13 секунд

               

                Из цикла: "Люди рассказывают..."



                из воспоминаний спортивного врача




                Для каждого спортсмена секунды имеют своё, особое, значение. Иногда они сжимаются до мгновений, а иногда превращаются едва ли не в часы. А для некоторых превращаются в вечность. Для каждого секунды идут по  своему.

                В молодости  я занимался самбо в нашем Ташкентском  «Динамо», чемпионом не стал, но любовь к спорту, и особенно, к единоборствам осталась навсегда. Когда заканчивал Медицинский институт  думал стать спортивным врачом. Тогда, наверное, и родилось во мне глубокое убеждение, что врач на спортивной арене не только для оказания помощи, но и для профилактики травм.

                Не совсем понятно, наверное. Ну, постараюсь объяснить. Если спортсмен получает травму, то от решения врача зависит, выйдет он на продолжение схватки или нет. От умения грамотно остановить кровь из носа, травмированной брови, предотвратить развитие гематомы и многого другого часто зависело, сможет ли спортсмен продолжать соревнования. Врач, как и судья  должен быть независимым и незаинтересованным. Для него все спортсмены должны быть абсолютно одинаковы. Он не может кого то выделять. Но я  всегда старался быть на стороне спортсмена. Просто спортсмена.

                Если спортсмен получил травму, а до конца схватки есть ещё время,  я смотрел, выигрывает он или проигрывает. Если он побеждает и рвется в бой, а травма не представляет опасности для его здоровья,  я старался помочь ему и выпустить на татами, ковер или ринг. А если спортсмен не высказывал особого желания продолжать бой и явно проигрывал по очкам, я снимал его с соревнований, несмотря на его горячие возражения,  и спортсмен  оставался доволен, потому что  проиграть в виду невозможности продолжать бой из-за травмы гораздо приятнее, чем в виду явного преимущества соперника. Согласны? Ну как же... "Да если не врач я бы ему..." А победителю было все равно. Он ведь победитель.
 
                Меня часто приглашали на соревнования  в качестве врача. Я был знаком со многими тренерами и судьями, и  многие спортсмены знали меня. Некоторым оказывал помощь, а некоторые просто видели на соревнованиях. Часто соревнования шли не один день. С утра до позднего вечера. Волей неволей перезнакомишься со всеми. Но  «прославился» я после одного случая.

                Шел чемпионат Узбекистана по таэквондо. Соревнования проходили по принципу  «фул контакт». То есть полный контакт. Спортсмены наносили удары в полную силу. Конечно, у них была защита. Шлемы, капы, наколенники и специальные защитные пояса, прикрывающие туловище. Но спорт есть спорт и если пропустить удар можно получить и глубокий нокаут и сильный удар в живот. Конечно, это бывает не так часто, но случается, особенно на соревнованиях молодых 15-16 летних спортсменов. Взрослые, понимая серьёзность возможной травмы, никогда не вели себя агрессивно, а вот молодежь иногда не сдерживалась и в азарте наносила  травмы друг другу. Когда шли соревнования взрослых, я всегда сидел спокойно на своём месте, а вот когда начинались соревнования «петушков», тут приходилось быть начеку.
 
                Так было и здесь. Один из молодых спортсменов пропустил удар и как говорится «поплыл». Судья на татами был тоже молодой, однако бой остановил и позвал врача. Я подошел и осмотрел бойца. Увидел, как плавает взгляд и остановил бой. Снял спортсмена с соревнований. Рефери согласился и показал - бой закончен. Тренер спортсмена начал возмущенно спорить со мной, аппелируя к боковым судьям,  а вскоре к нему присоединился и пришедший в себя спортсмен, заявляя, что он вполне может продолжать бой. Но я отмахнулся от них. Решение, конечно, за мной и никто его оспаривать был не вправе.
 
                Тут меня вызвали  к соседнему татами и я  только успел  осмотреть бойца,  как увидел что спортсмена которого, я снял с соревнований снова выпустили на бой. Это была инициатива тренера, который категорически не хотел, что бы парня сняли с соревнований. И молодой рефери на татами поддался. Бой шел за призовое место.

                Возмущенный я побежал к главному судье соревнований и только начал высказывать ему своё возмущение, как зал, который ревел от переживаний, резко смолк. Наступила тишина. И я услышал крики «Врача! Врача!» даже без микрофона, по которому обычно меня вызывали. Оглянулся и увидел парня лежащим на спине без сознания. К татами уже бежала моя медсестра с нашатырем и необходимыми инструментами. К счастью нокаут был хотя и глубоким, но без западения языка и прочих неприятностей. Через минуту парень пришел в себя и открыл глаза. Я облегченно вздохнул. И тут ко мне подходит его тренер  и спрашивает – может ли его парень продолжать бой?

                Это сработало как пусковой механизм. Я разорался. Я покрыл  этого тренера весьма грубыми выражениями и высказал ему все, что я о нем думаю. В течении минуты или больше  я орал на тренера, на судью, на боковых судей не стесняясь в выражениях и употребляя что называется нецензурную лексику. Зал благоговейно молчал, слушая мою тираду. Наконец мой запал иссяк и я замолчал. Мне показалось, что в зале все выдохнули.

