Джонатан Эдвардс и использование нашего времени

ДЖОНАТАН ЭДВАРДС И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Стив Лоусон
С сокращениями

Мы хотели бы сосредоточиться здесь на Джонатане Эдвардсе и, в частности, на резолюциях, которые он писал будучи молодым человеком 18-19 лет. Позвольте мне начать, просто поставив Эдвардса на достойное его место в горах церковной истории.  Мартин Ллойд-Джонс сказал: "Позвольте мне сравнить пуритан с Альпами, Лютера и Кальвина с Гималаями, а Джонатана Эдвардса с Эверестом".  Это довольно спокойное заявление об Эдвардсе. Он  кажется мне человеком, наиболее подобным апостолу Павлу. По сути Эдвардс встал на плечи Лютера, Кальвина и реформаторов, пуритан, таких, как Джон Оуэн, Томас Уотсон и другие великие богословы, и поднялся еще выше их. И он прошел весь путь к вершине горного хребта, как он есть, и составил ясное представление о Боге, систематическом богословии и внутреннем единстве и целостности Писания.
Поэтому я думаю, что окинуть взором Эдвардса - задача более чем стоящая. И то, что я хочу объяснить вам, довольно ясно: есть причина, по которой я убежден, что Бог широко использовал дело Эдвардса. Я согласен, что он был величайшим американским служителем, когда-либо жившим на нашем континенте. Он является, пожалуй, величайшим проповедником за последние три столетия. Его называют величайшим богословом и философом, и даже лучшим писателем, когда-либо жившим на американской земле.  Роберт Спраул считал, что "Свобода воли" - величайшая из всех американских книг.  Эдвардс, конечно же, прочел величайшую  проповедь, когда-либо прочитанную на этой земле: "Грешники в руках разгневанного Бога". Удивительная вещь, что все эти линии пересекаются в одном человеке. Величайший писатель, величайший философ, величайший пастор, величайший богослов, величайший проповедник, величайшая книга, величайшая проповедь. Все это не просто так, потому что вообще ничто не происходит просто так. Суверенитет Божий есть во всех вещах. Но Джонатан Эдвардс, когда ему было 18 лет,  наметил курс, по которому он следовал до конца своей жизни.
Джонатан Эдвардс быд обращен по благодати Божией в возрасте 17 лет. В следующий год он стал временным пастором в церкви, которая сегодня в самом центре Нью-Йорка, на Уолл-Стрит. Это была шотландская пресвитерианская церковь, в которой произошло разделение. Он вырос в доме пастора-пуританина и, как только он был спасен, его сердце преисполнилось благодарности Богу за то, что он обрел Его жизнь. И в 18 лет он стал пастором в центре Нью-Йорка. Он продолжал писать магистерскую диссертацию. Свою работу, давшую ему звание бакалавра, он завершил в Йеле. И когда в 18 лет он начал служение, в его душе было глубокое убеждение и забота о том, что он будет верен Богу, что он не упустит данных ему возможностей и будет проводить в святости каждый миг своей жизни. Поэтому Джонатан Эдвардс сел и написал то, что стало известно как его "Резолюции". В течение следующих полутора лет он написал около 70 резолюций. Они были похожи на цепь высказываний. Почти все они начинались со слова "Решено!" - а дальше следовало заявление о том, что было укоренено в Слове Божием.
Резолюции Эдвардса были начаты с преамбулы. Она представляет собой короткий абзац из двух предложений в начале резолюций, и она очень важна, ибо в ней Эдвардс заявляет, насколько зависим он от благодати Божией чтобы иметь возможность выполнять эти резолюции. Он не думал освятиться, вытаскивая себя за волосы из болота. Он полностью зависел от благодати Божьей, служения Святого Духа и Божия благоволения в его жизни. В преамбуле говорится: "Учитывая, что я ничего не могу сделать без Божьей помощи, как сказал Иисус в Иоан.15.5: "Без Меня не можете делать ничего", и осознавая это, я смиренно прошу у Бога милости, чтобы я мог соблюсти эти резолюции, насколько они угодны Его воле во Христе".   
