Учитель сказал... Глава седьмая

7

     От своей искусственной комы Клэр очнулась только через четверть часа. Лыков с явным любопытством созерцал возбуждённое лицо ретивой и храброй ученицы, а та нетерпеливо и страстно пыталась найти перемены в собственном восприятии яви. Но заметных изменений своего восприятия Клэр не нашла, и вскоре она разочарованно, хотя и вежливо спросила:
     - И что же теперь вы прикажете мне делать?
     Он поощрительно ответил:
     - А ты сейчас задумайся о своей врождённой, изначальной сущности, как о банальном составлении меню по отечественным кулинарным рецептам. И ты начни немедленно размышлять вслух.
     И она с возрастающим вдохновением высказалась:
     - Меня изначально влекли познания и тишь. С детства я любила чарующий запах библиотек... Но глубокие познания и спокойную архивную тишину любят и дерзкие шпионы... Оказывается, что моя сокровенная сущность была от рождения чудовищно двойственной... Во мне ажурно и причудливо сочетаются потаённые пороки и строгое монашеское целомудрие... Наитием я отлично постигаю людей, но разум боязливо отвергает моё интуитивное понимание... Такова вкратце моя изначальная суть!.. И, значит, для меня не существует благоприятного исхода... Открылась мне, наконец, вожделенная истина...
     - Да!.. – торжественно и негромко согласился он, – всё абсолютно точно...
     - Неужели у меня появилась шизофрения? – с тревожной досадой, но внешне бодро и шутливо уточнила Клэр у своего напряжённого учителя...
     - Успокойся! Ты вполне здорова... Избавь мои натруженные уши от вздорных восклицаний!.. И тебе не надо сетовать на свою жизненную стезю, поскольку вечное Провидение капризно наделило тебя редчайшей возможностью выбирать и канву бытия, и карьерное ристалище. У тебя с младенчества имеется уникальное, эксклюзивное право выбора между добром и злом... Именно по этой причине тебя и томит врождённая двойственность. Обычных людей не обременяет это мистическое свойство... 
     Лыков умолк и расслабленно замер в своей качалке. Он был насуплен, озадачен и хмур... Клэр внимательно, хотя и быстро посмотрела на его неподвижное лицо и взволнованно молвила: 
     - Вы сейчас прозрачно намекнули на таинственное право выбора, данное мне от природы. Терзающий выбор между добром и злом! Воистину: жутковатая привилегия!.. Однако я давно подозревала в себе столь редкое качество... Я с детства верила в свою избранность. Но вера, даже истовая, отнюдь не означает подтверждённое опытом знание... А я отныне знаю... и твёрдо... Но проблем и вопросов меньше не стало... Я хочу знать: зачем?.. Я понимаю, что меня нельзя назвать форменной дурой, но ради чего Господь наделил меня излишне ясным рассудком? Разве не смогла бы я благополучно наслаждаться с менее сильным разумом?.. И главное: зачем я здесь?.. Почему могущественная судьба забросила меня в таинственный и старый дом?..   
     И в нервозном ожидании ответа она прервала свою почти истерическую речь...
     Вскоре учитель сказал пониженным голосом:
     - В этом уютном доме тебе необходимо постигнуть подлинную сущность добра и зла... Человек совершает злодеяние, если он перекладывает собственные мучения на других людей, продолжая вереницу зла. Но если до конца он вытерпел свои страдания, и, прервав на себе окаянную цепочку зла, не скинул, не возложил их на других людей, то он сотворил добро... Человек от природы добр, и он совершает преступные и непростительные деяния только из постыдного малодушия и под влиянием других людей. Но существует зло, которое человек способен простить самому себе... Возможность выбора между добром и злом означает свободу... Если ты обречена творить одно лишь добро, то, значит, у тебя отсутствует свобода. Однако и злодейство, если ты бессильна отказаться от него, означает рабство... Именно по этой причине даже святых угодников порой увлекают и зло, и жестокосердие, а отъявленные негодяи внезапно даруют милость... Ведь каждому человеку из врождённой тяги к самоуважению требуется постоянно доказывать самому себе, что он свободен... Имеется у людей такое изначальное свойство...
     И Лыков скорбно закрыл свои утомлённые глаза, а пытливая Клэр немедленно подметила, что он стремительно погрустнел. Через миг она доверительно и учтиво произнесла:
     - Во многом я согласна с вами. И теперь я хорошо понимаю, почему совершенно непроизвольно, хотя сурово и часто я наказываю самоё себя... Ведь ради приятного ощущения свободы необходимо творить зло. Но плохие и злобные поступки неизбежно ослабляют разум. Однако справедливая кара, смиренно возложенная на себя, возвращает рассудку силу... И вы сейчас помогли мне это осознать... Но сколь парадоксален и сложен мир!
     Искренние, но слегка заторможенные фразы усталого учителя сладостно поощрили её:
     - Формулировки твои воистину замечательны. И я, право, очень рад за тебя.
     И с быстрой улыбкой он печально вздохнул... Клэр, наконец, заметила телесную слабость его и благодарно проговорила:
     - Вы разбудили во мне целительный рой раздумий. Но вам сейчас необходим здоровый отдых. И я охотно и радостно провожу вас в опочивальню...
     И они неспешно покинули прохладную и лунную веранду...

8
    


Рецензии