Роман с осенью. пьеса

Действующие лица

Наташа – студентка 4 курса

Сергей Александрович Родин – молодой преподаватель лет 27-ми, харизматичный, обаятельный.

Валерий Петрович – зав. кафедрой филфака, профессор, лет 50-55-ти.

Ольга – однокурсница, подруга Наташи.

Элла – библиотекарь, очень полная брюнетка с очень большой грудью и крупными губами.

Вячеслав Андреевич Ершов – молодой преподаватель лет 27-ми, однокурсник, друг, коллега Сергея Александровича Родина.

Студентка 1

Студентка 2

Девушка на скамейке.



ДЕЙСТВИЕ 1

Явление 1

Середина 90-х гг. Начало сентября. Кафедра русской литературы на филфаке. Два письменных стола, большой шкаф. Наташа заглядывает на кафедру, Валерий Петрович стремительно хватает ее за руку.

Валерий Петрович: - Наташа, как ты вовремя заглянула. Выручай!

Наташа: - Конечно. А что случилось?

Валерий Петрович: - Ирина Ивановна приболела. Не на кого оставить кафедру. Посидишь за нее?

Наташа: - Конечно.

Валерий Петрович (с облегчением выдохнул) – Вот и замечательно!

Наташа: - А что нужно делать?

Валерий Петрович: - Ничего сложного. Садись. Будешь отвечать на звонки. И еще нужно продолжить набор методички Владислава Ивановича. (Наташа села за стол). Текст методички в столе, начатый файл в компьютере. А я (учтиво склонил голову), если что, всегда к твоим услугам.

Наташа достает текст методички, углубляется в поиски файла в компьютере. Валерий Петрович берет стул, уходит за шкаф и роется на полке в поисках книги.

Валерий Петрович (кричит из-за шкафа): - Да, Наташа, чуть не забыл! Сейчас к нам должен прийти оформляться молодой преподаватель Сергей Александрович Родин. Он сменил тему диссертации, руководителя, кафедру и теперь будет работать у нас.

Наташа (не отрываясь от монитора, безразлично кивнув головой): - Хорошо.

На пороге появился Сергей Александрович Родин, чье имя не оставляло равнодушной ни одну студентку. В новом кашемировом пальто, удлиненном, брендовом.

Родин (улыбаясь с порога и уверенно направляясь к Наташе): - Давайте знакомиться!

Наташа (не совсем приветливо, коротко отрезала): - Наташа.

Родин (ласково мурлыкая): - Наташа, милая Наташа! Как мне нужна улыбка Ваша!

Замер, артистично опираясь руками о стол и заглядывая в глаза ошеломленной «лаборантки».

Валерий Петрович (выходя из-за шкафа и с трудом сдерживая смех): - Наташа, ты опаздываешь на лекцию!

Родин покраснел. Валерий Петрович предложил ему раздеться и протянул вешалку. Под брендовым пальто скрывались вполне обычные джемпер и джинсы, купленные в самом обычном гипермаркете на распродаже.

Прозвенел звонок.

Валерий Петрович: - А мы, Сергей Александрович, обсудим наши дальнейшие планы?

Наташа ушла на лекцию.


Явление 2

Возле дверей Наташу останавливает ее подруга Ольга. Они обе невольно слышат разговор двух студенток.

Студентка 1: - Видела? Это Родин. Из Коммерческого к нам перевелся. Там половина института за ним бегала.

Студентка 2: - Красивый!

Студентка 1: - И до сих пор свободный.

Студентка 2: - Куда же студентки Коммерческого смотрели?

Студентка 1: - У него была невеста. Они уже и заявление подали, только что-то в последний момент разладилось.

Студентка 2: - Да неужели такое бывает, чтобы и красивый, и состоятельный, да еще и что-то разладилось?

Студентка 1: - Конечно, не бывает. Никакой он не состоятельный. Все его состояние – красота. А дорогое брендовое пальто – подарок невесты на день рождения. Невесты уже нет, а вот пальто осталось.

Студентка 2 : - Вот у нас и появился первый жених факультета. Девочки, держитесь!

Студентка 1 (смотрит на часы): - На лекцию опоздали!

Уходят.

Ольга: - Слышала?

Наташа: - Слышала. И что?

Ольга: - Как что? Не теряйся!

Наташа: - Ты смеешься? Он красивый, а я что?

Ольга: - И ты в порядке, только зацикленная на учебе. Но это дело поправимое. А ты что такая неуверенная? Не может быть, чтобы тебе никто не говорил комплиментов!

Наташа (задумавшись): - Разве что в школе… один одноклассник, такой высокий, худощавый, задумчивый юноша. Венерой меня называл.

Ольга: - Ну вот!

Наташа: - Да разве можно прислушиваться к его мнению? Он вообще странный.

Ольга: - К странным как раз и надо прислушиваться. У них связь с космосом.

Наташа: - А если к нему прислушаться, то тогда я совсем не современная. И вообще: я не люблю ловеласов, коллекционирующих разбитые женские сердца. И сама на его дешевые приманки не попадусь!

Ольга: - Не зарекайся!

Наташа: - Идем, мы опоздали на лекцию!


Явление 3

Раннее утро 30 сентября. Болдинская усадьба. Наташа наслаждается хорошей погодой, собирает в букет красивые листья, запрокидывает голову и любуется ясным небом. Появляется Сергей Александрович, некоторое время наблюдает издалека за Наташей, потом направляется к ней.

Родин: - Это судьба!

Наташа вздрогнула, услышав знакомый голос.

Родин: – Вот я и встретил свою Наталью Николаевну. Такое бывает только раз в жизни!

