Сердце матери. Прихожане

СЕРДЦЕ МАТЕРИ

Основано  на реальных событиях.
Все имена главных героев изменены.

Знойный летний день клонился к вечеру, принося с собой долгожданную вечернюю прохладу. К стройплощадке, на которой воздвигался деревянный  храм, поднимая клубы пыли подкатил грузовой автомобиль,груженый пиломатериалами.
Отец Дмитрий вместе с рабочими принялся разгружать машину.
В кармане старенького батюшкиного подрясника зазвонил  телефон. Отец Дмитрий устало вытер лоб ладонью, достал телефон. На экране высветился незнакомый номер, по первым цифрам было ясно, что звонили  со стационарного телефона.
- Алло - послышался в трубке немолодой, женский голос, - Вы отец Дмитрий? А меня зовут Валентина Ивановна, я из Ленинградской области, город Каменногорск. Прочитала в православном журнале объявление о том, что Вам нужна помощь в строительстве храма. Я очень хочу внести свой скромный вклад, только я давно на пенсии и поэтому смогу посылать всего лишь рублей по 300.
- Спаси Вас Господь, Валентина Ивановна! У Бога всякая  жертва  не останется незамеченной. - с благодарностью ответил священник.
- Батюшка, у меня к Вам большая просьба...- голос женщины задрожал - не могли бы Вы молиться об убиенном Андрее и заключенном Илье?
- Конечно! Если они оба крещеные, то безусловно будем молиться на всех службах.
- Крещеные оба, молодые совсем... - еле сдерживая слёзы, заверила Валентина Ивановна, - Батюшка, я Вам потом ещё позвоню, поспешила она закончить разговор.
- Да хранит Вас Господь! - благословил отец Дмитрий.
Пока он говорил по телефону, машину  почти разгрузили, пиломатериал аккуратно сложили штабелями.
По дороге домой, батюшка всё думал о состоявшемся телефонном разговоре, о Валентине Ивановне, о её сыне, который, видимо,сидит в тюрьме за  убийство юноши по имени Андрей. Бедная женщина, бедные молодые люди, горе- то какое... Господи, помоги нам немощным и заблудшим. Не оставь нас Своею милостью!
С Божией помощью строительство храма продолжалось. Благодаря поддержке печатных СМИ люди узнавали, что где-то на другом конце  нашей необъятной страны в затерянном среди лесов селении, строится православный храм.
С разных концов России приходили денежные переводы, люди присылали  кто сколько мог.
Ведь принимать участие в строительстве храма, это великое и благое дело!
Праведный святой Иоанн Кронштадтский говорил: "Если на вашу долю выпала честь строить дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы"
Практически всех жертвователей батюшка знал поименно. Многие звонили, делились горестями и радостями. Все эти люди стали частью нашего прихода, частью строящегося храма!
Неизменно,  каждый месяц почтовым переводом приходили 300, а порой и 500 рублей от Валентины Ивановны  из
города Каменногорск.
После того первого звонка она больше не звонила. Батюшка посылал ей поздравительные открытки к праздникам Пасхи и Рождества Христова.
И все же однажды, спустя несколько лет, поздним зимним вечером раздался телефонный звонок.
- Алло, батюшка, это Валентина Ивановна из Каменногорска. Вы  меня помните?
- Как бы  я мог про Вас забыть, Валентина Ивановна? Ведь Вы тоже одна из моих прихожанок, хоть и живёте так  далеко от нас. Как Ваши дела? Как самочувствие?
- Спасибо, батюшка, за беспокойство.
А я звоню попросить Вас не оставлять молиться за убиенного Андрея и теперь уже за новопреставленного Илью.
-  Илья умер? - сочувственно произнес отец Дмитрий, - Примите мои искренние соболезнования по поводу кончины вашего сына Ильи. Я и панихиду послужу,  и на всех службах поминать его будем.
- Илья не мой сын. - приглушенным голосом сказала Валентина Ивановна,- Андрюша мой сыночек, а Илья его убийца.
- Как???- выдохнул отец  Дмитрий.
На том конце трубки повисла тишина, затем послышился  тихий  плачь.
- Мы с Андрюшкой остались вдвоём когда он пошел в первый класс. Учился хорошо, я работала на двух работах, чтобы поднять его. Он рос добрым мальчиком, жалел меня, помогал во всём, и посуду мыл, и полы. Школу закончил, затем ПТУ, отслужил в армии.
