Сон 2015-11-02. Аватар

Сновидение в ночь с 1 на 2 ноября 2015 г. Аватар.


Из серии "Репортажи спросонья"
- - - -


Из той каши, что снилась мне в ту ночь, запомнилась только эта история, может быть, потому, что повторялась в течение ночи несколько раз, как "День сурка".

Дело происходило в будущем где-то в России. Хотя это как раз не так важно. Эта история могла произойти в любой точке мира. В будущем.

Основные действующие лица – полковник в отставке и его жена. Полковник этот был не простой, а специально обученный, то есть из спецназа. А отставка его была вынужденной – по состоянию здоровья. Полковник был мужчина крепкий, с харизмой, альфа-самец, как сейчас принято говорить. Ключевое слово здесь "был". Во время проведения своей последней спецоперации он получил тяжёлое ранение, в результате которого оказался прикован к инвалидному креслу. Его наградили, поздравили, посочувствовали, назначили персональную пенсию и комиссовали. Какое-то время он жил в выделенном ему доме на опушке леса, но вскоре затосковал. Неукротимая его энергия рвалась наружу и требовала активного действия, а какое может быть активное действие, если ты прикован к инвалидному креслу? Он начал пить, но, понимая, к чему может привести такой уход от реальности, заставил себя бросить это дело и попытаться найти себе занятие, которое не только было бы ему по силам, но и отвлекло бы от чёрных мыслей.

Тут очень кстати один из друзей детства, достигший к тому времени больших высот в бурно развивающейся сфере нейрокибернетики, предложил полковнику поучаствовать в одном перспективном эксперименте. Возглавляемый другом институт создал киборга-андроида, который, кроме того, что являлся самостоятельным кибернетическим организмом, мог подключаться к сознанию человека и на время становиться личностью. Подключался он, разумеется, не сам и не по собственной воле. Воли у него как раз не было. Была программа. Сложная, многоуровневая, высокоадаптивная, но всего лишь программа. Но будучи подключенным к мозгу человека с помощью специального модуля, киборг сам на время становился человеком. Не анатомически, конечно, а ментально. Условный "хозяин", подключенный к андроиду, погружался в состояние, которое можно было бы назвать "сонное беспамятство". Он дышал, у него билось сердце, работали внутренние органы, но его личность, его индивидуальность временно перемещались в тело киборга. Программа киборга на время нахождения в режиме "аватар" отключалась и полностью передавала управление телом вселившейся в него "душе". Лабораторные эксперименты прошли успешно, и проект требовал натурных испытаний в реальном мире. Полковник согласился сразу. У него появилась надежда на то, что он снова когда-нибудь сможет ходить, бегать, плавать, ездить на мотоцикле, а там, чем чёрт не шутит, может быть даже и вернуться на службу.

Через пару дней в дом к полковнику нагрянула бригада специалистов из института и андроид с ними. Был он среднего роста, среднего телосложения, неяркой внешности и слегка бледноват. Впрочем, разработчики заверили, что цвет и фактура кожи, так же как и причёска, могут быть любыми, по желанию заказчика. Это всего лишь опытный образец, на котором будут проверяться основные характеристики и возможности. Не обращайте внимания! Весил андроид около ста пятидесяти килограммов, но это опять-таки только потому, что был опытным экземпляром. При запуске в серию обычные андроиды для эксплуатации в человеческой среде обитания будут весить примерно так килограммов 80-100, как сказали разработчики. А вот необычные, созданные по индивидуальным проектам для эксклюзивно-исключительного применения, могут быть как сверхлёгкими – килограммов 25-30 или даже меньше, так и сверхтяжёлыми. По слухам, подразделения института, которые работают по военным заказам, рассматривают возможность производства киборгов в три-пять и даже десять тонн! И Роскосмос сделал запрос на возможность производства киборгов для исследования Луны, Марса, Венеры, Меркурия, а также ряда спутников планет-гигантов. Конечно, эти киборги не обязательно должны быть человекоподобными. Всё зависит от среды обитания и задач, которые им придётся выполнять. "Но об этом мы с вами поговорим как-нибудь потом".

Полковник с любопытством разглядывал доставленного андроида. Представлявший его главный специалист, ответственный за координацию всего проекта, рассказывал о технических характеристиках и возможностях своего детища. Обращал внимание на возможные сложности, особо подчёркивал, что в эксплуатации киборг совершенно безопасен, поскольку этому вопросу уделяется первостепенное значение. А также приоритетное и самое-самое серьёзное. Рекомендовал полковнику на первых порах не совершать резких движений и привыкнуть к новому телу, поскольку масса и кинематика частей тела в отдельности и всего андроида целиком отличается от тех, к которым привык полковник. "Если не проявите должной осторожности, много чего можете поломать и разбить. М-да…", – он почесал нос. Видимо, вспомнил случай.