Сергей Александрович уже на ходу снял с себя роскошное пальто и накинул Наташе на плечи.

Наташа (растерянно, испуганно): - Сергей Александрович… Как Вы здесь оказались?!

Родин: - Приехал по делам.

Наташа: - Какие дела в такую рань? Еще и 7 нет!

Родин (улыбается): - Я приехал накануне. Люблю побродить здесь в одиночестве, подумать.

Наташа (радостно): - И я тоже!

Родин (задумчиво): - Это не случайно. Нам есть о чем поговорить.

Наташа: - Я тоже не верю в случайности. А ведь и день сегодня необычный.

Родин (улыбается): - Я это понял уже с самого утра.

Наташа: - Вы еще не до конца поняли. Сегодня праздник!

Родин: - Что-то не припомню.

Наташа: - Сегодня 30 сентября – праздник Веры, Надежды, Любви!

Родин: - Но ведь это религиозный праздник!

Наташа: - Да. Так неожиданно и так приятно, что Вы тоже об этом знаете…

Родин: - Вы что – верующая?.. А впрочем, не отвечайте. Это очень личное (Улыбается) Вы так красиво смущаетесь.

Наташа (растерянно): - Сергей Александрович…

Родин (улыбается): - Вас в кино снимать надо. Вы такая… серебряная…

Наташа: - А от Ваших волос пахнет дождем и кленовыми листьями…

Родин (смеется): - Так ведь клены везде!

Наташа: - А я это еще тогда, на кафедре, почувствовала.

Возникла неловкая пауза. Наташа, не зная, куда девать руки от смущения, начала поправлять берет на голове, пытаясь запрятать под него выбившиеся пряди волос.

Родин: - Наташа, Вам кто-нибудь говорил, что Вы красивая? (кокетливо) Я серьезно!

Наташа: - Вот опять Вы меня смущаете… Посмотрите лучше, как красиво вокруг. Таинственные кленовые звезды безмолвно сияют в черном пруду…

Родин: - А Вы – прекрасная хозяйка Усадьбы, которая навела всю эту красоту.

Наташа: - Опять Вы за свое!

Родин (запрокинув голову и подняв руки к небу, кричит): - На-та-ша-а-а!.. Вы кра-си-ва-я-а-а!..

Наташа стоит, закрыв лицо руками, а гулкое, звонкое утреннее эхо повторяет и повторяет эти слова.


Явление 4

Ночь, комната, кровать, окно, звезды. Наташа просыпается, словно от какого-то внутреннего толчка, или от приснившегося сна, приподнимается и садится на кровать.

- Какой сон! И зачем я проснулась? Так бы и жила в нем.

Встает, ходит по комнате.

- Неужели я влюбилась? И в кого? В этого человека, который еще вчера казался мне пустым, легкомысленным, как все красивые мужчины? Да я и сейчас не вполне уверена в обратном… И все-таки он не такой как все. В его взгляде, за его улыбкой скрывается какая-то неуловимая печаль. Настолько неуловимая, как аромат неведомого растения, теплый, с терпкой ноткой, случайно, лишь на мгновение, принесенный ветром и тотчас растаявший. И сам он такой неуловимый, недоступный. И за что же мне такое наказание?

Наташа взяла в руки кленовый букет и задумчиво читает стих:

Вот и кончилось Болдино. Будни
Разбросали безжалостно нас.
Сколько б ни было пройдено, трудно
Без улыбки мне вспомнить о Вас.

Смех и шалости сердца и голоса, -
Может, в шутку, а может, всерьез, -
Золотистым листом из автобуса
Разыгравшийся ветер унес.

Мы уже не смешные, не хмурые.
Но не надо сердца на засов!
Разбросаю по комнате бурые
Отголоски бессонных часов…

- С пятого класса не писала стихов. И вот – вернулись… Пишу уже целый месяц и не могу остановиться. Стихи задушат меня, если я остановлюсь.

Наташа подбросила листья вверх, и они разлетелись по комнате.

- А это действительно любовь?.. Тот, кто любит, пишет стихи, даже если никогда не писал. А какие они, стихи о любви? Пастернак писал кому-то, что истинная поэзия о любви та, где ни разу не упоминается слово «люблю» и в то же время нет малейшего сомнения, что это любовь.

Задумалась, ходит по комнате. Снова читает вслух:

Так хочу шелестящим пеньем
Поскорей угодить царю,
Что, наверно, в костре осеннем,
До зимы не дожив, - сгорю.

Я устала не от усталости,
И не вдох распирает грудь:
Все мои осенние шалости
Собрала в ней, чтоб выдохнуть.

Мне стихами закройте очи,
Когда их погаснут огни.
В них мои бессонные ночи,
В них мои безумные дни!

- И что же мне теперь со всем этим делать?!. (Заплакала, потом внезапно остановилась и обрадовалась) Кажется, знаю! Сергей Александрович предложил нашему курсу написать реферат о поэзии Серебряного века. Вот и сдам ему вместо реферата подборку своих стихов. Конечно, я не из Серебряного века, но… он же назвал меня в Болдино серебряной! А подборку назову «Отголоски Серебряного века». Ах, что же я делаю, что же я делаю?! И все-таки лучше что-то делать, чем бессмысленно лить слезы!


Явление 5

Коридор филфака. Сергей Александрович, Наташа.

Наташа (очень волнуясь): - Здравствуйте, Сергей Александрович!

Родин (смущенно, растерянно): - Здравствуйте, Наташа…

Наташа (волнуясь): - Вы прочитали? Как Вам?