 Сказав это, он начал писать свои резолюции. Первые четыре из них направлены и указывают на славу Божию. В порядке этих резолюций нет каких-либо причин или рифм. В основном они перемешаны вместе, за исключением начала, в котором Эдвардс закладывает тот фундамент, что вся его жизнь должна быть направлена на стремление к славе Божьей.  Это явный результат изучения им Вестминстерского Исповедания и катехизисов, учения реформаторов и пуритан, которое было буквально пропитано славой Божией. Он читал "Наставление" Кальвина, которое начинается с познания Бога и человека. Он погружался также в Вестминстерский катехизис, начинающийся с вопроса: "Какова главная цель человека?  Прославлять Бога и наслаждаться им вечно". Так как Эдвардс взялся за перо в 18 лет (НЕВЕРНО, годом раньше! - Пер.), позвольте мне прочесть часть этих резолюций, чтобы  сосредоточить внимание на славе Божьей.
"1. Решено! Я буду делать все, что, как я полагаю, наиболее способствует славе Божьей".  Здесь Эдвардс отметил поиск Божьей воли и славы как ключевую цель своей жизни. Что принесет Богу наибольшую славу? Что я должен делать с моей жизнью? Где и как я должен жить? На ком мне жениться? Какие усилия я должен предпринять? Фундаментальный базовый принцип Эдвардса в том, что при всех решениях, на любых поворотах жизненного пути или распутьях, которые лежат перед нами, ответ должен быть простым: следует делать то, что больше прославит Бога.
"2. Решено! Постоянно прилагать усилия, чтобы найти некоторые новые средства и предложения для продвижения вышеупомянутого". По сути Эдвардс говорит: если я на пути поиска славы Божией, то что в моей жизни должно быть такого, что позволит продвинуться на этом пути к Его славе? Какие начинания или изыскания я могу предпринять?  Какое служение я начну? Ответ и здесь: все это должно быть для того, чтобы больше прославить Бога.
"3. Решено! Если я буду падать, уставать или унывать, когда мне не удается соблюсти какую-то часть этих резолюций, я сразу раскаюсь во всем, о чем буду помнить".  Итак, если в какой-либо момент у нас будет расти усталость или утомление и мы станем теплохладными в поиске славы Божией, надлежит немедленно раскаяться в этом, и отвернуться от всего того, что мешает быть ревностным в поиске этой славы.
"4. Решено! Никогда не совершать какое-либо дело, будь то в душе или теле, меньше или больше, кроме того, что способствует славе Божией". Вот человек, который поистине озабочен славой Божьей! Дж.И. Пакер пишет об этих первых четырех резолюциях: "Он поставил Бога в центр всего, сосредоточился на Боге, был опьянен Богом и восхищался Им. Каждый день с утра до ночи он стремился жить в сознательном общении с Богом". В 1 Кор.10 нам повелевается? "Едите ли, пьете или что другое делаете - делайте во славу Божию". Эдвардс желал прославить Бога явно больше, чем мы с вами.   
Резолюция 63 вводит в шок и трепет. Она невероятна. Вот что говорит Эдвардс: "Решено! Если бы на всей земле в каждом поколении был лишь один настоящий христианин, во всех отношениях соответствующий этому наименованию, в котором христианство всегда сияло бы подобно светильнику, и который был бы образцом совершенства и добродетели, с какой стороны на него ни посмотри; так вот, если бы был лишь один такой человек, стараться изо всех сил, чтобы в моем поколении это был я". Вы понимаете смысл этих слов? Я хочу, чтобы вы подумали об этом. Такое мог сказать только один из сильнейших христиан на земле. По сути Эдвардс сказал: цель моей жизни - быть именно таким человеком. Кто-то может сказать: но это же дерзость! Возможно, вы худший христианин в своем поколении. Думали ли вы вообще о том, чтобы прославить Бога? Может быть, это у вас все стоит с ног на голову? Может ли кто-то из нас сказать: Боже, я хочу, чтобы в моем поколении христианство больше всего сияло именно в моей жизни, прославляющей Бога?
Эдвардс писал такое в 18-19 лет. Я лично в этом возрасте просто гонял в футбол. Он хотел быть лучшим, самым совершенным христианином в своем поколении. И, прокладывая жизненный путь по этим резолюциям, он, похоже, этого достиг. В моей книге по резолюциям Эдвардса я разделил его решения согласно вопросам, которыми он занимался. Есть множество вопросов, которые он охватил в них, и они касаются всей полноты христианской жизни. Время не позволяет мне сделать обзор всех 70 резолюций. Что я хочу сделать сейчас - так это выделить один кусок пирога и просто сосредоточиться на одной области его резолюций, касающихся критически важной сферы христианской жизни. 
