Прощание с детством

   Благоухал май 1978 года. Инна возвращалась с родителями с их малой родины, со Ставрополья, куда они ездили на майские праздники, на свою родину - волжскую землю. Возвращались они автобусом. Родители сидели в стороне от неё и не мешали ей мечтать и думать о своём, девичьем. Дорога была длинной и долгой, за окном просматривался, преимущественно, один пейзаж: бескрайние степи, иногда отороченные нарядными, в молодой листве лесополосами. На полях зеленели и слегка покачивались дружно взошедшие хлеба. Изредка дорогу перебегал заяц-русак, а в калмыцких степях тогда ещё можно было наблюдать за стайками сайгаков. Как и все путешествующие, первую половину пути девушка вспоминала и думала о тех, кого оставила - бабушках, дедушках, других родственниках, о подружках и друзьях; ну, а другую половину дороги, которая приближала её к родному дому, Инна уже думала о тех, с кем ей предстояли встречи после недолгой разлуки.
   В самом начале второй половины пути, на одной из остановок, в автобус зашёл молодой человек и сел рядом с Инной. Пока он пробирался к своему месту, случайно оказавшемуся рядом с девушкой, она немного успела его рассмотреть. Это был высокий, стройный молодой мужчина, слегка смуглый, примерно лет двадцати пяти. Надо отметить, что самой Инне на тот момент было семнадцать лет, как все в этом возрасте имела приятную внешность, и в тот год заканчивала школу.
   Путешествие продолжилось, а молодые люди сидели молча, как бы выражая безразличие друг к другу, хотя на самом деле всё было совершенно иначе. Инну волновало присутствие молодого человека, но она считала неприличным первой проявлять интерес, поэтому тихо созерцала пейзажные картинки за окном. А Валерий, так звали попутчика, время от времени только вздыхал, не зная какой бы найти благовидный предлог, чтобы начать диалог. Возможно, они так молча и закончили бы эту поездку, но, совершенно неожиданно, как это часто бывает, в дело вмешался его величество случай.
   Двое молодых ребят из близлежащего посёлка катались на автомашине, которую, вероятно, взяли у родителей. Накатавшись вволю они съехали на обочину и устроили новое развлечение-соревнование: кто из них попадёт в лобовое стекло проезжающих мимо машин. Автобус, в котором ехали мои герои, ребята также не оставили без внимания. В лобовое стекло попало два камня приличного размера; стекло не рассыпалось, но покрылось сеткой мелких трещинок, через которые водителю стало довольно проблематично следить за дорогой. Ребята довольно смеялись от точного попадания своих камней. Валерий не выдержал такого варварства, попросил водителя остановиться, быстро выскочил из салона автобуса и побежал к малолетним хулиганам. Вслед за ним двинулось ещё несколько мужчин, на лицах которых читалось возмущение. Валерию оставалось добежать всего несколько шагов, но ребята, увидев для себя нежелательные последствия, дали по газам и помчались в сторону посёлка. Вся группа разъярённых мужчин в мгновение ока оказалась в салоне автобуса и попросила водителя гнать за малолетками. Погоня продолжалась минут двадцать, пока сорванцам не удалось скрыться из виду. Автобус безрезультатно покружил по улицам посёлка, потом продолжил свой обычный маршрут.
   Валерий поймал на себе восхищённый взгляд Инны, когда садился в своё кресло, поэтому решил заговорить с девушкой:
- Всё-таки жаль, что мы не догнали; надо было их проучить, чтобы впредь неповадно было подвергать риску чужие жизни.
- Думаю, из чувства страха они сами больше не вернутся к таким забавам, - ответила Инна.
- Кстати, меня Валерием зовут, а Вас?- спросил молодой мужчина, смотря прямым открытым взглядом в синие девичьи глаза.
- Инна,- смущённо пролепетала девушка.
После этого завязался оживлённый разговор, в ходе которого Валерий рассказал, что на праздниках навещал своих родителей, а теперь возвращается в один из районных городков области, где он временно живёт один, не женат. Когда он от Инны узнал, что она учится в десятом классе, непроизвольно воскликнул:
- Так ты ещё совсем маленькая,- и нежно провёл рукой по волнистым волосам засмущавшейся девушки.
   За разговорами они не заметили, как их совместный путь приближался к концу. Об этом напомнили родители Инны, когда до выхода оставалось буквально несколько минут. Валерий впопыхах едва успел записать адрес девушки, который робко, но всё же попросил.
