Жизнь и её смыслы

        В зрелом возрасте, когда начинаешь верить в свою смертность всё чаще задумываешься: кто я, что я и зачем в этой жизни, и вообще, в чём жизни смысл.
     Что ж, тогда для начала определимся со значением слов жизнь и смысл. Толковый Словарь отвечает:   
   - Жизнь есть способ существования материи,  который представлен на  Земле в виде живой природы.
   - Смысл – постигнутое разумом содержание чего-либо (как устроено, работает), а также цель существования его.

    Осмысление вещей началось тогда, когда у дикаря прибавилось достаточно разума, чтобы заняться этим. До этого, как и всё живое, пращуры наши жили себе и жили, удовлетворяя потребности, о которых напоминают инстинкты (да многие и сейчас так живут, т. е. под руководством инстинктов, не задумываясь), то есть никаких смыслов тогда ни у чего не было.   
     В общем, путём  творческих потуг человеческих разумов (а они всё разные), наконец появились, но разные, понимания сути жизни (в целом, как явления) и её смыслов (содержания и цели), а также  смыслов жизни человечества и отдельного человека.  Я же придерживаюсь следующих выводов.
     Жизнь, или совокупность всего живого на Земле, есть один из способов существования материи, условия для которого и имеются только на Земле. 
     Содержательный смысл жизни  есть физико-химический процесс обмена веществ, энергией и информацией с окружающей средой, чем и поддерживается существование явления с названием жизнь.
      А целевой смысл жизни (совокупности всего живого) – быть. Быть вопреки всему, всегда и везде, или, по-другому, выживать в любых условиях и при любых обстоятельствах, а для этого защищаться, приспосабливаться и приспосабливать окружающее под себя, плодится, совершенствоваться.
   Однако человек имеет ещё и духовную составляющую, которая, в отличие от тела, имеет свой смысл (содержание и цель), о чём ниже.
      Вот, с материалистической точки зрения собственно, и весь смысл жизни вообще и, заодно в частности, биологический смысл бытия человека (они одинаковы). Это и есть ответ на вопросы: почему оно всё так и зачем.
     Какой смысл жизни мы припишем, такой он для нас и будет.  Существуют и другие,  надуманные иными неспокойными разумами  смыслы жизни человеческой. А именно.  Мол, человек подобен богу и потому есть царь природы, и смысл его существования царствовать над нею, но при этом этот «царь» есть раб божий и должен ему служить, и в этом его другой смысл существования.  Или, что жизнь дана для получения наслаждений, и поэтому надо делать всё, чтобы в этом преуспевать. Так же некоторые люди видят главный смысл жизни в обретении бессмертия в раю, или в каком другом варианте инобытия, посредством надлежащего поведения при жизни. А есть мнение, что человек ошибка природы, губитель себя и её, и поэтому никакого достойного смысла в его существовании нет, одна бессмыслица. Ну, и т. д.
   А вот некоторые ясные головы пришли к выводу, что человек для того и создан  Природой, чтобы стать важнейшим инструментом в её глобальной, космической агрессии, быть локомотивом её притязаний на этом поприще. Что ж, а может они и правы.  В этом что-то есть, чтобы взять за ориентир и тешить себя, мол, у нас вселенская миссия: вот, мол, каков я - потенциальный разносчик жизни и разума по Вселенной, а не червь какой-нибудь. Что ж, человеку нужна сверх задача (таков он), и он её ищет.
    А кто прав, или кто правее?

        Вездесущность жизни  достигается  способностью размножаться, приспособляться к любым средам и освоением любых пространств, способность эта  заложена, то есть, закодирована в ДНК каждого живого организма.   Диапазон приспособляемости и выживаемости у всякой живности разный, но у человека он особенно широк за счёт разума.  Почему бы тогда человеку действительно не быть в авангарде покорения космоса? Собственно мы этим уже и занимаемся, что-то неудержимо влечёт туда.  В освоении космоса, конечно, есть практическая польза, но расходы намного больше, однако жажда познания превыше этого и с расходами не считаемся. А может ещё что-то толкает нас, какой-то инстинкт потаённый?