 Теперь этот предмет может несколько удивить вас. Если Эдвардс хотел жить для славы Божией и быть лучшим христианином в его поколении, он хотел сделать так в повседневной христианской жизни. Он сказал: я хочу жить в перспективе вечности. Но чтобы жить с точки зрения вечности, нужно знать три вещи, которые должны осознаваться в нашей жизни постоянно, ежедневно: скоротечность жизни, неотвратимость смерти и необратимость вечности. В другом месте Эдвардс сказал: "Боже, положи печать вечности на мои глаза". Это было то же самое, хотя и в иных выражениях, как и его стремление жить в перспективе вечности. Я хочу жить так, чтобы не быть замкнутым на банальных, тривиальных вещах из этой временной жизни и мира, как будто это все, что есть. Если я хочу подняться выше, подняться над временным к вечности, от жизни видимым к невидимому, если я должен сейчас считаться с тем, что будет навсегда,  то я должен иметь эту вечную перспективу. Это то, что все мы здесь сегодня должны делать. Мы должны жить для вечности. Что я делаю прямо сейчас, как это отразится на вечности? И поэтому Эдвардс написал несколько резолюций, которые касаются времени, ибо он уже сталкивался со смертью и имел дело с вечностью.
Эдвардс понимал, что время является очень ценным товаром. Что он извлек из этого? Он понимал, что если он начнет просто тратить и упускать свое время, он может не прославить Бога. Поэтому в Резолюции 5 он пишет: "Решено! Не терять ни единого момента жизни, но извлекать из всякого мгновения максимально возможную пользу". Сколько вы знаете людей, которые реально так решили? Сколько людей вы знаете, которые на самом деле серьезно, целенаправленно живут христианской жизнью и которые не похожи на волны моря, что мечутся туда-сюда? Сколько людей вы знаете, что не идут по пути наименьшего сопротивления, но по пути наибольшего сопротивления до такой степени, что они поместили вечность в самый центр своей жизни? Джонатан Эдвардс решил именно так. Он не мог позволить себе обращаться с временем вольно, разбрасываться им. Он  должен был установить приоритеты для своей жизни, и его приоритеты диктовали ему решения, которые он принимал. 
Эдвардс понял, что он сможет прославить Бога в этой жизни лишь за определенное время, которое Бог отпустил ему на этой земле. Поэтому время не просто драгоценно - оно бесценно, как жидкое золото, и нельзя терять, нельзя транжирить ни один момент времени, ибо лишь правильное и наиболее эффективное использование нашего времени позволит нам прославить Бога. Если я использую свое время мудро - я могу славить Бога, Который мне его предоставил. Эдвардс где-то сказал: "У меня слишком мало времени, чтобы его терять". Богатство можно потерять, а потом нажить вновь - но не время. Однажды утраченное и потерянное, оно не может быть заменено.
Джонатан Эдвардс имел высокий взгляд на суверенитет Бога, и он понял очень простую истину, которая заключается в том, что количество дней, минут и секунд, которые отпущены нам на земле, суверенно предначертано Богом. Еще до основания мира Бог определил момент моего рождения и момент моей смерти. И все что между ними - это то, что Бог суверенно предназначил для меня, чтобы я жил, и это самое мудрое, идеальное количество дней, которые могут быть выбраны для меня. "Дни мои определены. и месяцы мои у Него" (Иов 14.5). Бог установил границы, которые нам не прейти. Псалом гласит: "Научи нас так счислять наши дни, чтобы мы обрели сердце мудрое (90.12 KJV).  Бог исчислил наши дни, и мы должны быть мудры, чтобы считать их. "В Твоей книге  были написаны все дни, для меня назначенные, когда еще не было ни одного из них" (Пс.139.12).  Бог определил время, которое мы должны жить на этой земле. Поэтому мы не вправе тратить ни секунды с любым другим намерением и целью, кроме прославления Бога по максимуму.
