Гэ Эс Же

 «В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны побережью Черного моря», - с этих слов начинается повесть Алексея Куприна «Гранатовый браслет». Трагичная история о безответной любви заставляет нас, читателей, пересмотреть свои ценности, учит нас бескорыстным чувствам.Но всё-таки следует познакомиться с персонажами повести прежде, чем говорить о её значении.
    Писатель вложил много очарования и простоты как в главную героиню — Веру Николаевну, так и в её сестру — Анну. «Знаешь, чем пахнет морская вода во время прибоя? Представь себе — резедой», - что за прелесть эта Анна! Женственная, живая, немного легкомысленная и мечтательная кокетка Фриессе так отличается от высокой, гибкой, независимой и любезной Веры Николаевны. Одна любит синее беспокойное море, другая — тихий зеленый лес. Одна вышла замуж за глупца, которого презирала и открыто ненавидела, хотя никогда не изменяла ему и имела двух прелестных детей, но больше, по словам самой Анны Николаевны, не хочет; другая — состоит в браке с веселым и умным «Васенькой», от которого страстно желает иметь детей и «чем больше, тем лучше», но, к несчастью Веры Николаевны, детей у неё нет и, как сам она отмечала, никогда не будет. Несмотря на все различия, сёстры не мыслят жизни друг без друга: «Нас ведь только двое на свете».
   Стоит упомянуть и брата обаятельных девушек — Николая, товарища прокурора. Решительный и холостой Николай Николаевич сыграет важную роль в судьбе нашей милой Верочки, но об этом позднее.
   Не забудем мы и о генерале Аносовом, который «как многие глухие, был страстным любителем охоты»; воевал и был ранен; имел успех у женщин в свои годы; а сейчас просто мудрым и заботливым «дедушкой» Веры и Анны.
  Именно он утверждает, что  люди разучились теперь любить, что «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны касаться её», - в диалоге с Верочкой Аносов говорит нам основную мысль повести.
  Получив на именины посылку  от преследовавшего её уже восемь лет неизвестного «Ге Эс Же» - золотой с гранатами браслет и письмо, Верочка рассказывает об этом мужу, дедушке и Николаю. Аносов  пророчествует внучке: «а — почем знать? - может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины?». Меж тем, Николай настроен решительно — отыскать настырного «Ге Эс Же» и потребовать прекратить беспокойство сестры.
  Дальше мы узнаем, что таинственный телеграфист — некий г. Желтков, у которого «глаза блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами». Василий и Николай находят его и объясняются. Желтков пишет последнее письмо предмету своей любви и обещает прекратить писать Вере Николаевне.
  О, какими жертвенными чувствами и, действительно, непролитыми слезами наполнено письмо Желткова. Приведем же его здесь дословно:

"Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит.
Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которую Богу было угодно что-то меня вознаградить.
Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: " Да святится имя Твое.".
Восемь лет тому назад я увидел Вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…
Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас… сладким бредом. Я очень стыжусь и мысленно краснею за мой дурацкий браслет, — ну что же?- ошибка. Воображаю, какое он впечатление произвел на Ваших гостей.
Через десять минут я уеду, я успею только наклеить марку и пусть письмо в почтовый ящик, чтобы не поручать это никому другому. Вы это письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: Ваш платок, который я, признаюсь, украл. Вы его забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку, — о, как я ее целовал, — ею Вы запретили писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при входе… Конечно. Я все отрезал, но все-таки думаю и даже уверен, что Вы обо мне вспомните, то… я знаю, что Вы очень музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах, — так вот, если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть сонату D-dur N2, ор. 2.
Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.
Г. С. Ж."

    Читатель уже догадался, конечно, что Желтков никуда не уедет, а отберет у себя жизнь и отдаст её в жертву великому и тайному чувству — любви. Когда Вера узнает, что её тайный «Ге Эс Же» застрелился, то невольно вспоминает слова Аносова и горько страдает, что упустила свою любовь. Под звуки Бетховенской сонаты, искусно исполняющей пианисткой Жанной Рейтер, Вера стоит в увядшем саду и плачет о потерянном счастье...

Моя милая Вера,
Чуткость вас подвела;
Взведя курок у револьвера,
Любовь стрельнула ему в глаза.
Распорола сердце телеграфисту несчастному;
-Что ж, бери нити, иголку — и штопай вновь;
И иглой води по ножевому
(Браслет с гранатами и письма приготовь).
Но ничто не заклеет чувство чистое,
Желткова нет, как нет и любви.
Аносов прав: самое главное — близкое,
Ты только лови!
Бетховена сонату Рейтер сыграет,
Слеза у акации не поможет.
Любовь твою рок, судьба отбирает,
И путь назад невозможен.

 А. И. Фёдорова 24. 06. 2018


Рецензии