      С общими положениями разобрались, а теперь поговорим об отдельном человеке, о его личных смыслах.
     В человеке  запрограммировано  то же самое, что и во всякой живой твари, но с ним сложнее, так как в человеке одновременно присутствует животное (биологическое) начало, о смысле которого выше уже сказали, и духовное, разумное.  Но сначала было только животное, духовное приложилось с развитием разума. Разум, или духовное начало (логическое мышление, память, сознание, воля), развился для обеспечения более успешного существования  тела, но с дальнейшим развитием разума и, тем самым,  повышением духовной составляющей психики, эта составляющая обретает всё большую самостоятельность, хотя без тела всё равно существовать не сможет.  Самостоятельность эта реализуется волевыми поступками.  Воля это что?  Это упрямство и настойчивость под руководством разума, это поступки вопреки инстинктам. Поэтому человек в отличие от животного может волевым путём  изменить содержание и цель своего биологического бытия, и чем больше разума, тем успешней. 
     И сейчас как раз пора поговорить о смысле духовной составляющей человека. Содержательную часть, т. е. как устроена и функционирует, не трогаем, пусть институт мозга разбирается.
      Изначальное назначение духовной (разумной) составляющей это сознательное управление телом (сознательные телодвижения), забота о здоровье организма, сытости и сохранности его, а так же познание и творчество, которое опять же во благо всего организма (тела плюс сознателя его).  А вот подраздел творчества, которое художественно-изобразительное, а именно: интеллектуальные игры, наслаждение гармониями (цвета, звуков и т. д.) - это уже потребности самого разума-сознателя, или духовные потребности, и они порой выходят на первый план. Считается даже, что  удовлетворение этих потребностей (петь, плясать, рисовать и сочинять) и должно составлять первейший смысл существования человека.
 Однако предполагаю, что цель духовная шире: это полное подчинение себе т. е. своему Я в сознании, собственного тела (пока оно полностью слушается воле разума только у йогов), а так же подчинения себе всего сущего вокруг, чтобы быть  максимально независимым от среды, и иметь возможность наиболее полно отдаваться своим духовным потребностям. То есть, разум, как интеллектуальная система,  делается всё более самостоятельной,  и, как и всякая система, уже заботится о своём господстве и вечности.  А тело для неё становится всего лишь условием, существования и источником  дополнительных наслаждений в виде соответствующих телесных ощущений.
      Есть много разговоров о мировом разуме, и я думаю, он, возможно, состоится как коллективный разум человеков, находящихся  в состоянии  целенаправленного единомыслия (которого в настоящее время пока нет) и постоянного обмена достигнутыми знаниями. Хотя и сейчас уже общественное мнение, как коллективный разум определённого контингента по отдельным вопросам, в течение какого-то времени  имеет место и управляет какими-то составляющими  общественного процесса.

   Человек издревле задумывался над  вопросом кто он, что он и зачем живёт, то есть о смыслах своих. Однако раньше люди  многого не знали, им приходилось доходить до всего умозрительно и интуитивно, и представления эти были часто (да и сейчас такое есть) далеки от реальности, хотя кое в чём были и прозрения. Сейчас, обладая научными подходами, мы более-менее разобрались в себе,  понимаем, например, что человек может волевым путём  в какой-то мере изменить содержание и цель своего бытия биологического, и духовного тоже.   Действительно, может изменить, и люди стремятся к этому, однако, бывает, портят себе жизнь своими претензиями и иллюзиями, то есть, тщатся не считаясь со своими возможностями и реалиями. 
    Чтобы менять жизнь свою,  сначала надо разобраться в себе (а кто это делает?), в  своих помыслах и возможностях,  которые определяют твоё поведение, поступки, установки, отношение к себе и к окружающим.  А это очень не просто заставить себя заниматься такими пониманием. Поэтому человек, не очень вникая, соображает о себе, о смысле жизни своей (содержании и цели её) одно, но реальное бытие его отличается от желаемо-воображаемого.  И по этой причине часто случается некое раздвоение личности: человек становится замкнутым, уходит в себя, делается менее общительным, начинает жить внутренней, воображаемой  жизнью и тешит себя надуманными смыслами.   
       Как говорится: у каждого свой путь в жизни, то есть свои возможности физические, психические  и интеллектуальные, реализуя которые по полной,  наиболее успешно исполнишь свой жизненный смысл, Природой заданный. Только надо разобраться в себе, на что ты способен реально, тогда найдёшь свой путь, свой смысл.
      Итак, у человека имеется всеобъемлющая   цель жизни как биологического объекта. Но в течение жизни человек проходит разные этапы: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость, и на каждом этапе имеют место свои смыслы,  реализуя которые, человек обретает смысл своей жизни в целом.
      Реальное содержание жизни человека на данный момент  это чем живёт, как живёт, зачем живёт.  И при этом у каждого свои чем, зачем и как, в зависимости от того, на каком отрезке жизни находится и каковы обстоятельства и идеи в голове.  И получается, что у каждого свой стиль, свой образ жизни, посвящение  своей жизни чему-либо: семье, работе, развлечениям, идее, богу, или ещё какие задумки и выдумки. И это, как правило, далеко не всегда соответствует генеральной линии смысла жизни заданной ему Природой и собственным возможностям.  Поэтому в конце пути обычны разочарования и недоумение: зачем жил?