Родин: - Спасибо огромное… (виновато) я даже всплакнул, когда читал… Такое бывает только раз в жизни…

Родин стоит весь как будто обмякший и не знает, что ему делать.

Наташа (растерянно, чтобы поддержать разговор): Значит, Вам понравилось?

Родин: - Да… Я даже не выдержал и решил показать сестре. Она тоже филолог и в поэзии разбирается лучше меня. Мне очень важно было услышать ее мнение. Сестре очень понравились стихи. Она была потрясена…

Наташа вздрогнула.

Наташа: - А как Вы вообще понимаете поэзию?

На этот раз вздрогнул Сергей Александрович от неожиданности вопроса.

Наташа: - Вы приняли стихи на свой счет, согласно мужской логике? Или как абстрактный художественный образ?

Родин: - На свой счет.

Наташа: - А я создавала образ!

Родин поник и ссутулился.

Наташа: - Я пошутила насчет образа. Это все посвящено Вам. Я не хочу отбирать у Вас этот подарок.

Родин: - Боюсь, что если мы еще продолжим разговор, то можем сказать друг другу что-то непоправимое.

Наташа: - Значит, я совсем испортила отношения с Вами?

Родин: - Нет, Наташа. Все хорошо.

Они расстались сумбурно, почти сбежали друг от друга.


Явление 6

Кафедра. Преподаватели Сергей Александрович Родин и Вячеслав Андреевич Ершов пришли с лекций.

Ершов: - Какой безалаберный этот 4 курс! О чем люди думают, не понятно.

Родин (задумчиво): - А у меня с 4-ым курсом роман.

Ершов: - О! Я задел твои чувства. Извини. Но это мое мнение, и вряд ли я его изменю.

Родин: - Нельзя быть таким категоричным. Всякое может случиться.

Ершов: - Я вижу, Сергей Александрович, у тебя уже случилось. Так ведь?

Родин: - А ты как всегда передергиваешь, Вячеслав Андреевич.

Ершов: - А ты сомневаешься и уходишь от ответственности. Роман между преподавателем и студенткой выходит за рамки преподавательской этики. Согласен ты с этим или нет, а факт остается фактом.

Родин: - Жизнь сложнее кем-то придуманных шаблонов.

Ершов: - И в то же время мудрее. Все уже кем-то пройдено и пережито до нас. Ты только не выходи из накатанной колеи – и не будет лишних проблем.

Родин: - Это у тебя получается идти по накатанной колее. У тебя жена, сын подрастает. А меня жизнь все больше по ухабам трясет, а к 30 годам вообще оказался выброшен на обочину.

Ершов: - Это ты у меня пытаешься совета спросить?

Родин: - Хотя бы и так.

Ершов: - Тогда слушай. Тебе нужна женщина твоего возраста. Сложившаяся, определившаяся. Опора и помощница в быту. Оглянись вокруг. Мы работает на женском факультете. Даже на нашей кафедре есть очень даже интересные коллеги-преподавательницы. А что эти студентки? Свистушки. Сегодня она строит глазки тебе, а завтра переключится на новый объект.

Родин: - А если это любовь?

Прозвенел звонок.

Ершов: - Извини.

Вячеслав Андреевич развел руками, взял портфель и ушел.


Явление 7

Кафедра. Сергей Александрович. Заглядывает Наташа.

Наташа: - Здравствуйте, Сергей Александрович! Извините, если помешала. Я на минутку. Мне нужен Валерий Петрович.

Родин: - Он не заходил. Наверное, прошел сразу с одной лекции на другую.

Наташа: - Тогда я зайду в следующий раз.

Родин: - Наташа, не уходите.

Наташа: - У меня сейчас семинар.

Родин: - Все равно не уходите. Давайте посидим, поговорим.

Наташа: - Как-то нехорошо прогуливать без уважительной причины. Вячеслав Андреевич видел меня сейчас на лекции, как же я могу не явиться к нему на семинар?

Родин: - Не переживайте, я потом объясню Вашему преподавателю, что это я задержал Вас.

Наташа: - Хорошо, тогда я останусь.

Родин поставил чашки с блюдцами себе и Наташе, налил чаю. Они сели напротив друг друга. Возникла пауза.

Наташа (достает из сумки шоколадную конфету): - Вот что у меня есть, угостили сегодня. Как раз к чаю. На кафедре есть нож?

Родин подает нож. Наташа разрезает конфету пополам и протягивает ему половинку.

Родин: - Я очень тронут… правда… в моей жизни еще никогда такого не было. И уже не будет, наверное.

Наташа (улыбается, пытаясь разрядить обстановку): - С Вами никто не делился конфетами, даже в детстве?

Родин: - Вы понимаете, о чем я говорю… Вы сейчас полны юношеского максимализма, а что будет лет через пять?

Наташа: - Все будет замечательно.

Родин: - Я нищий. У меня нет нормальной зарплаты. У меня нет собственного жилья. Я не умею выпивать с нужными людьми и налаживать отношения. Валерий Петрович уже успел пожалеть, что взял меня на кафедру, потому что я не карьерист – у меня нет амбиций и желания «шагать через головы».

Наташа: - Сергей Александрович, Вы замечательный, очень умный, талантливый человек, а Валерий Петрович не прав. Он когда-нибудь поймет это.

Родин: - Валерий Петрович по большому счету прав. К тридцати годам должно быть хоть что-то у мужчины: жилье, должность, диссертация, семья… У меня нет ничего…

Наташа: - У Вас светлая голова, доброе сердце. А полоса неудач – она ведь не навсегда. Вы сейчас много думаете о материальном…

Родин: - Да, думаю. Кто же о нем не думает? И Вам нужно об этом задуматься. Я вот могу ходить на лекции в одном-единственном джемпере и брюках, потому что я мужчина. А Вам надо одеваться, наводить макияж.

