Струны понимания. Глава 99

1. В этой главе мы продолжим разбор пятого смыслового фактора "лестница" (03005) софрономной контекстной модальности (03). Как и в предшествующих главах мы будем рассматривать этот фактор на материале символики библейских текстов, в данном случае прежде всего Притчей Соломоновых и книги пророка Иеремии. Это разумеется не означает, что эти факторы можно обнаружить только в Библии, вовсе нет, их можно исследовать в русле совсем иных культурных традиций, а также внутри повседневной действительности современного общества. Мой выбор библейской традиции, как исходной точки отсчета для такого исследования, обусловлен личными обстоятельствами и интересами с одной стороны и пониманием важности библейской традиции внутри европейского культурного проекта, а также убеждением, что духовный потенциал этой традиции далеко не исчерпан, с другой.

2. Я закончил прошлую главу указанием на то, что мы будем рассматривать не лестницу социальных статусов вдоль дифференциальной полувертикали НВ, а лестницу духовного развития вдоль центральной оси CGB софрономики ICMB, то есть вдоль правой имманентной идиографической вертикали CGB, соединяющей нижнее правое контекстное поле автономной личности С с средним правым боковым контекстным полем "своих" G и с верхним правым боковым контекстным полем совершенных жизненных форм/обычаев/традиций/установлений В.

3. Легко заметить, что В эта та верхняя точка, в которой обе "лестницы": духовная/имманентная СВ и социальная/дифференциальная НВ (где Н это нижнее центральное контекстное поле объектов/ценностей)соединяются. Они действительно тесно связаны в особенности внутри одной из важнейших парадигм библейской идентичности, а именно патриархально домашней авторитарно иерархической проксимономики НВС. Однако проксимономика в силу своего двойственного характера может заключать в себе как подлинную, так и мнимую мудрость. Усложнение общественной и культурной жизни неминуемо предполагало необходимость научиться различать между красивой внешней оболочкой мнимой мудрости и ее смертельным содержанием, а также между трудным и полным испытаний путем истинной мудрости и ее жизненной насыщенностью и радостью.

4. Такое различение невозможно было бы сделать, оставаясь в пределах проксимономики НВС и проксимономной тематизации "лестницы" СВ. Однако анализ других тематизирующих эту лестницу парадигм, прежде всего эндономики CBF, формономики CBD и одономики СВА, как мы увидим, дает возможность для такого разграничения. Ну а теперь рассмотрим и сопоставим между собой несколько конкретных библейских текстов. Первый из них это текст 8й главы книги Притчей.

Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?
Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;
она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:
«К вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!
Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму.
Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда;
ибо истину произнесет язык мой, и нечестие — мерзость для уст моих;
все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;
все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.
Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;
потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.
Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.
У меня совет и правда; я — разум, у меня сила.
Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;
мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;
богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;
плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.
Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,
чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю.
Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.
Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:
тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время,
веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.
Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!
Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.
Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!
Потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь и получит благодать от Господа;
а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все, ненавидящие меня, любят смерть».

5. Мудрость здесь находится в верхнем правом контекстном поле В Жизни, то есть совершенных жизненных форм и связанного с ними благополучия: "кто нашел меня нашел жизнь". Ее присутствие в этом поле связано с ее исходным положением при сотворении всех земных форм, как таковых: "когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли; тогда я была при Нем художницею". Но каким образом в данном случае тематизирована лестница CGB, то есть путь к мудрости из нижнего правого контекстного поля автономной личности С?

6. Заметим, что мудрость в данном случае связывается прежде всего с справедливостью и правосудием (левое верхнее контекстное общих принципов А истины и справедливости и ведущая к нему из С нормативная диагональ СА): "Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю." Изобилие и благополучие (существенное благо) таким образом связаны с одономной (от греческого слова odos  путь) парадигмой идентичности САВ.

7. Именно одономная тематизация "лестничной" линии СGВ, приоритизирующая справедливость и правосудие (СА), наряду со смежной полугоризонтальной социономикой САЕ, предполагающей милосердие и сочувствие по отношение к "чужим" Е и отчужденным иноземцам, вдовам и сиротам (ассоциативная полугоризонталь СЕ социономики, где Е левое среднее боковое контекстное поле "чужих"),  оказывается условием безопасной жизни населения С/G в стране и и сохранения "своих" (GB) совершенных религиозных жизненных форм (храмовое богослужение) в верхнем правом контекстном поле В в следующем тексте из начала седьмой главы книги пророка Иеремии.