Пойдем дальше.  Эдвардс правильно понял, что у Бога не только предопределено и предписано определенное количество дней, но, выделяя нам время, Он обозначил также возможности делать то, что Он поручил нам делать, так что мы должны  уловить момент, когда эти двери распахиваются. В них нужно войти за определенное время, ибо позже они будут закрыты. Еф.5.16 делает это очень ясным. Одна из самых мощных проповедей Эдвардса была произнесена именно на этот текст, и я еще скажу о ней. Еф.5.16 говорит, что мы должны делать большую часть нашего времени. Время здесь в оригинале - это не хронос, а кайрос, что означает возможность, неизменный промежуток времени, что у нас есть, и в который нам дана от Бога возможность что-то сделать для Него. Мы часто называем это предназначением. Бог дал нам конкретный промежуток времени, чтобы мы могли сделать то, что прославит Его, и эти открытые двери скоро закроются.  "Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко" (Ис.55.6). "Господи, моя молитва Тебе вовремя" (Пс.32.6 KJV). Пусть же все благочестивые молятся Ему в то время, когда Его можно найти. Бывают времена, когда Бог может быть найден, и есть времена, когда Его не найти, когда Он далеко. В Лк.4.13 сказано, что у сатаны было время искушать Христа в пустыне, и лишь потом оно сменилось временем более благоприятным.  В вашей жизни может быть благоприятное время, чтобы делать определенные вещи, для которых в другой момент времени не будет. Вы можете уделить своим детям время, которого в следующем году не будет, и меньше они тоже не станут.
Мы должны воспользоваться моментом. Эдвардс понимал это. И поэтому он был даже в юности одержим мыслью,  что он должен выиграть время, он должен воспользоваться моментом, он должен жить каждый день, зная, что у него нет времени, которое можно транжирить. Таков был темп его жизни, ибо он знал,  что он должен делать дела Божьи пока еще день, ибо, когда наступает ночь, никто не сможет работать. Вы чувствуете в своей жизни эту перспективу вечности? Вы просыпаетесь, чувствуя, что это день, что сотворил Господь, и что мы должны радоваться этому дню? Что Бог определил для вас что-то, что вы должны сделать? Что в каком-то смысле ваша судьба решается каждый день и каждую минуту? Вы могли бы сказать Богу: Господи, положи на мои глаза печать вечности? Пусть это будет существенно влиять на использование вами  своего времени. На то,  как много вы смотрите телевизор, сколько и когда вы спите, когда вы просыпаетесь, сколько читаете Библию, молитесь, делитесь своими убеждениями.  У нас очень мало времени. Эдвардс сказал в своей резолюции, что он хочет использовать его самым полезным способом. Он понимал, что он должен быть максимально серьезным, очень вдумчивым, всматриваясь в то, как улучшить использование своего времени.
В Еф.5.15-16 сказано: "Поэтому будьте осторожны, не ходите как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы". Глагол "дорожить" буквально означает "искупить время". Допустим, мы идем на рынок и там продается то, что не будет продаваться позже.  И если вы собираетесь приобрести этот товар, вы должны купить его сейчас, и по той цене, по которой он есть. Здесь надо выбирать. Вы не сможете прийти еще раз через неделю и ожидать, что у вас снова будет  возможность приобрести этот товар. Нельзя медлить, нельзя откладывать. Надо решать. Экономьте время, ибо потом его не будет. Время обманчиво. И Эдвардс понял, что эти двери будут распахиваться не всегда, и когда они еще открыты, он должен прийти и воспользоваться отпущенным временем.
Так в студенческие годы я просто хотел убить время. Я думаю, что есть много людей, которые идут по жизни таким образом. Они просто убийцы времени. И было бы неплохо, если бы они просто убивали свое время. Но они хотят убивать время других людей. Не отнимаете ли и вы у других людей их максимальные возможности, чтобы прославить Бога и быть продуктивными в поисках того, что Он дал нам? Это не значит, что вы не должны знать ни минуты покоя. В Писании есть принцип субботы. Мы должны отдыхать, и такая необходимость есть для всего творения. Мы не можем жить на бегу каждый миг. Это как подчеркивать каждую строку: тогда точно ничего не выделишь. В жизни есть приливы и отливы. Но я хочу сказать вам следующее: у вас не так много времени на этой планете, дышать Божьим воздухом и пить Божию воду и выполнять волю Бога, и ради Бога вам лучше сделать то, что Он призвал вас делать! Если Он призвал вас на служение, то идите! Если дано время сделать шаг вперед и идти в определенном направлении, то надо следовать воле Божьей в вашей жизни! Есть не так много времени, чтобы сделать это.