   На четвёртый день, придя домой после занятий в школе, Инна обнаружила в почтовом ящике письмо от Валеры и тут же написала ответ. Переписка носила лёгкий, дружеский, ничего не обещающий характер. Молодые люди писали друг другу каждую неделю. Девушка в лице Валерия нашла доброго друга, которого ей так не хватало на тот момент жизни.
   Незадолго до окончания выпускных экзаменов старшая сестра от имени всего семейства сообщила Инне, что на выпускной вечер к ней никто не пойдёт. Этому предшествовала серия конфликтов в семье, поэтому Инна выслушала молча, без вопросов и возражений. Да, и какие могли быть возражения, если к голосу и мнению девушки никто и никогда не прислушивался, для всех, за исключением отца, она была  пустым местом. Но после такого заявления Инна села писать письмо Валере, тогда он был для неё единственной отдушиной. Девушка попросила приехать к ней на выпускной, ей очень хотелось, чтобы именно он стал свидетелем её прощания с детством. Валерий, очевидно, уловил нотки отчаяния в письме Инны, поэтому с радостью согласился присутствовать на её выпускном вечере.
   Валерий приехал в назначенный день и привёз Инне в подарок сову из чернённого металла - символ мудрости. Он как-будто предчувствовал, что именно этого качества  девушке не будет хватать по жизни, чувство долга, обязанности, жалости всегда будут превалировать над всем остальным. Инну не научили ценить и любить себя, отстаивать, прежде всего, свои интересы; она жила, словно была должна и обязаны всему миру.
   Молодая парочка вошла в школу. Повсюду сновали нарядные и возбуждённые выпускники, родители с умильными лицами тихонько вздыхали, музыканты настраивали свои инструменты, и всё вместе взятое создавало невероятную атмосферу большого неповторимого праздника. Вскоре началась торжественная часть с вручением аттестатов зрелости. Классная руководительница, Елена Кузьминична Волкова, каждому своему ученику вложила в аттестат открытку с напутствиями и пожеланиями. Инна тоже получила такую открытку, имеющую следующее содержание:
                Милая Инна!
 Поздравляю тебя, моя любимая, с успешным окончанием школы! Желаю в жизни тебе большого человеческого счастья, за которое надо бороться, отличного здоровья, которое нужно беречь, и успехов в учёбе и труде. А каждый успех добывается трудом, в этом ты сама убедилась.А самое главное, желаю взаимной, большой и верной любви. Всего тебе доброго! Будь счастлива!
           В.Е.К.           Не забывай
   Инна прочла добрые напутственные слова, жалкая улыбка искривила её губы. Растерянным взглядом девушка осмотрела всех присутствующих. Всюду слышался смех, сияли счастливые глаза, ко всем одноклассникам - троечникам, хорошистам, примерным и хулиганистым пришли родные разделить радость, поддержать своё чадо. Инна почувствовала прилив отчаяния, одиночества и предательства, комок подступил к горлу девушки. С этим дичайшим состоянием Инне придётся не раз столкнуться в своей жизни. А в тот момент она схватила за руку Валерия и еле вымолвила:
- Пойдём отсюда, прогуляемся.
- Пойдём,- без возражений ответил парень.
Они вышли на школьный двор, затем в переулок и медленно пошли по дороге. Некоторое время молодые люди шли молча, только изредка раздавались глубокие вздохи девушки, и тёплый ветер игриво трепал их волосы. Наконец, Валера, не выдержав этого гнетущего молчания, спросил:
- Что с тобой?
- Жаль  расставаться со школой,- слукавила Инна.
Затем она сама взяла Валеру под руку, прижалась к нему, насколько это было возможно и удобно, как к единственной надёжной опоре.  Парочка ещё побродила по улицам, пока сумерки не превратились в кромешную тьму и сыпучий комар не заставил их вернуться в здание школы. Из окон школы лился свет, и звуки музыки раздавались на всю округу. Валера пригласил Инну танцевать. Он видел, что происходит с девушкой, но не знал, что делать и никак не мог найти нужных слов. Медленный танец сменился быстрым, и Инну словно прорвало: она танцевала красиво, но с таким остервенением и страстью, сбрасывая с души всю боль и обиду. Валерий завороженно смотрел на девушку и не узнавал в ней прежнюю скромницу, стыдливо опускающие свои голубые глаза.