1. Слово, которое было к Иеремии от Господа:
2. стань во вратах дома Господня и провозгласи там слово сие и скажи: слушайте слово Господне, все Иудеи, входящие сими вратами на поклонение Господу.
3. Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте.
4. Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень».
5. Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его,
6. не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете вослед иных богов на беду себе, —
7. то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов.
8. Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы.
9. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите вослед иных богов, которых вы не знаете,
10. и потом приходите и становитесь пред лицом Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости.
11. Не сделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь.
12. Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля.
13. И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Господь, и Я говорил вам с раннего утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали, —
14. то Я так же поступлю с домом сим, над которым наречено имя Мое, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как поступил с Силомом.
15. И отвергну вас от лица Моего, как отверг всех братьев ваших, все семя Ефремово.(Иеремия 7:1-15)

8. Итак в обоих текстах совершенные жизненные формы В не являются самодостаточными, их эффективное присутствие зависит от полугоризонтальной/горизонтальной тематизации линии CGB(одономика и социономика), а тех, кто вместо этого уповает на зауженную полувертикальную тематизацию CGB например в рамках эндономики CFB (где F это центральное верхнее контекстное поле субъекта власти, например царя), где нет места справедливости, а вместо нее преобладает богатство, могущество и стремление к "красивой жизни" и престижу, ждет жестокое разочарование и посрамление.

9. Вот еще один текст из той же книги Иеремии на эту тему.

1. Так сказал Господь: сойди в дом царя Иудейского и произнеси слово сие
2. и скажи: выслушай слово Господне, царь Иудейский, сидящий на престоле Давидовом, ты, и слуги твои, и народ твой, входящие сими воротами.
3. Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы и невинной крови не проливайте на месте сем.
4. Ибо если вы будете исполнять слово сие, то будут входить воротами дома сего цари, сидящие вместо Давида на престоле его, ездящие на колеснице и на конях, сами и слуги их и народ их.
5. А если не послушаете слов сих, то Мною клянусь, говорит Господь, что дом сей сделается пустым.
6. Ибо так говорит Господь дому царя Иудейского: Галаад ты у Меня, вершина Ливана; но Я сделаю тебя пустынею и города необитаемыми
7. и приготовлю против тебя истребителей, каждого со своими орудиями, и срубят лучшие кедры твои и бросят в огонь.
8. И многие народы будут проходить через город сей и говорить друг другу: «за что Господь так поступил с этим великим городом?»
9. И скажут в ответ: «за то, что они оставили завет Господа Бога своего и поклонялись иным богам и служили им».
10. Не плачьте об умершем и не жалейте о нем; но горько плачьте об отходящем в плен, ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей.
11. Ибо так говорит Господь о Саллуме, сыне Иосии, царе Иудейском, который царствовал после отца своего, Иосии, и который вышел из сего места: он уже не возвратится сюда,
12. но умрет в том месте, куда отвели его пленным, и более не увидит земли сей.
13. Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его,
14. кто говорит: «построю себе дом обширный и горницы просторные», — и прорубает себе окна, и обшивает кедром, и красит красною краскою.
15. Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо.
16. Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь.
17. Но твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти и к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие.
18. Посему так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском: не будут оплакивать его: «увы, брат мой!» и: «увы, сестра!» Не будут оплакивать его: «увы, государь!» и: «увы, его величие!»
19. Ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима.
(Иеремия 22:1-19)

10. То же самое относится к комбинации полувертикальной эндономики CFB со смежной и тоже полувертикальной парадигмой хрематономики CFH (где Н нижнее центральное контекстное поле ценностей, название происходит от греческого слова chremata богатство) алчности и корыстолюбия. Тематизация центральной оси CGB парадигмы мудрости софрономики ICMB с помощью этих двух парадигм хрематономики/эндономики расценивается как ложная, лжеименная пустая мудрость в нижеследующем отрывке из 8й главы книги Иеремии:

"6. в своем нечестии, никто не говорит: «что я сделал?»; каждый обращается на свой путь, как конь, бросающийся в сражение.7. И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня.8. Как вы говорите: «мы мудры, и закон Господень у нас»? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь.9. Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их? 10. За то жен их отдам другим, поля их — иным владетелям; потому что все они, от малого до большого, предались корыстолюбию; от пророка до священника — все действуют лживо.11. И врачуют рану дочери народа Моего легкомысленно, говоря: «мир, мир!», а мира нет.12. Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, они нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут они между падшими; во время посещения их будут повержены, говорит Господь.(Иеремия 8:6-12) Ср. 9ю главу Иеремии: "23. Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим.24. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь."(Иеремия 9:23,24)

11. Попробуем теперь осмыслить основные черты этого символического комплекса, используя следующую небольшую притчу, навеянную моим личным опытом с тропой, ведущей на Рокский перевал на Кавказе(я рассказываю об этом опыте в первых главах этой книги).

