Мини-лекции. Радионавигация. Введение

   Помните фильм Рязанова «Ирония судьбы или...»? Это когда Женя Лукашин, вместо московской бани оказался на скамейке в ленинградском аэропорту? И первым делом спросил у соседа: «Где я, а?» Вот с незапамятных времён, и не только после бани спрашивают о таком же! Первыми были мореплаватели, путешественники, а теперь ещё лётчики и многие, многие другие... Слухи ходят, что вот так зародилась навигация, какая ни есть наука. А, в переводе с латинского navigatio-судоходство, мореплавание... Короче по порядку!

   В общем виде под навигацией понимается наука о методах и средствах получения информации о положении и движении подвижных объектов и о методах и средствах их вождения из одной точки пространства в другую по обусловленным траекториям в установленное время.

   В наше время морская навигация рассматривается как наука о выборе пути, определении места и перемещении судна в море с учётом задач, решаемых судном, и влияния внешней среды на его направление и скорость. Морская навигация — ведущая дисциплина использующая выводы и достижения таких наук как: геодезия, картография, гидрография, океанография и гидрометеорология.

   Судовождение — наука о безопасном и экономичном плавании судов в море. Конечно на машине или паровозе вряд ли возникнут вопросы так усердно решаемые морской навигацией. Ну разве, что если кого-нибудь черти занесут в пустыню Сахару... А в основном...

   А как же ориентироваться в открытом океане, где нет проложенных дорог, дорожных указателей, километровых столбов?.. Каким бы ни было судно, перед капитаном стоит главная задача — точно и вовремя привести судно в назначенное место и при этом избежать всех опасностей, которые могут встретиться на его пути.

   Оказавшись в открытом море, особенно после шторма моряки задались вопросом, где это они находятся и в какую сторону им всё-таки плыть? Ориентиров-то никаких, да и спросить, как оказалось не у кого? Не у кого, ну разве, что у солнца, луны или хотя бы звёзд?! Идея была подхвачена, и понеслось... Так вот и родилась МОРЕХОДНАЯ АСТРОНОМИЯ. Чуть позже и ВОЗДУШНАЯ АСТРОНОМИЯ, для летунов стало быть!

   Как ни крути, а мы в итоге имеем две навигации и две астрономии! Хотя по большому счёту, плюс-минус, — это одно и тоже!

   Ну, а уж если мы заговорили о воздушном транспорте, то?..

   Основными задачами экипажа воздушного судна при осуществлении самолетовождения являются:
   1. Точное выполнение полета по установленной трассе (маршруту).

   2. Определение навигационных элементов, необходимых для выполнения полета по установленному маршруту или поставленной специальной задачи.

   3. Обеспечение прибытия самолета к пункту назначения и выполнение посадки на аэродроме в заданное время.

   4. Обеспечение безопасности полета.

   В смысле тоже самое, что и для морских судов. Поэтому говоря об одном, мы можем применить и к другому. В смысле морское к воздушному и наоборот, где-то в чём-то?! Вот как-то так!

   По принципу действия технические средства самолетовождения делятся на четыре группы:

   1. ГЕОТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА самолетовождения, основанные на измерении различных параметров естественных (геофизических) полей Земли. К этой группе относятся магнитные компасы, барометрические высотомеры, указатели воздушной скорости, термометры наружного воздуха, часы, гирополукомпасы, дистанционные гиромагнитные и гироиндукционные компасы, курсовые системы, авиагоризонты, указатели поворота, оптические визиры, навигационные индикаторы, инерциальные системы и др. Большинство из этих средств устанавливается на всех самолетах и используется в любом полете; они применяются также при пользовании другими техническими средствами самолетовождения.

   2. РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА самолетовождения, основанные на измерении параметров электромагнитных полей, излучаемых специальными устройствами, находящимися на борту самолета или на земле. К ним относятся:
самолетные радиокомпасы и связные радиостанции, радиовысотомеры, самолетные радиолокационные станции, доплеровские измерители путевой скорости и угла сноса, наземные радиопеленгаторы, приводные и радиовещательные станции, радиомаяки, радиомаркеры и наземные радиолокаторы. Самолетное радионавигационное оборудование и наземные радиотехнические устройства образуют системы самолетовождения. По дальности действия последние делятся на системы дальней навигации (свыше 1000 км), ближней навигации (до 1000 км) и системы посадки самолетов. Радиотехнические средства широко применяются при выполнении полетов на больших высотах, над морем, безориентирной местностью, в сложных метеорологических условиях и ночью, а также при заходе на посадку.

   3. АСТРОНОМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА самолетовождения, основанные на использовании небесных светил и искусственных спутников Земли. К этой группе средств относятся астрономические компасы, авиационные секстанты, астрономические ориентаторы, приемоиндикаторы спутниковой радионавигационной системы (СРНС). Преимуществом астрономических средств является их автономность, помехозащищенность и независимость точности их работы от дальности и продолжительности полета. Они могут применяться в любое время суток и в любом месте земного шара для выдерживания направления полета и определения местонахождения самолета (если конечно самолёт летит выше сплошной облачности).

   4. СВЕТОТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА самолетовождения, основанные на использовании бортовых или наземных источников света. К этой группе средств относятся светомаяки, прожекторы, огни посадочных систем. Они облегчают ведение ориентировки и посадку самолетов в сложных метеорологических условиях и ночью.

   В общем виде как морской транспорт так и воздушный выполняют одни и те же задачи, стой лишь разницей, что морской ползает в двухмерном пространстве (за исключением упёртых подводников), а воздушный в трёхмерном! А в остальном, всё как у всех людей! Так, что во всех мини-лекциях я особо не буду делать какой-то упор на конкретизацию чего либо, потому как навигация и даже если она и радио, — она и в Африке навигация!

   А так-как по морю люди начали шастать значительно раньше, то и все эти навигации, астрономии родили мореманы, им и основное слово! А, летунам так себе, как бы мол вот здесь всё тоже, почти такое же! Мол и нечего распространяться, как-то мол вот так?!

   На рис.1 показана классификация радионавигационных систем по навигационным параметрам, а на рис.2 классификация по типу радиотехнических измерений. Остальное, — атрибуты мореходов ещё до рождения не только радионавигации, но и вообще самой навигации как науки. Лот, рис.4, простенькое устройство, чтобы измерять глубину в основном на мелководье. Лаг, рис.6 необходим для измерения скорости судна. На самолётах вместо глубины, — высота, особенно актуальна в районе гор. А сейчас когда в небе стало тесно, то знание высоты даже очень нужно!

   Лот представляет собой груз и трос, лотлинь. В лотлинь встраиваются так называемые марки мер глубины — саженей или футов. Лаг — название пришедшее к нам из голландского. Лаг по своему устройству сложнее лота, что Вы и видите на рисунке. Дощечка с закрепленным на ней лаглинем бросалась в воду. Лаглинь с вертушки сматывался рис.6. Одновременно запускались песочные часы. На лаглине через примерно 14,6 метров были завязаны узлы. Песочные часы были рассчитаны на 30 секунд. Если скорость корабля была такой при которой расстояние между двумя узлами лаглиня он проходил за 30 секунд, то? То это значит что за час он пройдёт одну милю. Отсюда и пошла мера скорости — УЗЕЛ. Один узел, это одна МИЛЯ в час, рис.7.

Конечно спутниками мореходов были и подзорная труба и часы и компас рис.3! Кстати, компас от итальянского, compasso — спутник!


Рецензии