Обратная разработка в служении

Прочитал в Википедии про обратную разработку. Это когда берут готовое зарубежное устройство или программу, аналогов которым у нас нет, и пытаются создать работающие их копии. Иногда эти копии потом выпускают в промышленном масштабе, присваивая им уже свои названия. Так появились советский грузовик АМО-3, лодочный мотор «Москва», самолет Ту-4 и т.п.

Фактически что-то подобное происходит, когда я вдохновляюсь чьей-то проповедью или результатами служения и пытаюсь повторить это в своей практике, однако следуя в обратном направлении, не от корней и принципов к плодам и моделям, а копируя плоды и следствия и от них пытаясь проследовать к причинам, а часто даже не пытаясь в этом разобраться. Когда-то это дает результат, чаще всего – нет.

Что толку повторять интонацию и мимику любимого проповедника и копировать структуру его проповеди, если я не знаю, как именно и о чем он молится, готовясь к проповеди, как работает с литературой и не учитывая десятки других факторов, значимых для получаемого им результата. Нет, то есть толк в подражании внешнему, конечно есть, но я к тому, что воспроизвести чужой плод у меня не получится и стремиться к этому не надо. Запутался: стремиться надо, но не таким путем.

«Подражайте мне, как я Христу» – это в первую очередь о подражании в выборе ценностей, в чертах характера, в дисциплине, расстановке приоритетов, подходе к базовым основаниям христианства и т.п. Ведь мы не подражаем Христу или Павлу во внешнем их виде или манере говорить, об этом мы почти ничего не знаем. А внутренний их мир (учение, мировоззрение, мотивы, молитвы…), как он открыт в Новом Завете, – предмет для пристального нашего изучения.

Когда-то мне новообращенному один брат, который ныне не в нашей церкви, дал такой совет: выбери брата или нескольких братьев, жизни которых ты хотел бы подражать, желательно, чтобы это были люди намного старше тебя, и попробуй сблизиться с ними, спрашивай, чем они занимались в молодости в свободное время, как они молятся сейчас, как читают Библию, как принимают решения, как работают, как готовятся к проповеди, как строят отношения с ближними и т.п.

Хороший ведь совет. Фактически, с несколькими братьями у меня такие отношения и сложились, немного об этом я здесь писал. И вообще, в последние годы мне все интереснее становится слушать, а не говорить. Мне искренне интересны истории людей, в том числе только приближающихся к Богу, а особенно, конечно, зрелых и бывалых.

И вот я думаю: как это назвать – «обратная обратная разработка»? Т.е. я а) смотрю на результат, который мне хочется повторить, б) беседуя с человеком, узнаю, как он к этому результату пришел, а по возможности и наблюдаю за этим в жизни и в) встраивая в свою жизнь составляющие пути того человека, начинаю осознанно двигаться непривычным мне маршрутом к желаемому результату.

Конкретно с этой целью во время последней недельной встречи с Томасом я, помимо богословских и экзегетических вопросов, спрашивал его о том, как он читает Библию (он отвечал на этот вопрос минут тридцать, листая Библию и показывая свою систему на практике), как общается с женой, как воспитывает детей. Пересказывать не буду, это темы для нескольких заметок объемом с эту и крупнее.

Именно из этого последнего общения неожиданный для меня вывод такой: я не раз прямо расстраивался, обнаруживая, что секретов-то особых и нету. Он просто систематически, каждый день и в полном объеме делает то, о чем я давно знаю, что так делать правильно. И получает правильный результат. А я срезаю углы на дистанции и жну то, что жну. С одной стороны, досадно, что не узнал ни про какую волшебную кнопку или таблетку, с другой стороны, это понимание здорово мотивирует на возвращение к основам и на дисциплину в базовых вещах.

Не подумайте, что от Томаса в нашем последнем оффлайновом общении я не узнал ничего нового, как раз в плане библейского образования я узнал за неделю больше, чем за предыдущие несколько лет, но вот именно в плане методологии открытий не сделал. И этот результат сам по себе – уже открытие, которое приведет к серьезным положительным переворотам при должных оргвыводах.

А вообще описанный выше подход не раз срабатывал в моей жизни. Узнав, как читают Библию НМ и еще один брат, я попробовал и тот, и другой подход и остановился на одном из них на многие годы. Некоторые фразы из молитв моих учителей я повторял годами, стараясь произносить их осознанно. Побывав у них дома и посмотрев на их обращение с родными, я приходил домой пристыженным и желающим прямо сейчас относиться к моим родным лучше и достойнее. Такой вот реверс-инжиниринг в действии.

23.06.2018


Рецензии
Интересно. А у меня получается "от обратного". Не копировать, а найти что-то своё... Наверное, это неправильно. Ведь всё хорошее новое, это просто забытое старое

Ирина Семакина   25.06.2018 17:10     Заявить о нарушении
Вовсе нет, это нормально – находить что-то свое. Все зависит как от наших личных особенностей, так и от круга общения.

Рыжов Александр Геннадьевич   25.06.2018 20:44   Заявить о нарушении
У меня даже в размышлениях так: а представим, что это не так и...Доказательство от обратного. А ещё мне нравится стих: Се творю всё новое..
В плане, что не надо повторяться (это наверное не относится к ученичеству, т.к. зачастую в подражании мы приобретаем что-то новое и можем на это "надстраивать" что-то своё)

Ирина Семакина   30.06.2018 12:38   Заявить о нарушении
У меня была когда-то статья о творчестве и со-творчестве, но уже не найти. И на семинарах поэтов пару раз об этом говорил - о способности творить и создавать новое как нашем подобии Творцу. А после рукоположения стал думать шире - о креативности в служении, в семейной жизни и т.п. Да вот даже моя заметка здесь "Вариативность церковного наказания" об этом, хотя применений теме креативности в служении помимо этого - сотни сразу на ум придут, а по зрелом рассуждении тысячи.

Рыжов Александр Геннадьевич   30.06.2018 13:34   Заявить о нарушении