Наташа (снова пытается разрядить обстановку, улыбается): - Не дружу я с косметикой. Стоит только взяться за кисточки и щеточки, как и тушь, и пудра осыпаются мне в глаза. Слезы брызнут – и все труды напрасны. Да и времени у меня нет на все это.

Родин: - Наташа, Вы все понимаете. Вам нужен другой человек. А я не смогу обеспечить семью.

Наташа: - Сергей Александрович, почему Вы за меня решаете, кто мне нужен? И вообще, меня устраивает мое материальное положение.

Родин: - Вы поймете меня позже… когда-нибудь… Любая женская жертвенность разбивается о быт.

Наташа: - Нет, неправда! Жертвенность Анны Ахматовой не разбили ни быт, ни репрессии, ни война. Наоборот, только закаляли год за годом!

Родин (мрачно): - Не понимаю я этого восхищения. Как можно считать сильной и любящей женщину, которая написала:
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Почему не о них помолиться просит, а о себе?

Наташа: - Как Вы можете обвинять эту героическую женщину, эту страдалицу за одну-единственную, совершенно оправданную, уместную просьбу – помолиться о ней? Как такое вообще могло прийти в голову?!

Родин: - Вот видите, насколько мы разные, насколько мы не понимаем друг друга. И как Вы только могли полюбить такого как я?

Наташа: - Любить – не значит понимать, любить – это молиться, а молиться – это не понимать.

Родин: - Ого!

Наташа: - Это не я, это Цветаева сказала. Я бы так не смогла.

Родин: - Если бы Цветаева молилась…

Наташа (перебивая): - Опять Вы!

Родин (поднимает руки вверх): - Хорошо, не буду. Только это ничего не меняет.

Наташа: - К большому сожалению для Вас.

Родин: - Вы думаете, что по-христиански спасаете в моем лице ближнего. Но это Вам только так кажется. На самом деле Вы думаете только о себе. Вот если бы Вы пожалели какого-нибудь влюбленного в Вас однокурсника и ответили на его чувства, тогда бы Вы действительно спасли человека, сделали бы его счастливым. Помогать нужно тому, кто просит. Или я неправильно понимаю жертвенность?

Наташа: - Мы живем в каких-то параллельных мирах. Боюсь, что если мы еще продолжим разговор, то можем сказать друг другу что-то непоправимое.

Звонок.

Родин: - Да, пора идти… В конце концов, главное – дело. А личное – как-нибудь устроится.


Явление 8

Наташа и Ольга сидят в кафе. Позже появляется Элла.

Ольга: - Что-то я тебя на лекции не видела. Ты же была в этот день.

Наташа: - Не смогла.

Ольга: - Ты – и не смогла? Не верю.

Наташа: - Родин попросил остаться на кафедре…

Ольга: - О! Неужели?

Наташа: - Ты все не так поняла. Я пришла с вопросом по курсовой к Валерию Петровичу, но его не было. А Сергей Александрович так хорошо разбирается в поэзии Серебряного века. Вот он и проконсультировал меня.

Ольга: - А я-то думала… И как у тебя хватает терпения слушать преподавателей помимо лекций? Скучно.

Наташа: - Родин очень интересно рассказывает!

Ольга: - Если соберутся двое или трое, кто знаком с Родиным, то обязательно заговорят о нем.

Наташа (взволнованно): - И вовсе не обязательно!

Ольга: - Подруга, ты что разволновалась? Шучу я!

Наташа: - Тебе показалось.

Ольга: - Сейчас Элла подойдет. На минуточку. Не возражаешь? Я покажу ей духи из новой коллекции.

Наташа: - Так и затянул тебя сетевой маркетинг.

Ольга: - Надо же как-то жить. К тому же у меня получается.

Наташа: - Да, у тебя есть подход к людям.

Элла (весело): - Привет!

Ольга: - Привет!

Наташа: - Здравствуйте.

Элла: - Чем ты меня порадуешь сегодня?

Ольга (выкладывает на стол флакончики): - Сегодня отличный выбор!

Элла (перебирает флакончики, открывает, нюхает): - Мне чтоб пахло подороже, а стоило подешевле. И послаще (смеется).

Ольга: - Помню, помню твой вкус.

Элла (Наташе): - Страсть как люблю сладкие запахи. И выбираю всегда подолгу. Пока все флакончики не переберу, не перенюхаю, не успокоюсь (Звонит телефон) Да, котик… Да что ты? Купил? Едешь?.. Уже бегу! (Убирает телефон) На сегодня всё. Некогда мне. Это я беру (накрывает пухлой рукой яркий флакончик) Деньги завтра… если аромат понравится (хохочет, уходит).

Ольга: - Ух, Элка! Огонь! Ты видела ее руки? Что к ней в руки попадет, уже не выпустит. Муж пашет как каторжный. И любовника обдирает как липку. (возмущенно) Да еще и подешевле ей!

Наташа: - Оля, зачем же так говорить о человеке? Откуда тебе знать про ее личную жизнь?

Ольга: - Уж я-то знаю.


Явление 9

Родин и Наташа столкнулись у выхода.

Родин: - Наташа, у Вас уже закончились лекции?

Наташа: - Да, закончились.

Родин: - И у меня… Можно я Вас провожу?

Наташа: - Конечно.

Родин: - Валерий Петрович вчера вернулся из Швейцарии. А сегодня устроил фуршет для преподавателей.

Наташа: - Наверное, рассказал много интересного?

