, избранных людей переходом к положительной религии, новым опытом, который ставил новые проблемы; но в своем эпидемическом распространении эта новейшая разновидность анархии духа ведет к окончательному нигилизму, к разнузданной самовлюблённости. Ведь привели же возвышенные идеалы анархизма — идеалы предельной свободы и уничтожения всякого насилия над личностью — к нашим «анархистам-индивидуалистам», которых трудно отличить от простых разбойников, для которых исчерпывающей формулой является все позволяющее самоутверждение. В анархизме есть часть правды, но нельзя шутить с стихией анархии."

(Николай Бердяев «Бунт и покорность в психологии масс», сборник статей «Духовный кризис интеллигенции»)

Здесь представлен отрывок из статьи великого русского философа Николая Бердяева. Автор пишет здесь о проблематике бунта, революции и нигилизма. Нигилизм понимается как нечто отрицающее и потому не способное создать что-то конструктивное. Философ полагает, что сама культура и развитие личности возможно только на созидании чего-то, а не на разрушении и бесцельном бунте ради самого бунта, приводящего к духовному хаосу и анархии. Восставшая толпа не может создать что-то прекрасное, так как вся энергия ее направлена на разрушение старого. По Бердяеву, настоящая революция это прежде всего перемены в сознании каждого человека, достигающиеся упорным духовным трудом, в созидании новых ценностей культуры.

В тексте заметно использование такого  риторического приема, как сравнение (свобода и произвол, честь и тщеславие, утверждение личности и самообоготворение, справедливость и корысть). Также заметна ирония автора, его высмеивание нигилизма современного ему поколения, увлечение модными в то время идеями декадентства, упадничества и отрицания вечных духовных ценностей. Ключевыми словами и словосочетаниями  в этой статье являются : переоценка ценностей, бунт, пошлость, насилие, революция, самообоготворение, разнузданная самовлюбленность, индивидуализм, анархизм, анархия, мистика, религиозность, нигилизм, масса, личность, декадентство, культура. Все эти слова очень хорошо контрастируют друг с другом, автор это осознанно подчеркивает и даже само понятие анархизм как высший идеал лучших мыслителей 19 века он противопоставляет революционной анархии и хаосу, основанной на насилии восставшей толпы, озверевшей в своей вседозволенности и не способной созидать что-то культурное. Заметно также резкое противопоставление бунта отдельных героев мысли, которые как раз отрицали отжившее для очищения  и оздоровления,  бунту разнузданной революционной массы,  теряющей устремления к чему-то высшему.


Рецензии