Вдохновение Мальтой и Москвой

Написано для журнала "Мальтийский вестник".

Среди деятелей российской культуры, вынужденных оставить свое Отечество и разбросанных по разным странам Европы горькой первой волной эмиграции в начале 1920-х гг., бытовало выражение: «Мы здесь не в изгнании, мы в послании». И действительно, ученые, литераторы, художники из России оставили тогда заметный след в культуре многих европейских стран, и Мальта здесь не исключение!
Сейчас иные времена, но многие люди искусства из числа русских общин за рубежом остаются верны этим славным традициям и продолжают миссию посланников великой русской культуры, внося свой вклад в культурную жизнь разных стран и континентов, щедро делясь своими талантами и, в свою очередь, умножая их местными традициями. Не теряют они и творческих связей с Родиной, всегда с особенным чувством представляя в России свои работы.
Художник Александр Телин – фигура весьма известная в кругах служителей муз на Мальте. Его самобытные и интересные картины стали частью культурного пространства сегодняшней Мальты и не раз достойно представляли ее в различных экспозициях изобразительного искусства. Впервые приехав на Мальту в качестве художника-постановщика фильма «Иуда» режиссера Андрея Богатырева, он совместно со своей супругой Марией Эль создал на острове художественную студию и галерею, где проводятся неизменно вызывающие интерес культурные мероприятия.
Биографическая справка: Александр Телин родился в семье народного художника России Владимира Телина, работы которого хранятся в Третьяковке и петербургском Государственном Русском музее. Помимо живописи, Александр занимается кинематографом — он был художником-постановщиком фильмов «Иуда», «Артефакт», «Неваляшка» и «Тариф новогодний». (lenta.ru)
Александр Телин, создавший уникальное творческое пространство, объединившее Мальту и Росси и нашедший в эмоциональном фоне наших стран общие мотивы, образы и краски, 13 июня выступил как художественный посланник Мальты в Москве, где открылась выставка его работ. Экспозиция, на которой его живописные полотна представлены совместно с работами скульптора Игоря Яворского, открыла двери для посетителей в выставочном зале Товарищества живописцев Московского союза художников, расположенного в самом сердце российской столицы, на Тверской-Ямской улице.
"Игорь Яворский и Александр Телин знакомы давно, еще со студенческих лет. Они друзья и, вместе с тем, мастера яркой творческой индивидуальности", - рассказала автор идеи выставки Мария Эль. Интересно, что четверть века назад, на заре своего творческого пути, оба мастера уже проводили совместную выставку, и теперь вернулись к опыту своей юности уже как зрелые состоявшиеся художники.
Выставка, при входе на которую публику встречает оригинальная художественно-скульптурная композиция, вызывающая ассоциации с изобразительным искусством Средиземноморской античности, носит оригинальное название «СолнцеМяч». Так называется одна из наиболее известных картин Александра Телина, на которой изображена группа юных атлетов, на морском берегу играющих с солнечным шаром, словно с мячом. Учитывая, что на слуху у всех проходящий в эти дни в России Чемпионат мира по футболу – 2018, сложно не усмотреть в названии аналогии, так сказать, со спортивной повесткой дня!
Представленные в экспозиции работы Александра Телина охватывают практически весь период его творческого пути, с 1980-х гг. до сегодняшнего дня, и, перемещаясь по залам, можно проследить, как сложился его очень самобытный творческий стиль – яркая и очень контрастная манера письма, некоторая подчеркнутая декоративность образов и интересная палитра цветов, от выразительно затемненных московских урбанистических мотивов до нарядного средиземноморского многоцветия цикла «Дети и море».
На некоторых особенностях творчества Александра Телина хотелось бы остановиться подробнее. Во-первых, его картины глубоко человечны. Даже там, где человек не является частью авторского сюжета (например, триптих «Луна» 2018 г., «Плач» из цикла «Горгульи» 2017 г. и др.) человеческие эмоции и чувства присутствуют в качестве призмы, через которую воспринимается и раскрывается идея художника.
Во-вторых, работы Александра Телина создают впечатление определенного романтического мифологизма. Преломляя житейские, зачастую бытовые сюжеты, художник создает свой мир образов и настроений, свою сказку о жизни. В особенности это относится к его урбанистическим мотивам. В ряде картин – «Московские окна» (2015), «Ночь из окна мастерской» (2010), «Теплый Стан» (1999), «Крыши на Фрунзенской» (2002), «Ночь контрабасиста» (2011) – московские пейзажи создают романтическое и тревожное закатное настроение, которое очень близко знаменитым строчкам молодого Маяковского:

 Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зелёный бросали горстями дукаты,
а чёрным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие жёлтые карты.

Москва выступает самостоятельным персонажем, живым и глубоко созвучным переживаниям нашего современника.
Мальта Александра Телина зачастую вплетена в житейские или фантасмагорические сюжеты в качестве богатого и выразительного городского фона (особенно любит художник величественные очертания куполов Валетты над водами Гранд Харбор). Картины «Купание мальтийских коней» (2017), «Ночь свечей. Биргу» (2013), диптих «День и ночь» (2015), «Мать и сын» (2013), «Парашют» (2013) проникнуты особым неповторимым колоритом Мальты, где тесно переплетены легенды прошлого и настоящее, фантазия художника и вечный дух острова.
«Мальтийский архипелаг открылся мне как сбалансированный и тонко настроенный Мир. Поэтому неудивительно, что многие мальтийские темы стали сюжетами моих картин, - рассказал сам Александр Телин. - Для меня как для художника это неисчерпаемая кладовая образов и художественных смыслов».
А вот цикл «Горгульи» - «Предостережение» (2014), «Северный король» (2018) – рисует очень нетрадиционный, средневековый, мистический и даже несколько пугающий образ еще одного города – Кельна, с фронтонов старинного собора которого пришли на полотна художника эти образы.
Очень интересна портретная живопись Александра Телина. Цикл его детских портретов («Оскар Уайлд», «Терракотовый Восток. Лиза», «Где-то в далекой галактике», «Маши и медведь», «Ловец бабочек. Сережа», «Маленький гусар. Роман» и др.) создает серию очень рельефных характеров. Маленькие персонажи художника смотрят с полотен на мир очень серьезными и задумчивыми глазами, словно пытаясь с детской мудростью постичь суть открывающейся перед ними жизни. Быть может потому они и «примеряют» на себя совершенно взрослые амплуа из настоящего и даже прошлого – летчика-космонавта, модного литератора, экстравагантной дамы, кавалерийского офицера…
____________________________________________Михаил Кожемякин.


Рецензии