   Вскоре Елена Кузьминична попросила Инну помочь отнести что-то в класс, и они ушли. Оставшись в классе наедине, классная руководительница начала свою последнюю беседу, предыдущим не было числа. Инна часто оставалась после уроков помочь любимой учительнице проверять тетрадки своих одноклассников и младших ребят. Ученикам младших классов Елена Кузьминична позволяла Инне даже ставить оценки. В такие часы девушка раскрепощалась полностью, в лице учительницы Инна видела добрую подругу, с которой могла беседовать на любые интересующие темы, зная, что всегда получит верный совет и поучительную историю. На этот раз учительница произнесла:
- Инна, я хочу, чтобы ты знала, что ты - моя самая любимая ученица.Раньше я не имела морального права говорить тебе об этом, теперь такой момент настал, сдерживающих факторов больше нет. И ещё, помнишь, я тебе всегда говорила: большому кораблю - большое плавание. Ты очень яркая личность, будь готова к тому, что о тебе постоянно будут ходить разговоры и легенды, постарайся не давать пищу для этого. Вокруг много серости, а серость не прощает индивидуальности самого факта её существования.  Но ты - сильная, надеюсь, ты справишься. И помни. что навсегда останешься моей любимицей.
Инна растерялась, не зная, что ответить, Елена Кузьминична сама подошла, обняла девушку, они расцеловались и медленно пошли на праздник.
   Музыканты играли медленную музыку, пары сновали по залу. Среди танцующих был и Валерий, он танцевал с одноклассницей Инны - Светланой. Когда, по окончанию танца, он подошёл к Инне, та недовольно надула губки. Валерий пытался объяснить, что был "белый" танец, Светлана пригласила его сама, отказать было неудобно, но Инна даже не хотела больше смотреть в его сторону. В её глазах он стал очередным предателем. Но выпускной есть выпускной, вся атмосфера праздника, суеты, неповторимости не позволили Инне долго сердиться. Остаток вечера, вернее, ночи, прошёл, как и полагается, во всеобщем веселье. Наконец, объявили, что пора ехать на набережную Волги, к монументу В.И. Ленина, встречать рассвет.
   В автобусе Валерий с Инной сидели рядышком, он держал её руку в своей и молчал. Молчали, практически, все, то ли от усталости, то ли от осознания окончания совместного десятилетнего пути. Из автобуса выгружались шумно, но растянувшись цепочкой по набережной, все опять притихли. Перед ними, во всём своём величии плавным, но могучим течением несла свои воды Волга. Ребята не раз выезжали со своей "классной маманей" на недельку отдохнуть на Волгу. Но та Волга была игривой, тёплой, ласковой; в то же утро взорам ребят предстала другая, величаво-строгая, холодная река. Вскоре на востоке небо окрасилось в розовый цвет, и ярко-оранжевое солнце медленным ходом выкатило свой диск на всеобщее обозрение. Поприветствовав встречающих его, солнце покатилось дальше, а ребята стали расходиться. Инна с Валерой пошли на электричку, потому что парню надо было попасть на автовокзал в центр города. Ожидая на платформе прихода электрички, Инна объявила, что после подачи документов в институт уедет в деревню, поэтому писать письма не нужно, ей их всё равно не отдадут.
- Я буду писать на главпочтампт, до востребования, - не унимался парень.
- Не надо, я не отвечу,- потупив взор произнесла Инна.
- Но почему, объясни,- просил Валера.
- Просто я так решила.
- Должно же быть этому какое-то объяснение.
- Так будет лучше для всех.
Подошёл электропоезд, молодые люди не стали проходить в вагон, остановились в тамбуре. Три остановки до станции Сарепта, на которой вышла Инна, пролетели в одно мгновение. Валерий попытался возобновить разговор о переписке, но девушка была непреклонна. На прощание она поцеловала Валеру в щёку и вышла на перрон. Он и она стояли на расстоянии вытянутой руки и молча смотрели друг на друга. Во взгляде Валерия была мольба, в глазах Инны читались усталость и грусть. Закрылась дверь, вагон тронулся, они лишь помахали друг другу рукой. Больше судьба их никогда не сводила. А счастье было так близко, так возможно... Возможно ли?

   Волгоград                Сарепта


Рецензии