Теперь я хочу обсудить еще одну резолюцию. "7. Решено! Никогда не делать того, что я побоялся бы делать в последний час моей жизни!". Эдвардс решил жить, как сказал Бакстер, мы должны проповедовать: как умирающий человек умирающим людям, или никогда больше не проповедовать. Эдвардс определил, что он хотел бы обратить внимание на конец его жизни, а затем вернуться и больше не делать ничего того, что он не решился бы делать в свой последний час. Изучая Евангелие, он понял, что Сам Христос знал время конца Своей жизни: "Мой час еще не пришел" (Иоан.2.4). Он знал, что придет время, когда Он должен будет закончить все, что Бог повелел Ему сделать, и что Он на пути, который приведет к этому итогу, и Он всегда сосредотачивал Свой взор на этом последнем часе Своей жизни. В Иоан.7 Его час еще не пришел. В Иоан.12.27 Он молится: "Отец, спаси Меня от часа сего, но для этой цели Я пришел в этот мир" (KJV).  В Иоан.17.1 Он воззвал: "Отец, настал час. Прославь Своего Сына, чтобы и Сын мог прославить Тебя". Наконец, Иоан.19.30: "Совершилось!". В Его жизни не было хаоса, метаний, просьб позволить попробовать что-то другое. Нет, Он по-человечески очень зрело смотрел на Свою жизнь,  Он видел Свой путь и не хотел смотреть ни направо, ни налево, ни на других, которые бежали рядом с Ним по поприщу жизни. Его взор был сосредоточен на конце пути, на последнем часе. И всю Свою жизнь Он готовился к этому часу, чтобы умереть мирно и без сожалений о том, что Он чего-то не сказал или не сделал, не выбрал или не закончил какого-то начинания. Нет, когда Он действительно пришел к концу Своей жизни, Он воскликнул: совершилось!  Можем ли мы умереть, как наш Господь, действительно поставив Божью волю в самый центр нашей жизни? Можем ли решить никогда не делать того, что побоялись бы делать в свой последний час? Мы не знаем, придет ли он через год, через десять лет, месяц или день.  Кто знает, какие обстоятельства будут? Кто знает, где, что будет, когда это будет и как? Но если Господь не вернется раньше, этот день отмечен Богом для вашей жизни. И вы должны сосредоточиться и подумать об этом дне. Только так вы сможете умереть без сожалений. Тот выбор, что вы сделаете сегодня, те решения, которые вы примете, повлияют на путь, который приведет вас к этому последнему дню.
Посмотрим теперь на Резолюцию 10. Хорошо бы, чтобы она укоренилась в вас. Это решение, которое принял 18-летний юноша, принимают не многие люди, которым за 60 и за 70 лет, и это действительно была мудрость не по годам. "Решено! Когда я чувствую боль, вспоминать о мучениях и об аде". Если вы собираетесь жить с перспективой вечности, то, когда вы сталкиваетесь с разочарованием, с трудностями, с проблемами и скорбями, вы должны иметь правильную перспективу. Мы склонны переоценивать наши беды. Нам кажется, что они растут и растут, что они наваливаются, тормозят, запугивают, а то и парализуют нас.  И они заставляют нас быть эгоистичными, а тем самым побеждают нас, ибо провоцируют жалость к себе в нашем сердце. Но Эдвардс решил: если я хочу правильно использовать время, я должен думать о мучениках и о грешниках в аду! Вспомните тех, кого описывает Фокс в "Книге мучеников", когда их сжигали заживо за веру в Господа Иисуса Христа и за свидетельство Евангелия. По сравнению с ними мы очень благополучные люди.   Семь лет назад я был вынужден уйти с поста пастора. Это был очень болезненный опыт. Это публичное унижение: семья, друзья, враги, недруги, газета, телевизор. Это очень болезненная вещь: выйти на кафедру, прочесть свою последнюю проповедь, потом объявить о своей отставке и выйти из здания. Но все познается в сравнении.  И вот я читаю о марианских мучениках в английской Реформации. О людях, которые проповедовали то, что проповедую я, но которых за это привязывали к столбу и сжигали живьем. В тот день, когда я вышел на улицу, сын отвез меня на машине домой, у меня было жилье и была еда, и на следующий день я играл с сыновьями в гольф. Я никогда не переживал того, что было тогда. У меня есть портрет Джона Роджерса - первого мученика, сожженного в 1555 году Марией Кровавой за свои евангельские убеждения. Его сожгли посреди Лондона  у его же храма, на глазах у прихожан, чтобы попытаться запугать их всех. "Порази пастыря и рассеются овцы". Когда я читал это решение Эдвардса, я понял, насколько оно мудро. Не многие из нас часто думают о мучениках и об аде. У нас нет болезненных комплексов или желания стать мучеником. Но то, что обычно расстраивает нас, если честно, нельзя даже сравнивать с тем, что пережили эти люди.