Родин: - Да, он что-то рассказывал, но я не особо вслушивался. А вот коробка конфет, которую он оттуда привез, произвела впечатление! (Рассмеялся). Огромная, в половину нашего кафедрального стола, с портретом швейцарского короля. Все конфеты разные, начинки изысканные – и ни одна не повторяется!

Наташа: - Какой же молодец Валерий Петрович, не забывает о своей кафедре. Конфеты, наверное, вкусные были. Мне таких никогда не попробовать…

Родин (с серьезным видом): - Наташа, я украл это со стола у Валерия Петровича (протягивает на ладони три конфеты).

Наташа: - Вы? Украли?!

Родин: - Да, я украл это для Вас!

Наташа (смеется): - Хоть и нехорошо это – воровать, но мне приятно! Сразу детство вспомнилось. Мне мама потихоньку таскала конфеты с корпоративов и других застолий.

Родин: - Мне тоже.

Наташа: - Мамы – они такие.

Родин: - Вы ведь меня не сдадите? Валерий Петрович не жалует воровство.

Наташа: - Нет, что Вы! Мы теперь с Вами навеки связаны этой общей тайной!

Родин: - Тайны очень объединяют людей. Правда ведь?

Наташа: - Вот и проверим.

Наташа берет конфеты с его ладони. Родин счастливо улыбается.

Наташа (снова смеется): - Только как же мы на этот раз будем их делить? Нечетное число. И ножа нет.

Родин (тоже смеется): - Надеюсь, не подеремся?

Наташа: - Не дождетесь! Не доставлю Вам такого удовольствия.

Родин: - Вы лучше заберите их домой. Конфеты должны отлежаться в буфете, только после этого можно будет по-настоящему оценить их вкус.

С Родиным и Наташей поравнялся Ершов.

Родин: - Вячеслав Андреевич, а мы с Вашей студенткой беседуем в неформальной обстановке о поэзии Серебряного века.

Ершов (буркнул): - Я вижу.

Родин: - Не хотите ли к нам присоединиться?

Ершов: - Нет-нет, не буду Вам мешать.

Родин: - Жаль. Наташа разбирается в поэзии Серебряного века на уровне профессора.

Ершов: - Не сомневаюсь. Некоторые студентки очень умело строят глазки молодым преподавателям.

Родин и Наташа переглянулись. Ершов обогнал их.

Родин: - А я сейчас перечитываю «Евгения Онегина» (Многозначительно посмотрел на Наташу). Как-то по-другому он теперь воспринимается. Он фармазон, он пьет одно стаканом красное вино… (задумчиво) И в этом весь я… такой вот отрицательный герой.

Наташа (показывает на карусель): - Покатайте меня.

Наташа садится на сиденье, Родин крутит карусель.

Наташа: - Мы с подругами ходили в Оперный театр. Это были гастроли украинского театра. Они показывали «Евгения Онегина» на украинском языке. Поначалу все хорошо было, пока не дошло до арии Ленского.

Родин (запел): - Паду ли я, стрелой пронзенный!

Наташа: - На русском так красиво звучит! А на украинском (смеется) Пиду ли я, дручком припэртый!..

Наташа и Родин смеются вместе.

Наташа: - Нехорошо получилось, конечно, но я не смогла сдержаться и засмеялась. Подруги тычут меня локтями: перестань смеяться, неудобно, не позорь нас. А потом и сами не выдержали и смеялись вместе со мной! Нас чуть не выставили со спектакля, сказали, что в следующий раз не пустят.

Родин: - Какие же вы несерьезные.

Наташа: - Девчонки пригрозили, что больше не пойдут со мной в театр.

Родин: - Тогда с Вами пойду я. Возьмете?

Снова рассмеялись. Карусель остановилась.

Родин: - Быстро с Вами время летит.

Наташа встала.

Родин (грустно): - Уже уходите?..

Наташа: - Да, пора…

Родин: - Увидимся.

Наташа уходит. Родин грустно смотрит ей вслед.


;
ДЕЙСТВИЕ 2

Явление 1

Прошел год. Снова осень. 30 сентября. Наташа выходит с факультета, за ней Родин. Потом Валерий Петрович.

Родин: - Наташа, здравствуйте!

Наташа: - Здравствуйте, Сергей Александрович!

Родин: - Давно не виделись.

Наташа: - Почти четыре месяца.

Родин: - Вы помните, какой сегодня день?

Наташа: - Четверг.

Родин (улыбается): - 30 сентября. Праздник Веры, Надежды и Любви.

Наташа: - Ах, да!..

Родин: - Жаль, что мы не в Болдино.

Наташа: - Да, жаль. Но ведь такое бывает только раз в жизни.

Родин (загадочно улыбается): - Значит, сегодня будет что-то другое… Праздник Золотой Осени! Вам нравится?

Наташа: - Конечно!

Родин: - Тогда предлагаю отметить.

Наташа: - Как здорово! Куда же мы пойдем?

Родин: - Я знаю одно уютное местечко.

Идут по аллее.

Наташа: - Сегодня действительно особенный день. Еще вчера все было такое изумрудное, а сегодня вдруг вспыхнуло, словно кто-то облил бензином и бросил спичку!

Родин:- А я уже начал переживать, что самый главный Художник потерял желтую краску, и все так и останется зеленым.

Наташа: - Вы же не верите в существование самого главного Художника.

Родин: - Наверное, Он узнал об этом и обиделся. А вчера я впервые попробовал обратиться к Нему.

Наташа: - И Он откликнулся!

Родин остановился, взял Наташу за руки и потянулся к ней, чтобы поцеловать.
Валерий Петрович пробегает мимо.