12. Представим себе, что три друга оказались в небольшом поселке у подножия высокого горного хребта.Им нужно попасть на другую сторону хребта, чтобы взять в городе важную посылку. Почта не работает, самолеты не летают (в области глубинных общественных закономерностей наше понимание находится на элементарном уровне и технологии там места нет). На перевал есть два пути: один из них это крутая автодорога, но наверху находится военная застава, которая собирает с проезжающих машин огромную пошлину, а порой и вовсе их не пропускает. Другой путь это узкая пешеходная тропа, но о ней известно очень мало.

13. Дело в том, что в течение ряда поколений люди пользовались большой дорогой. Но так случилось, что благодаря войнам, а также жадности и своекорыстию правящей верхушки возможность добраться на другую сторону перевала по этой дороге теперь почти полностью утратилась.

14. Три друга решили обсудить эту ситуацию и свои предложения насчет того, как решить проблему. "Я думаю, что надо все таки ехать по дороге, сказал первый из них, который имел машину и был сравнительно богат. С солдатами наверху я как нибудь договорюсь."

15. "Что такое хребет сказал второй. Это просто гигантский забор. У меня есть крючья, веревки и прекрасная длинная и легкая алюминиевая лестница, с помощью которой я не раз перелезал через высокие заборы. Незачем искать давно забытую тропу, будет гораздо быстрее, если просто залезть по склону".

15. " Надо внимательно осмотреть местность и тропы, сказал третий, и составить карту. А также стоит расспросить стариков о том, не помнят ли они, чтобы кто нибудь поднялся на перевал по этой тропе. Может быть они хотя бы приблизительно представляют себе, где находится ее начало."

16. Поскольку договориться между собой они никак не могли, каждый из них взялся осуществить собственный план. Первый друг поехал на перевал на машине. К сожалению на особенно крутом участке подъема его машина заглохла и вернуть ее к жизни ему не удалось. Он вынужден был бросить машину и пешком вернуться в поселок.

17. Второму другу повезло еще меньше. Начав карабкаться по скалам с помощью своей лестницы он упал и чуть не разбился насмерть, сломав себе ногу. К счастью его подобрал пастух и люди принесли его в поселок на лечение.

18. Третий друг провел в поселке несколько недель. Каждый день он производил неформальную съемку местности, изучал тропы и расспрашивал людей о том, не знают ли они о том, где начинается та тропа, которая ведет к перевалу. Наконец ему удалось найти ее. Она была заброшена и заросла травой. Но как любая хорошая горная тропа и дорога она двигалась скорее горизонтально, чем вертикально. Длина почти горизонтальных серпантинов соотносилась с высотой подъема как 8:1. Наш герой придерживался того же принципа на нескольких участках, где тропа была совсем разрушена. После многих усилий он сумел перейти по ней перевал, спустился в город и вернулся со своей посылкой.

19. Как мы видим и в библейских текстах, осмысленных с помощью контекстограммы, и в этой притче горизонтальность и полугоризонтальность СА целостного, не зауженного или расщепленного смыслового диапазона АВ и его коммуникативного продолжения внутри социономики САЕ (и прежде всего входящей в нее ассоциативной полугоризонтали СЕ), преобладает над вертикальным подъемом CGB. Наоборот в манипулятивных инструментальных прочтениях мудрости через полувертикальные эндономику и хрематономику вертикальность преобладает над горизонтальностью. Однако это достигается за счет устойчивости, так что предпочтение легкого, удобного и красивого полувертикального "крутого" варианта полугоризонтальному истинному, милосердному и справедливому неизбежно кончается личным и общественным крахом и порой трагедией. Можно сделать вывод о том, что внутри подлинной, а не манипулятивной мудрости вертикальный/полувертикальный привативный/обособительный разум должен соотноситься с горизонтальным/полугоризонтальным коммуникативным/сообщительным разумом примерно как 1:8. 

20. К аналогичным выводам можно прийти, если внимательно разобрать историю Давида, соблазнившегося (эндономика) прекрасной Вирсавией, женой несчастного Урии Хеттеянина, которого Давид, злоупотребив своей инструментальной вертикальной/полувертикальной властью (распорядительная полувертикаль FD), "убрал" с дороги (параномика ВFD), нарушив нормы справедливости. Несмотря на его искреннее покаяние Давида ждала связанная с этим случаем "кармическая" трагедия в виде восстания против него любимого сына прекрасного и вероломного Авессалома (эндономная парадигма красоты СBF, как внешнего прочтения совершенства жизненных форм в контекстном поле В) и его последующей гибели. Те из моих читателей, которые хотят ознакомиться с детальным контекстным анализом этой истории могут обратиться к моей книге Свиток и сапог.


 


Рецензии