Но Эдвардс упоминает не только мучения, но и ад. Теперь позвольте мне напомнить всем, что если бы каждый из нас получил то,  чего мы заслужили, мы все были бы в аду прямо сейчас. Мы по сути были в аду с того момента, как были зачаты и рождены. В тот день, когда мы первый раз согрешили, мы должны были умереть. То, что мы сейчас не в аду и не разделяем мучения проклятых, показывает, что Бог обращается с нами  гораздо лучше, чем любой из нас заслуживает. Это богословская истина. И это помогает поставить все в нужном ракурсе для нашей христианской жизни. Я испытываю и сейчас немало того, что меня тяготит, и порой мой ум сосредотачивается на таких вещах. Но концентрироваться на них - это духовное нездоровье. Мне нужно сосредоточиться на горнем, а не на земном, но также - на душах, которые мучаются в аду уже сейчас, и понять, что все, чем я живу - на самом деле милость по сравнению с положением тех, кто попал в ад. По сути у меня почти нет проблем, и мне не на что жаловаться. У меня также нет причин для того, чтобы жалеть себя или ныть, ставить себя в центр внимания или вешать на других свои проблемы. Я не в аду.   Джонатан Эдвардс 18-летним юношей решил, что он будет думать об аде и о мучениках. И он поставил свою жизнь в правильную перспективу.
Когда я приехал в Лондон несколько лет назад, я приземлился в аэропорту, сел в поезд и поехал на метро, и первым делом мне хотелось попасть на кладбище, где похоронены пуритане. В то время это было за городом. Люди не дали хоронить в черте города Джона Оуэна, Беньяна и многих других.  Я просто хотел поехать на Банхилл-Филдс и постоять с теми людьми, которые были отвергнуты, и многими, кто умер позорной смертью. И оттуда я пошел в больницу св. Варфоломея, где практиковал Мартин Ллойд-Джонс, прежде чем он был призван на служение Евангелия. И на обратной стороне больницы я нашел латунную табличку, которую надо еще постараться найти: "Здесь Джон Роджерс был сожжен на костре с за свою евангелическую веру в Слово Божье и Евангелие Христа". Это были доблестные люди, которые заплатили за свою христианскую веру полную цену. И если мы хотим начать жить духовной жизнью, то давайте скажем себе: когда я чувствую боль, разочарование, уныние - вспомню о мучениках и о мучениях ада!
Позвольте мне, наконец, привести еще Резолюцию 50. "Решено! Поступать так, как это будет выглядеть наиболее подобающим и благоразумным в свете грядущей жизни". Эдвардс хотел, чтобы его нынешняя жизнь была такой, чтобы она имела значение в раю. В моей жизни сейчас должно быть самым важным то, что является приоритетным в небесах, и то, что является главным в раю, должно быть таковым и в моей жизни сегодня. Все, что имеет значение для Бога и Христа в вечности, на небе, вокруг престола Божия, сегодня и навеки,  и будет высшей ценностью в тот день, должно быть, как золото и серебро сегодня в моей жизни. Это то, что говорит Эдвардс.  Кроме того, "мы смотрим не на видимое, но на невидимое, ибо видимое временно, а невидимое вечно". Эдвардс решил прожить свою жизнь таким образом, чтобы быть занятым не видимым, но невидимым, не временным, но вечным, не земным, но небесным. Он хотел, чтобы его жизнь имела значение для Бога. И так он дошел до конца своего земного пути.
