2. Бог и ангелы

I. Бог и ангелы.

«Вначале сотворил Бог небо и землю!» - Всем нам известны эти слова, с которой начинается первый стих, первой главы книги Бытия. И далее Моисей, и другие пророки повествуют нам исключительно о земле. Не говоря ни слова о небе. То же касается и ангелов. Ничего не говорят библейские авторы о небесной ангельской жизни. За исключением апокрифических сказаний и эпизодов, наподобие того как был восхищён на небо ап. Павел. Всякая роль ангелов или архангелов, которую они исполняют в библейских сюжетах, исчерпывается исключительно земными делами. В них небесные жители заняты исключительно проблемами обращения Бога к кому-то из людей или «доведением» до Бога просьб и желаний того или другого человека. А то и человеческих обществ, - деревень, сёл, городов и целых народов.
Скудны и редки те сведения о жизни небесных сущностей, которые выражены словом. Они рассыпаны по Преданию как горошины по огромному полю. - Пойди, попытайся собрать! И пусть тебе помогут, как сказочному герою, мыши, птицы и муравьи. Кроме того, мифологический язык подобных текстов сильно затрудняет рациональное понимание и толкование этих рассказов. Основным же источником сведений о жизни неба являются для нас иконографические образы. Но и их иррациональный язык требует духовного проникновения в себя. Пожалуй, единственным текстом, пусть и графически образным, - это, по сути, икона написанная словами, но достаточно близким к рациональному пониманию, является труд Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии».
Задачей и целью данной работы является попытка, оставаясь на твёрдом основании догматического мышления, собрать и рационализировать, отчистив миф от языческих наслоений и налётов, всё то, что мы знаем из Предания о жизни неба. О его происхождении, жизни небесных сущностей и их взаимоотношениях  с Богом и человеком, а так же их общении между собой. И первым предметом нашего исследования станут взаимоотношения ангелов с Богом, то есть о том, как произошёл ангельский мир.


Рецензии