      А теперь вернёмся  к глобальному.
     Чтобы осуществить свою гипотетическую роль разносчика жизни и разума во Вселенной и этой деятельностью  пресечь  энтропию в ней, человечеству следует для начала установить царство разума на своей Земле. А разуму надлежит усвоить, что Живая Природа есть необходимое условие нашего земного существования. Поэтому человеку пора перестать гробить Природу, а подчинить себя служению ей. Для этого необходимо обуздать свои эгоистические, корыстные  замашки, по милости которых  не уменьшается общественно-экономическая энтропия (хаос). Имеются в виду экономические кризисы с бесконечным терроризмом и военными конфликтами, идейная, идеологическая, мировоззренческая разобщённость и др.
   Пока человечество не замирится между собой, не придёт к общему знаменателю, всерьёз заняться спасением Живой Природы Земли нет возможности.
    Только после установления порядка в своём доме по имени Земля,  можно по настоящему приступать к роли вселенского жизнетворца.

    Вот такой смысл бытия, такая насущная задача возникла перед человечеством ныне. Раньше всё боролись с природой, чтобы выжить, покоряли её. Допокорялись,  уже спасать её надо, чтобы спасением её бороться  за своё выживание.
     А как быть, в этом контексте,  отдельному человечку, чем должен быть заполнен смысл его жизни?  Ему по-прежнему следует и самому жить, и не мешать при этом другим, и не калечить Природу. Иначе никакие более высокие смыслы не состоятся.
     Жить самому, значит жить достойно и, в первую очередь, для потомков  своими материальными и духовными достижениями, чтобы передать им эстафету на более высоком витке развития  бытия.
     Не мешать другим, значит не устраивать разрушительные свары и войны ради эгоистических интересов.
     Но если, допустим, кто-то ещё решил посвятить себя  служением богу (таковой смысл себе определил), и это служение  как-то способствует утверждению жизни на Земле, то считай,  именно ей (Живой Природе) он и служит. И это правильно. Остаётся  слово бог заменить на слово Природа, и всё станет на своё место.

    Итак, у отдельного человека свой смысл, у человека  в экосистеме, как вида, другой смысл, у человечества, как разумного явления, свой вселенский смысл.
     Но большинство  никаких  высоких смыслов в себе не вынашивает и не задумывается о них. Для них весь смысл сводится к тому, чтобы выбиться в люди, то есть, чтобы жить не хуже других, а кто выбился и ещё забогател, ему уже надо иметь ещё больше (чего-то и кого-то) и властвовать. А это свидетельствует о не очень развитой духовной составляющей подавляющего большинства, то есть, потребности тела у таких  главней потребностей интеллекта,  и все смыслы у них сводятся  в первую очередь к обслуживанию животной составляющей организма, то есть, ко всё большему материальному и развлекательному потребительству, без которого капиталистическая экономика  «заскучала» бы. Вот и держит толпу такая экономика в роли пашущих, сношающихся и развлекающихся животных.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.