                Ко мне подошел главный судья соревнований и одобрительно похлопал по плечу.

                С тех пор спорить со мной на соревнованиях не отваживался ни один тренер. Если я говорил «нет!» значит спортсмена с соревнований снимали без разговоров.  Я поступал всегда по справедливости и ни один из них не мог обвинить меня в предвзятости. Многие перед началом соревнований подходили ко мне и здоровались за руку. Если я видел что преимущество одного спортсмена явное, и он не сдерживаясь бьёт своего оппонента и может нанести ему серьёзную травму, я останавливал бой и судьи были согласны со мной. Судья не может так поступать, а врач имеет на это право. Да и сам спортсмен чаще всего был рад такому обороту дела. Как я  говорил, бой остановленный из-за травмы спортсмена для проигравшего звучит гораздо приятнее, чем бой остановленный ввиду явного преимущества твоего противника. Может я поступал  не всегда правильно, защищая слабого спортсмена, но зато я знал точно, что сохраняю ему здоровье.

                Но однажды я не знал, как поступить. Об этом и хочу рассказать. О тех 13 секундах.

                Это был чемпионат мира по самбо среди девушек. Схватки  были  азартными и изящными. И потому захватывающими. Тот бой был финальным. За первое место и золотую медаль.  Смотрелось это весьма зрелищно. Две красивые девушки прекрасного сложения, вес полусредний, синяя и красная форма. Блондинка с длинными волосами, скрученными на затылке в тугой комок и черноволосая смуглая девушка с короткой мальчишеской стрижкой. Светловолосая выигрывала по очкам. Оставалась последняя минута. Понимая что шансов у черноволосой не оставалось она шла в «ва – банк»  пытаясь поймать своего противника на «болевой». То есть принудить сдаться противника до конца схватки и так победить.

                И ей это удалось. Она сумела повалить свою соперницу,  захватить её руку в клещи и  вытянуть  на болевой приём.  Судья показал «Считать болевым». Но соперница должна была показать, что она сдаётся. До конца схватки оставалось 13 секунд. Обе с огромным напряжением боролись с усталостью, болью и отчаянием. Зал ревел. Болельщики и той и другой стороны кричали перекрикивая друг друга.

                -13 секунд!! – кричали одни – Держись!! Держись!!

                - Дави!! Сильней дави!!  - кричали другие.

                Одна старалась вывернуть руку побольнее и заставить сдаться противника, а другая всеми силами сопротивлялась и сжимала зубы, несмотря на боль, потому что малейший вскрик и бой будет остановлен досрочно. Для одной секунды таяли с катастрофической быстротой. Для другой  секундомер не двигался, а цифры не менялись на табло по целому часу. Невыносимая боль. Или что то не получалось у первой или вторая девушка слишком сильно хотела победы.

                Рефери на ковре крутился рядом и не знал, как поступить. Остановить схватку или дождаться конца. Мы с моей медсестрой вскочили и стояли у края ковра готовые в любую секунду броситься на помощь. Не дай бог перелом или вывих. Зал замер.

                -Пять, четыре, три, две, одна…  - подруги по команде светловолосой кричали, стараясь перекричать зал. Черноволосая девушка резко отпустила руку соперницы за мгновение до прозвучавшей сирены. Мы с медсестрой бросились к светловолосой девушке, которая села в центре ковра бережно баюкая руку. Прижимая её к себе она залилась слезами от боли. Теперь можно. Теперь можно заплакать и показать всю свою боль. Рядом сидела черноволосая и громко в голос ревела. Она размазывала слёзы и изо всех сил колотила кулаками ковер. Обидно! Обидно! Только второе место!

                Ещё тогда я подумал, что очень часто видел, как спортсмены радуются, когда ПОБЕЖДАЮТ в схватке за третье место и как расстраиваются когда ЗАНИМАЮТ второе.

                У светловолосой были серьёзные повреждения  сустава и мы, оказав помощь, подвесили ей руку на шею. Черноволосая подошла к ней и принесла свои извинения и соболезнования. Они обнялись и пожелали друг другу успехов. Достойное поведение.

                На награждение светловолосая вышла с повязкой на шее. Она улыбалась и махала всем здоровой рукой. Я знаю, что другая рука у неё болела, несмотря на обезболивающие. С черноволосой и девушкой занявшей третье место она обнялась и все трое встали на высшую ступень пьедестала для фото. Настоящая дружба. Наверное, то чего нам так иногда не хватает в нашей обычной жизни.


                Это то, о чем я хотел рассказать. О 13 секундах и моей растерянности.

                Вы спрашиваете, а стоила  ли эта медаль боли, слез, поврежденной руки и потерянного здоровья?
 
                Не знаю…

                Спросите у спортсмена.


Рецензии
Здравствуйте, Александр. Благодарствую. Читать волнительно, окончание рассказа понравилось.

Тамара Брославская-Погорелова   09.03.2024 20:28     Заявить о нарушении
Спасибо. Суть в том что всё это правда. Это рассказы из цикла "Люди рассказывают" и это действительно живые рассказы людей. А эта история произошла на моих глазах.

Александр Икрамов   12.03.2024 05:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.