Валерий Петрович (звучно, словно гром среди ясного неба): - Наташа, завтра после лекций жду тебя на кафедре. Обсудим тему твоей магистерской диссертации.

Наташа (Родину): - Ну вот, сюрприза не получилось. Я хотела сама Вам сегодня рассказать.

Родин (поник, ссутулился): - Сюрприз как раз получился…

Родин уходит не оборачиваясь.

Наташа (ему вслед, растерянно): - Сергей Александрович! Куда же Вы?.. А как же праздник Золотой Осени, Веры, Надежды, Любви?!

Родин ушел. Падают листья, пошел дождь. Наташа стоит одна.

Наташа: - Он больше не вернется… Ну что я опять сделала не так? Я же делала все, как он хотел. Ему не нужна была красивая, я решила стать умной, поступила в магистратуру… Так чего же он хотел?


Явление 2

Прошло еще несколько месяцев. Студентка 1, Студентка 2, Наташа в коридоре филфака. Позже появляются Элла и Ольга.

Студентка 1: - Ты была сегодня на первой лекции?

Студентка 2: - Нет, не была?

Студентка 1: - Много потеряла!

Студентка 2: - А что случилось?

Студентка 1: - Сергей Александрович после выходных явился с похмелья. Заявил всему курсу, что терпеть не может ни Ахматову, ни Цветаеву! Ты представляешь? И что вообще не понимает женскую логику!

Студентка 2: - Ничего удивительного. Он поссорился со своей девушкой и теперь в такой острой форме переживает.

Студентка 1: - Что за девушка? Откуда ты знаешь?

Студентка 2: Пару месяцев назад был выездной научный семинар на базе отдыха. Какая-то рыжеволосая красотка немного перебрала спиртного и, забравшись на стол, уставленный тарелками с салатами и бутербродами, зажигательно танцевала под хиты 90-х. А Сергей Александрович, говорят, во все глаза глядел на нее, не отрываясь. Потом они вместе исчезли.

Студентка 1: - Это его девушка?

Наташа (одними губами): - Что за девушка?

Но студентки уже скрылись за дверью.

Наташа: - Ведь это он со мной поссорился. Хотя я с ним не ссорилась…


Явление 3

Наташа, подходят Элла и Ольга.

Элла (Наташе): - А ты все страдаешь?! (расхохоталась и прошла мимо, горделиво выставив вперед грудь).

Ольга: - Ты не обращай внимания на Эллу. Она теперь на факультете самая счастливая.

Наташа: - Что же это за счастье такое, если от него людей кусают?

Ольга: - То самое, которое ты проворонила. А ведь я тебе говорила: действуй! Никому не удавалось окрутить Родина, а ей удалось.

Наташа: - Этого не может быть!

Ольга: - В этой жизни все может быть. Они стали жить гражданским браком, вместе сейчас ремонт делают в его комнате в общежитии. Сергей Александрович попал в надежные руки. Элла хоть и взбалмошная, но хозяйственная. За ней – как за каменной стеной.

Наташа: - Ты же говорила, что она замужем!..

Ольга: - Она уже подала заявление на развод.

Наташа: - У нее ребенок.

Ольга: - Ребенок уже называет Сергея Александровича папой.

Наташа (совсем отчаявшись): - А ее любовник?

Ольга: - Ну и что? С любовником она разберется. В конце концов он сам женат и не обещал разводиться. (Наташа попятилась назад, Ольга за ней) Ты что, ничего не знала? Я думала, весь факультет уже знает… Наверняка у Эллы с Сергеем Александровичем и раньше что-то было.

Наташа: - Нееет, это невозможно.

Ольга: - Почему невозможно? Они однокурсники, столько лет вместе – тусовки, вечеринки…

Наташа: - Он не может любить ее.

Ольга: - Если бы это случалось только по любви, то наша планета уже вымерла бы.

Наташа (отвернувшись): - Надо было не стихами его кормить, а бутербродами.

Ольга (снова развернула ее к себе): - Ты что, расстроилась? Из-за него?

Наташа: - Вот еще!

Ольга: - Тогда что случилось-то?

Наташа: - Так, ничего особенного.

Ольга: - От «ничего особенного» слезы к глазам не подступают. Я тебя чем-то обидела?

Наташа: - Нет.

Ольга: - Родин тебя обидел?

Наташа: - Нет.

Ольга: - Тогда что?

Наташа: - Он меня предал.

Ольга: - У вас с ним что-то было?

Наташа: - Неважно.

Ольга: - Наоборот, очень даже важно!

Наташа: - Это касается только нас двоих.

Ольга: - Не хочешь – не говори. Но если у вас что-то было, то он действительно предатель. А если не было, то он ни в чем перед тобой не виноват. Мало ли что мужики говорят! Нельзя воспринимать их всерьез.

Наташа: - По поводу мужиков тебе виднее. А Родин – совсем другое дело. Он не такой как все!

Ольга: - И что же это у него не такое, как у всех?

Наташа: - У него, даже когда смеется, глаза умные и тоскливые, как у собаки.

Ольга: - Ничего другого я и не ожидала от тебя услышать. Ну когда же ты повзрослеешь, Наташка?

Наташа: - Ну почему ты никогда не хочешь меня понять?

Ольга: - Я пытаюсь.

Наташа: - Ведь это же очевидно, что он не может любить Эллу! Зачем он сознательно убивает себя?!

Ольга: - Он жив-здоров и занимается обустройством быта.

Наташа: - Он по-другому устроен. Он погибнет без любви.