Как Эдвардс умер? Как он выглядел в последний день своей жизни? С тех пор он стал величайшим пастором, проповедником и богословом, лучшим писателем Америки. Он достиг этого потому, что не тратил время зря, не вел свободную жизнь и знал, что ему делать. У него была цель, были намерения и были решения. Он стал третьим президентом Принстонского университета, после своего собственного зятя, и как только он занял этот пост, он решил написать "Историю дела искупления". Это должен был быть его magnum opus, как "Наставление" Кальвина. Но через месяц после вступления в должность, 13 февраля 1759 года Эдвардс заболел оспой. Как президент он поклялся показать, что прививка от оспы не причинит вреда. Но увы, случилось обратное. Его горло распухло настолько, что он не мог дышать.   Его жена, Сара, была еще в штате Нью-Йорк, где он учил индейских детей. У его постели в Принстоне оказалась только дочь Люси. Недавно я был в Принстоне и ходил в этот дом, в ту самую комнату, в которой Эдвардс умер. Он сказал: "Дорогая Люси, мне кажется, воля Божия такова, что мне скоро придется покинуть вас. Поэтому передай мою любовь моей дорогой жене и скажи ей, что тот необычный союз, который так долго существовал между нами, был такого характера, что он, я убежден, является духовным и, следовательно, будет продолжаться вечно. Надеюсь, что она будет рядом со мной на Великом суде и радостно подчинится воле Божией. И поскольку моим детям теперь придется остаться без отца, я надеюсь, что это побудит вас искать Отца, Который никогда не покинет вас".
Джонатан Эдвардс провел всю свою сознательную жизнь ради этого момента. Когда он пришел к концу своей жизни,  он не был человеком, который ругался, бушевал и боялся назначенного ему времени. Он готовился к этому дню с 18 лет. Он внезапно умер 22 марта 1759, в возрасте 55 лет, лишь два месяца спустя после того, как он возглавил Колледж Нью-Джерси.
Узнав о смерти Джонатана, Сара, еще в Стокбридже, пакуя свои вещи, написала своей дочери Эстер записку: "Что я могу сказать: святой и благой Бог накрыл нас темным облаком. Мы можем лишь поцеловать Его жезл и положить наши руки на уста.  Господь сделал это. Он заставил меня ценить Его благость, которую мы вкушали так долго. Но мой Бог жив, и Он в моем сердце. О, какое наследство мой муж, и твой отец, оставил нам! Мы все отдали Богу, и мою любовь тоже. Ваша любящая мать, Сара Эдвардс". Вскоре после приезда в Стокбридж вместе с семьей она умерла сама, а потом умерла и Люси, в считанные месяцы. И если вы поедете сейчас на Принстонское кладбище, то увидите рядом могилы Джонатана и Сары Эдвардс. Оба они жили, наметив свой путь до кончины и решив вполне использовать  время, которое было дано, чтобы жить каждый момент каждого дня в погоне за славой Бога.
Как вы используете свои жизни? Сколько времени у вас осталось на этой земле? Как это неопределенно... только Бог знает. Мудро ли вы распоряжаетесь  теми возможностями, которые вокруг вас сегодня? Пусть каждый из нас считает наши дни и просит у Бога мудрого сердца. Давайте помолимся:
Отец наш, Ты суверенно определил, что мы родились в ХХ веке и живем в XXI-м. Ты назначил, кто наши родители, какова наша личность, наше тело, наш пол, наши дары и способности. Ты назначил день нашего обращения. Ты  назначил тех людей, которые будут вокруг нас, чье влияние будет оказано на нашу жизнь, хорошее оно или плохое - Ты уже имел это в виду от вечности.  Ты повелел всему вокруг нас содействовать нам ко благу.  И Ты уже установил конец нашей жизни. Все мы умрем, если Христос не вернется раньше.   И мы должны подготовиться к этому дню. Веди нас шаг за шагом  по этой тропе, пока мы продолжаем свой путь в этом мире. Дай нам, прошу тебя, ощущение краткости нашей жизни, которая все ускоряется, и пусть мы будем стремиться к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Позволь нам пройти предстоящий нам путь и подвизаться не так, чтобы бить воздух. Дай нам посвятить Тебе наше тело, пока оно не придет в негодность. Дай нам не запутаться в грехе. И пусть значение и важность этих истин будут установлены и закреплены в наших сердцах. Пусть мы будем жить как герои прежних времен, как те, кто некогда перевернул мир. Отец, я молю, чтобы ты благословил Своих людей, чтобы они могли быть благословением для многих других, и чтобы Твоя воля достигла многих и изменила множество жизней. Я вверяю их Твоему Слову и Твоей благодати, которая способна освятить их и сделать их сильными. Я молю об этом во имя Иисуса Христа, нашего Господа и нашего Спасителя. Аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии