110. Свержение Джунаид-хана

Отказ от вмешательства в чужие внутренние дела обычно объясняют миролюбием, чтобы не сознаваться в своей слабости. Впрочем, в условиях Гражданской войны мотивы активности и пассивности на разных направлениях были очевидны и не нуждались в оправданиях. В отношении зависевшего от России Хивинского ханства правительство Советского Туркестана занимало выжидательную позицию. Оно бы охотно установило на земле древнего Хорезма просоветский режим, но само вынуждено было защищаться от множества различных угроз.

После восстановления сообщения между Советским Туркестаном и РСФСР вопрос о судьбе полузависимых монархий снова стал в повестку дня.

К этому моменту ситуация в Хивинском ханстве была весьма запутанной. Официально на троне оставался представитель династии Кунгратов Саид Абдулла-хан. Однако реальная власть принадлежала Джунаид-хану, командовавшему ханской армией.

Фактический правитель Хивы сделал головокружительную карьеру, начав в качестве обычного разбойника в Каракумах под именем Мухаммед-Курбан. В 1918 году его отряд, насчитывавший до 1600 сабель превратился в главную силу ханства.

Опираясь на своих нукеров из туркменского йомудского (йомутского) племени джунаид, Мухаммед-Курбан сначала занял место при дворе хивинского хана, а затем постепенно оттеснил от кормушки конкурирующих туркменских вождей. Пользуясь отвлечением сил Туркестанской советской республики против англичан и басмачей, Мухаммед-Курбан 20 сентября 1918 года совершил набег на Новый Ургенч.

Укрепив свои позиции при дворе, он в октябре 1918 года организовал убийство правителя Хивы Асфандияр-хана, и стал править под прикрытием марионетки - Саид-Абдуллы. При поддержке уральских казаков, поселившихся в низовьях Аму-Дарьи, Джунаид-хан захватил Чимбай и Нукус.

Под давлением набегов хивинских отрядов 4 апреля 1919 года в крепости Тахта (в настоящее время - Гёроглы) был подписан советско-хивинский договор, согласно которому признавалась независимость Хивинского ханства.

Прекратив самостоятельные набеги, Джунаид-хан решил проверить на прочность Советский Туркестан с помощью каракалпаков и уральских казаков во главе с атаманом Фильчевым. Местные советские власти попробовали разоружить казачьи сотни, но казаки подняли 14 августа 1919 года мятеж, захватив Чимбай и Нукус и разоружив партийную дружину на острове Муйнак в Аральском море.

После прорыва войск Туркестанского фронта на Актюбинск в сентябре 1919 года советские силы в Средней Азии достаточно окрепли для того, чтобы обуздать Джунаид-хана. 20 ноября 1919 года Турккомиссия ВЦИК, СНК РСФСР и РВС Туркестанского фронта назначили своим полномочным представителем в низовьях Аму-Дарьи Георгия Борисовича Скалова, дав ему "право решения вопроса о времени оказания поддержки вооруженной силой восставшим племенам Хивы против Хивинского правительства".

В конце ноября 1919 года советское командование отправило из Чарджуя вниз по Амударье на пароходе 3-й батальон 5-го Туркестанского полка под командованием представителя штаба Туркестанского фронта Н.Щербакова.

26 ноября Г.Б.Скалов выехал верхом в Петроалександровск (ныне - Турткуль), где реорганизал Амударьинский ревком, председателем которого был назначен Н.Солдатов. Была образована Амударьинская группа войск под командованием Н.Щербакова, в которую, помимо 3-го батальона, включили крепостную роту из Петроалександровска, роту береговой охраны, а также Шураханскую, Шаббазскую и Бий-Базарскую роты.

Для наступления на Хиву были образованы Северный и Южный отряды. Джунаид-хан мог выставить до 15 тысяч всадников, но в критический момент многие его соратники предпочли перейти на сторону сильнейшего. 21 декабря Г.Б.Скалов издал приказ "об оказании помощи трудящимся Хивы в свержении ханской власти".

На следующий день части Амударьинской группы войск вместе с хивинским добровольческим отрядом численностью около 600 человек перешли границу Хивинского ханства. 24 декабря 1919 года Южный отряд занял Новый Ургенч. 9 января 1920 года Амударьинская группа войск двинулась на Хиву.

15 января Южный отряд занял кишлак Кош-купыр, после чего 22 января был захвачен населенный пункт с многозначительным названием Газават, где Джунаид-хан потерял 200 человек убитыми и ранеными. Северный отряд 29 декабря 1919 года занял Ходжейли, а 9 января 1920 года – Куня-Ургенч и Аман-Калу.

Успешное наступление красных частей обнадежило местных противников Джунаид-хана. К Амударьинской группе присоединился отряд из 1000 всадников во главе Кошмамед-ханом (Гочмамед-хан), заявившим: "Я навсегда связал свою судьбу с Красной Армией".

18 января Северный отряд занял Ташауз. 23 января оба отряда Амударьинской группы соединились в районе Тахта, овладев резиденцией Джунаид-хана – Бедиркентом. Фактический правитель Хивы поспешно бежал с небольшим отрядом вглубь Каракумов.

1 февраля 1920 года советские отряды вошли в Хиву под выкрики "Яшасын Кызыл Аскер!" ("Да здравствует Красная Армия!") и "Яшасын Ленин!" ("Да здравствует Ленин!"). 7 февраля Г.Б.Скалов и Н.Солдатов выпустили воззвание "К народам Хивинского ханства!", в котором говорилось: "Не желая никаких посягательств на независимость Хивинского государства, мы не будем вмешиваться ... в образ правления Хивой, народы Хивы сами знают, какое им надо правительство."

На самом деле, вмешательство во внутренние дела Хивы уже состоялось, но создавать в ханстве советскую администрацию без участия местных жителей было бессмысленно. Стремительное падение Джунаид-хана сразу успокоило многих его союзников.

9 февраля 1920 года советское командование заключило мирный договор с казаками и кара-калпаками, по которому казаки сдали оружие и согласились охранять правый берег Аму-Дарьи от набегов йомудов.

Предстояло также разобраться в действиях советских отрядов. Наскоро сформированная Амударьинская группа включала немало бойцов, которые воспринимали поход на Хиву, как ответный набег на вражеское стойбище, в котором можно безнаказанно грабить жителей, насиловать и похищать женщин. Чтобы освободить захваченный "полон" из Петроалександровска, РВС Туркестанского фронта пришлось пригрозить расстрелом наиболее удачливым налетчикам.

Для урегулирования отношений с хивинцами 10 февраля Туркестанская комиссия ВЦИК и СНК учредила Чрезвычайную комиссию по делам Хивы во главе с Г.И.Бройдо, в которую от младохивинцев включили П.Юсупова и Ш.Хасанова. С приездом нового начальства возникли разногласия в оценке результатов Хивинского похода. 30 марта были арестованы некоторые участники недавних боев.

2 апреля в Хиве состоялось совещание влиятельных туркменских племенных вождей, которое постановило прекратить набеги на мирное узбекское и туркменское население, произвести обмен взятыми в плен женщинами и вернуть захваченное имущество. 15-16 апреля прошел Всетуркменский съезд, принявший решение о прекращении распрей между узбеками и туркменами и внутри туркменских родов, назвав инициаторов конфликтов врагами революции.

Туркменов и узбеков призвали принять участие в создании единой хорезмской Красной Армии. Однако глава Чрезвычайной комиссии явно перестарался, обвинив командиров Амударьинской группы. 16 апреля Г.И.Бройдо был отозван, проработав в Хиве не более трех недель.

22 апреля А.Измайлов сообщил Туркестанской комиссии и РВС Туркестанской республики: "1. Мнения, высказанные Бройдо, Фонштейном, Шакировым о Скалове, необоснованны и ошибочны; 2. Винить Скалова, который произвел на меня хорошее впечатление, во всем, что творилось здесь безобразного, никак нельзя".

26-30 апреля 1920 года в Хиве состоялся I Всехорезмский курултай народных  представителей. Почетным председателем этого хорезмского учредительного собрания был избран В.И.Ленин. Курултай провозгласил со­здание Хорезмской Народной Советской республики и принял первую конституцию. В "Предисловии" к конституции говорилось: "Русские рабочие и крестьяне, помогшие освобождению хивинского народа, и пролетариат всего мира... являются самыми первыми друзьями всего хивинского народа".

Председателем Совета Народных назиров (правительства Хорезма) был избран младохивинец Палван-Нияз Юсупов, а его заместителем - младохивинец Мулла Джуманияз Султанмурадов. Среди министров (назиров) большинство было узбеками, но были представлены и туркмены. Политические взгляды лидеров новой советской республики не шли дальше умеренно-либеральных полуисламских представлений, но шаг к преобразованию Хивы был сделан.

О Джунаид-хане хотели бы забыть, но он ушел для того, чтобы вернуться, и впоследствии не один раз наведывался в родные края, принося с собой кровь и разрушения.


1. М.Медведев. В Кара-Кумах. (Заметки с операции против Джунад-Хана, 1924-25 гг.). За партию. 1928. С. 70-73.

2. М.Медведев, Барабаш. По следам Джунаида. Ташкент. Средазкнига. 1928. 37 с.

3. Е.Козловский. Красная Армия в Средней Азии. Ташкент. Издание Политуправления Средне-Азиатского военного округа. 1928.

4. М.Ахангаров. Хорезм в 1920—1921 гг. Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Туркестане. Ташкент. 1957. С. 505—506.

5. Ю.А.Поляков, А.И.Чугунов. Конец басмачества. М. Наука. 1976.

6. Очерки истории Каракалпакской АССР. Т. 2 (1917—1963 гг.). Ташкент. 1964.

7. Г.Скалов. Хивинская революция 1920 г. Новый Восток. 1923. № 3. С. 248—249.

8. К.Мухаммедбердыев. Руководство Коммунистической партии процессом развития Хорезма к социализму 1920—1924 гг. Автореферат докторской диссертации. М. 1968.

9. М.А.Абдуллаев. Победа революции в Хорезме. Общественные науки в Узбекистане. 1970. № 2.

10. А.Виноградова. Хорезмская Советская народная республика. Жизнь национальностей. 1923. № 1.

11. X.Ш.Иноятов. Революционно-демократические преобразования в ХНСР. Общественные науки в Узбекистане. 1970. № 2.

12. А.А.Гордиенко. Создание народно-советского государства и права и их революционно-преобразующая роль в Хорезме и Бухаре. Ташкент. 1959. С. 28—29.

13. С.А.Хошимов. Советизация: военные, политические репрессии в Хиве. Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. 2015. № 5. С. 49-52.

14. И.В.Погорельский. История Хивинской революции и Хорезмской народной советской республики, 1917-1924 гг. Л. Издательство Ленинградского университета. 1984.

15. Г.Непесов. Победа советского строя в Северном Туркменистане. 1917-1936. Ашхабад. 1950.

16. О.Худойбердиев. Боевая дружба, рожденная Октябрем. М. Наука. 1984.

17. Г.И.Карпов, Д.М.Бацер. Хивинские туркмены и конец Кунгратской династии. (Материалы по истории туркмен). Ашхабад. 1930.


Рецензии