Ольга: - Ну хорошо. Если ты так любишь его, если ты считаешь, что он погибнет без твоей любви, что же ты теряешься? Маргарита с вечернего не растерялась. Соблазнила Ершова и заявила, что ждет ребенка. Плачет: «Как мне теперь быть? Неужели ты меня бросишь?» И он как порядочный человек теперь разводится с женой и женится на ней.

Наташа: - Соблазнила ЕРШОВА??! ... Так вот оно что!..

Ольга: - Что? Ты что-то знаешь?!

Наташа: - Нет-нет, это я так…


Явление 4

Родин и Элла поженились сразу, как только Элла получила развод. А Наташа, стиснув зубы, погрузилась в науку. Наташа зашла на кафедру по поводу диссертации. Валерий Петрович раздражен, ходит по кафедре.

Валерий Петрович (накинулся на Наташу): - Безобразие творится на кафедре! Неужели это я виноват – так распустил преподавателей?! (Наташа попятилась) Нет, ты послушай!

Наташа: - Валерий Петрович, ну что Вы такое говорите? У нас на кафедре только благодаря Вам порядок.

Валерий Петрович: - Порядок, говоришь? А вот Родин, женатый человек, решил вспомнить бесшабашную студенческую молодость – прогуливает лекции.

Наташа: - Не может быть! Наверняка что-то случилось.

Валерий Петрович: - Ему, видно, самому стыдно стало, что от него за версту несет с похмелья, вот и не приходит. Я уже и с Эллой говорил, просил, чтобы она его образумила. Пропадает человек! Так она его защищает. Это, говорит, он на дачу уехал, а оттуда автобусы плохо ходят, вот он и не сумел вовремя вернуться.

Наташа: - Автобусы действительно плохо ходят. Бывает, что и вовсе не ходят.

Валерий Петрович: - Для всех ходят, а для него не ходят.

Наташа: - И со мной такое было.

Валерий Петрович: - Опять ты его защищаешь. Ну ладно, бог с ними, с этими автобусами. Сегодня Элла в семь утра позвонила мне домой, ты представляешь – в семь утра, домой! – и сообщила радостно: «Сергей Александрович смог сесть в автобус, он сегодня в 8:00 приедет на лекцию». Да он обязан в 8:00 приехать на лекцию, а она сообщила мне это в семь утра, словно осчастливила! Что ты мне на это скажешь? Оно и видно, что сказать нечего, кроме того, что это безобразие!


Явление 5

Сергей Александрович перевелся в другой вуз, Наташа окончила университет. Прошло несколько лет. Наташа в книжном магазине, в руках у нее стопка книг. На пути к кассе она столкнулась с Ольгой.

Ольга: - Вот так встреча! (Кидается на Наташу с объятиями). Ну где еще могут встретиться филологи?! Конечно, в книжном магазине!

Наташа: - Не дают покоя пробелы в знаниях.

Ольга: - Тебе ли об этом говорить?!

Наташа: - Все думали обо мне лучше, чем я есть. От этого чувствую себя еще более виноватой.

Ольга: - Куда ты пропала? Я тебе звонила-звонила, а ты никогда не брала трубку.

Наташа (придумывая на ходу): - Я потеряла телефон.

Ольга: - Столько лет не виделись! Как ты живешь? Рассказывай!

Наташа: - У меня все хорошо. А у тебя как дела?

Ольга: - Тут целая эпопея получилась. Долго рассказывать.

Наташа: - Ты всегда подолгу рассказывала. Я привыкла.

Ольга: - Если коротко, то помнишь того парня из Строительного, который тогда пытался познакомиться с нами на автобусной остановке? Мы еще с тобой потом долго смеялись по этому поводу.

Наташа: - Нет, не помню, который из них. С тобой часто знакомились.

Ольга: - Они все были одинаковые, а этот какой-то особенный. Так вот через полгода после окончания университета мы снова встретились с ним, и опять на той же самой остановке! Он как раз вот только что машину в ремонт отдал и ждал маршрутку. Как только меня увидел, решил, что это судьба. Ну и я заметила, что он уже не выглядит таким смешным, как раньше. В общем, мы стали встречаться и очень скоро поженились. Федор оказался из православной семьи. У него свой строительный бизнес. Мы теперь вместе восстанавливаем церковь в деревне, где живет его бабушка. Никогда бы не подумала, что жизнь так повернет…

Наташа: - Да, я бы тоже не подумала…

Ольга: - А Глеба помнишь? Он в монастыре сейчас, на Валааме. А ты-то как? А то я все про себя рассказываю. Ты раньше вроде бы в Благовещенскую церковь ходила. Я теперь тоже туда часто хожу, живу рядом, только тебя ни разу не видела.

Наташа: - Да, я давно не была… не вижу смысла… Все равно Бог меня не слышит. Столько вопросов было, и все остались без ответа.

Ольга: - Жаль… Мне в этом смысле повезло: на все вопросы новая родня отвечает.

У Ольги зазвонил сотовый телефон.

Наташа: - Ты прости, я тороплюсь. Меня ждут.

Ольга: - Номер телефона ты мне дашь?

Наташа помчалась не останавливаясь.

Ольга (пожав плечами): - Совсем что ли с катушек слетела? (включила сотовый) Да, я слушаю… да, заказывали цемент (уходит из магазина).


Явление 6

Прошло еще несколько лет. Полыхает новая осень. Городской парк. Две скамейки рядом. На одной из них девушка, на другой – мужчина в пальто стального цвета и в вязаной лыжной шапочке на голове. В руке у него баночка «Джин-тоника», рядом на скамейке еще одна такая же, уже пустая. Мужчина пытается познакомиться с девушкой с соседней скамейки. Наташу резанул до боли знакомый голос преподавателя Родина.

