Александр Дюма

Меня всегда удивляло, что человек "заказавший" собственную жену, считается идеалом рыцарственности, образцом для юношества. Да и три его друга не многим
лучше. Дюма, конечно, в этом не виноват: он описал своих героев такими, какими их видел; а вот читатели, критики и педагоги очень уж занизили планку, приняв
их за "положительных". В Остапе Бендере обаяния не меньше, чем в д'Артаньяне, но все-таки читатели относятся к нему более адекватно.

Я прочитал "Графа Монтекристо" в 20 лет. Единственное, что мне понравилось - одно меткое наблюдение автора: разоряемый графом враг поначалу охотно всем
жалуется на свои убытки, но когда убытки становятся катастрофическими, он, напротив, начинает их скрывать. Мой друг сказал: это буржуазная эпоха, она по
сути неинтересна; а ты почитай "Три мушкетера"! Я прочитал...
Возможно, я открыл для себя Дюма слишком поздно. Впрочем, в каком-то смысле я открыл его раньше: в 14 лет я с интересом прочитал "Три Дюма" Андре Моруа.
А еще раньше - тоненького адаптированного "Графа Монтекристо" на французском языке. И еще со школьных времен мне запомнился комментарий к "Истории моего
современника" Владимира Короленко (издание, кажется, довоенное): "Дюма - бульварный буржуазный писатель, делавший свои романы при помощи штата сотрудников".

Давно хотел написать о своем удивлении пьедисталу, на который возвели героев Дюма. И вдруг мне попал гораздо более остроумный ответ этому автору: некто
Михаил Сидорович написал в основном на сюжет "Трех мушкетеров" великолепный приключенческий роман, где оценки перевернуты, восстановлена справедливость:
д'Артаньян отвратительный, Атос не многим лучше, Партос не столь отталкивающий, хотя и он - не образчик доблести. А в центре повествования леди Винтер,
ее жизнь подробно описана с самого детства, и читатель с несомненной симпатией следит, как обездоленная девочка превращается в супермена. Ей, правда, иногда
приходится совершать не очень благовидные поступки (и чем дальше, тем чаще); но она раздумывает над моральной стороной происходящего и отказывается идти
наперекор совести, чего бы ей это ни стоило.

Вот ссылка: Михаил Сидорович. ПРАВДА С ПОДВОХОМ.
http://proza.ru/2014/10/27/459
Михаил Сидорович - достойный продолжатель линии врачей-писателей в русской литературе!

(Опубликовано в Живом Журнале 7 ноября 2016)


Рецензии