После армии на комбинат работать пошёл. Девушку встретил, Алёнку. Поженится собирались. Всё хорошо у нас было...А тем вечером , когда всё случилось... - Валентина Ивановна сглотнула слёзы, перевела дыхание и продолжила, - Я сердцем чувствовала, всё место себе не находила, волнение какое- то было... Андрея не было долго с работы и не позвонил, что задерживается. Обычно всегда звонил, предупреждал. Вдруг слышу крики в подъезде. Мы на первом этаже живём,  вернее я одна теперь живу, - сама себя поправила она.- Выскочила я на лестничную площадку там люди уже собрались кричат, кто-то скорую вызвал, и Андрейка мой лежит на полу лицом вниз в огромной лужи крови. Я только и успела дотронуться до него, позвать: «Сынок! Андрейка!», и упала без памяти.  Убийцу поймали через несколько часов, им оказался местный  парень  Илья , на два года старше моего сыночка. Его ещё в детстве в детдом забрали, отца с матерью  лишили родительских прав .Он и не помнил толком, что натворил .
Пьяный сильно был. Говорил, наверное, деньги хотел забрать. Напал  сзади и ударил несколько раз ножом в спину.-
Валентина Ивановна немного помолчав, продолжила: - Потом уж на суде я всё хотела ему в глаза посмотреть, сказать: " Что же ты сделал? Как ты мог? За что?"
 А он весь суд сидел молча уставившись в пол ни разу не шелохнулся. И когда объявили приговор: -15 лет строгого режима, даже не дрогнул.
Когда суд закончился , я подошла к Илье, пока конвой не увёл его. Он поднял на меня глаза , а в них такая боль, безысходность и пустота. Посмотрел на меня и пересохшим  губами прошептал: " Мать, ты прости меня ради Христа" - тут я заметила, что у него на груди крестик, стало быть крещёный.
Опустив голову  он добавил: «Знаю, что не сможешь. Прости.."
Все слова, что я хотела сказать ему застряли у меня в горле, слезы градом катились по лицу.
Я даже не видела как конвой его вывел из зала суда.
Каждый день я ходила в церковь подавала записки за упокой и ставила свечи за сыночка. А через какое то время стала ставить свечи и подавать записки о здравии за Илью.Постепенно стала  замечать, что боль, обида и отчаяние, которое давило меня всё это время стали потихоньку отступать.
Купила я маленькую иконочку Богородицы, связала пару носков и поехала в колонию, где отбывал срок Илья.  Свидание мне разрешили.
Я сидела в комнате для свиданий  и думала, что мне ему сказать?
Но сказать ничего не получилось. Когда Илья вошел в комнату и увидел меня , он просто остолбенел. Через несколько секунд он сам позвал охранника сказал, что свидание окончено и попросил его увести.
Иконку и носки  я потом отдала охраннику, чтобы  передал их Илье.
Так прошло несколько лет.
В храме я всегда подавала записки об Андрее и Илье.
А тут увидела Ваше объявление и подумала, внести свою посильную лепту в память об Андрее, чтобы и там за него молились и за Илью тоже.
Спустя 6 лет Илью помиловали. У него обнаружили туберкулез в тяжелой форме.
Я узнала в какой больнице он лежит.
Упросила врачей пускать меня к нему.
Приносила ему молока настоящего, деревенского. Специально ездила за город покупать его.
Илья всегда молчал, лежал отвернувшись к стене. Ни о чём мы с ним не разговаривали.
А иконка, которую я ему в тюрьму приносила, стояла на тумбочке.
Налью ему молока, попрошу выпить.
Бывало выпивал весь стакан, а бывало даже не поворачивался ко мне.
За день до смерти Илья посмотрел мне в глаза, как тогда на суде и  сказал: "Мама, прости меня! Горе  я тебе принес непоправимое. Как искупить, не знаю? Но у меня нет никого на всей земле кроме тебя. Не бросай меня, мама! Прости меня, прости.."
Я заплакала и он заплакал, уткнувшись в подушку.
Я долго гладила его по голове и он уснул. Слабенький был уже  совсем.
Назавтра я принесла ему молока, а врач мне сказала , что Илья ночью умер. Помолитесь, батюшка,  о упокоении Андрея и о новопреставленном Илье.
 - Конечно, - ответил потрясенный отец Дмитрий.
-  У Вас уже ночь. Я совсем забыла о разнице во времени. Спокойной ночи. Я ещё позвоню.
Валентина Ивановна  повесила трубку.
Отец Дмитрий еще долго стоял с телефоном в руке, смотря в темное окно на звездное небо.
Эта история его поразила до глубины души, вызвала самые глубокие переживания .
Вот так человек своей жизнью исполнил заповеди Христа «любите врагов ваших , молитесь за обижающих вас...»
Многие ли  из нас так смогут? - думал он глядя на мерцающие в небе звезды-
Кто способен на такой подвиг?
 Только Женщина!  Только Мать с огромным любящим сердцем!


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.