Родин: - Девушка, я к вам не пристаю, но вдвоем было бы веселее сидеть на скамейке. Осень – время перемен. Нет-нет, я не одинок, у меня жена есть… бывшая… навещает меня… Но я не против перемен.

Девушка отсаживается подальше.

Родин: - Вам, может, шапочка моя не нравится?.. А мне вот жизнь наша не нравится…  вот и протестую! Раньше налысо брились, а теперь каждый пятый лысый… и этим уже никому ничего не докажешь… я открываю время лыжных шапочек… ну что, будем знакомиться?

Девушка отсаживается еще дальше.

Родин: - Вы Пушкина читали в школе? Я вот сейчас снова перечитываю. «Он фармазон, он пьет одно стаканом красное вино». Девушка, ау! Вы не глухая?

Девушка поворачивается к Родину спиной.

Родин: - Я тут перед вами душу раскрываю, а вы вот так, значит, …отворачиваетесь? А хотите, я вам сейчас открою секрет?.. Не хотите?.. Но я все-таки открою. Женщин в нашем городе – как грязи. Так что вы зря отворачиваетесь…

Родин ссутулился и поник. Наташа постаралась прошмыгнуть мимо незамеченной.


Явление 7

Сцена разделена на две части. Слева – комната Наташи. Справа – комната Родина. Действие идет параллельно в обеих комнатах, создается впечатление диалога.

Наташа то встает у окна, то энергично ходит по комнате.

Наташа: - Неужели из того, что было в нем лучшего, осталось только пальто, да и то потрепанное? Какой же наивной дурочкой я была! Считала его самым лучшим, самым умным, самым надежным из людей! Родилась дурочкой и умру, видимо, такой же. Но я не отчаиваюсь. Говорят, что дуракам всегда везет. Значит, и мне обязательно хоть когда-нибудь, хоть в чем-нибудь повезет… Все-таки Осень – это не время года, это состояние души – яркое, горячее, полыхающее, как солнце, как юность. Мы свою Осень и встретили, и похоронили в один день. Да и значила ли она для него что-нибудь?

Родин мотается из угла в угол, как неприкаянный.

Родин: - Одни беды от этих женщин. И не только на корабле. Всю жизнь у меня одни беды от них!.. Только Наташа меня любила… А ведь и правда любила… Наташа… где она теперь? Кому посвящает стихи?.. А ведь где-то должен храниться ее «реферат», вот бы его найти… (Вытряхивает из шкафа половину содержимого и находит потрепанный «реферат» с болдинскими стихами Наташи, листает). Кому он достанется, когда меня не станет? Выбросят на помойку… Надо вернуть его Наташе… (Снова начинает вытряхивать вещи из шкафа). Ну где же эта записная книжка?! Неплохо было бы созвониться и встретиться, как раньше. Вспомнить. Нам есть о чем вспомнить. Такое бывает только раз в жизни.

Наташа: - Да, Родин прав: такого больше никогда не будет. Закончилась поэзия. Наступила проза жизни. Осень тогда слишком затянулась для него, а он терпеть не мог однообразия. Вот и отрубил одним махом. Да и значила ли она для него хоть что-нибудь?

Родин: - Ну разве в этом бардаке что-то можно отыскать?.. А ведь такая любовь была – как в романе 19 века. Сейчас уже никто так не любит, никто так не пишет. Век чатов, лайков, смс-ок и прочей дребедени… (Родин схватился за голову).

Наташа: - Называл меня в самом сердце поэзии, в Болдинской усадьбе своей Наталье Николаевной, а сам начинал семейную жизнь с другой женщиной! Праздник Осень слишком затянулся, а от праздников устают… А был ли праздник-то для него? Может, это я, глупая, из кучки листьев пожар раздула и думала, что все горит, а оказалось, что только я одна и погорела. А раз он существо невозгораемое, то нечего было и крыльями махать. Из ничего пожар не раздуешь…

Родин: - А что, если найти Наташку и закрутить с ней роман сейчас? Надо только вспомнить, у кого еще может быть ее телефон? Узнать через деканат? Может, что-то из этого выйдет… А, нет, вряд ли. Тогда было не понятно, как бы все повернулось, а сейчас тем более… С Элкой и то не сложилось, а уж она куда проще. А ведь не забывает же, хоть и развелись давно. Зимой «Терафлю» принесла, когда болел… А все равно плохо одному… Нет, не надо… Устал…

Наташа: - Подарил надежду и тут же ее растоптал. О, какое же он все-таки чудовище! Красивое, безжалостное чудовище! Он умер для меня уже тогда, много лет назад, когда ушел, ничего не объяснив…

Родин: - Устал… жизнь сломана…

Родин опустился в кресло и уснул с включенным светом. «Реферат» выпал из рук. Рядом валяются рассыпанные болдинские листья, которыми Наташа переложила страницы.

Наташа: - А что, если я все эти годы ошибалась? Ну кто он такой, этот Родин, чтобы сломать мою жизнь? Разве не сама я принимала решения и действовала так, как считала нужным? Сама. А Родин… спасибо ему за то, что был в моей жизни и за то, что вовремя из нее ушел… Если бы не он, кто бы я была? Что бы со мной было? Не было бы стихов, творческих встреч с читателями, завтрашней записи на телевидении… ничего бы не было в моей жизни… Было бы что-то другое? Возможно… А может быть, и не было бы ничего…

За окном раздается колокольный звон.

Наташа (посмотрела на иконы и перекрестилась): - Слава Тебе, Господи!


Рецензии