В режиме автономного существования андроид, которого разработчики назвали Андреем Степанычем, должен был помогать полковнику и его жене по хозяйству и делать, что велят. Ночью, чтобы спать не мешал, рекомендовалось отправлять его в специальную капсулу и переводить в режим ожидания. Можно там же его подзарядить, хотя это и не обязательно. Встроенных элементов питания при максимальной нагрузке ему хватает на две – две с половиной недели, а когда он "проголодается", то сам отправится на зарядку, предварительно испросив на это разрешения у хозяев. В общем, пользуйтесь, наслаждайтесь, а мы за ним будем дистанционно наблюдать. "Да, кстати! Если вы захотите отключить передачу данных от Андрей Степаныча к нам в лабораторию, то сделать это можно следующим образом", – программист бегло продемонстрировал полковнику, как обращаться с пультом управления андроидом. – "А вот так его можно вообще отключить и заблокировать". "А зачем ему отключать передачу данных или блокировать?" – спросил полковник. "Ну, мало ли... Может, вы не захотите, чтобы он за вами "подглядывал". Да и вообще – всего не предусмотришь. Как говорится, бережёного бог бережёт".

Установив и настроив лежак для подключения к андроиду, или "мозгодрых", как его прозвали институтские остряки, специалисты отбыли восвояси, оставив полковника с киборгом наедине.

Первое подключение полковника к аватару было похоже на такое же из оригинального фильма с одноимённым названием. Полковник тоже ошалел от открывшихся возможностей, его тоже слегка заносило на поворотах, он не сразу попадал в дверной проём и постоянно оступался на лестнице. Но вскоре он освоился с новым телом и начал по-новому налаживать отношения с окружающим миром. В физическом плане у него не было больших проблем. Прежние силы вернулись к нему и даже приумножились. Андроид был заметно сильнее человека. А вот в плане психологической адаптации возникли проблемы, о которых разработчики его не предупреждали.

Как уже отмечалось, внешне полковник и Андрей Степаныч были совсем непохожи. Родным и знакомым было трудно понять и принять новую реальность. Как это может быть, что вот лежит тут в спецкапсуле человек, которого мы знаем много лет, а некоторые всю жизнь, лежит недвижимо, облепленный датчиками, опутанный проводами и трубками, а рядом с ним тусуется эта "железяка пластмассовая", которая имеет наглость утверждать, что именно она теперь и есть наш полковник. Особенно трудно было его жене. Ну никак в её голове не укладывалось, что робот, который буквально полчаса назад безропотно и педантично пылесосил гостиную по её приказу, вдруг, после перехода в режим "аватар", начинал заигрывать с ней и вспоминать, как они шалили лет двадцать назад, когда ещё только начали встречаться. Нелегко было всем, полковнику тоже. Переселяясь в тело андроида, он оставался тем же, кем всегда был. Со всеми своими особенностями, привычками и заморочками. И его сильно напрягала реакция его друзей и близких, которые смотрели на него с непониманием, недоумением, а иногда и с испугом. Но, как известно, вода камень точит. Постепенно, медленно, с паузами и остановками, стороны научились общаться. Жена, друзья и близкие полковника перестали тупить и шарахаться от него. Напротив, манера общения, жестикуляции и те самые привычки, которые делают человека человеком, со временем растопили лёд предубеждения и убедили всех, что полковник, их добрый любимый полковник каким был, таким и остался. Ну и что, что он выглядит немного непривычно? Будем считать, что он загримировался. Но внутри-то он тот же!

В общем и целом всё шло более-менее благополучно и институтские разработчики уже радостно потирали руки, предвкушая государственные премии, всемирное признание, восхищённые взгляды поклонников и завистливое шипение конкурентов. Но тут вдруг у полковника открылось второе дыхание в смысле чувственных потребностей. Он, ощутив неиссякаемый прилив сил, вновь, как в юности, начал напропалую ухаживать за своей женой, которая даже немного ошалела от такого напора. Она не была готова к подобному, однако, не желая расстраивать мужа, сначала немного подыгрывала ему, а потом и сама втянулась в эту увлекательную игру, и у неё практически снесло крышу. У новых-прежних влюблённых опять начались бессонные ночи и бессвязные признания в любви, страстные объятия, поцелуи и... И всё. Андрей Степаныч не был анатомически приспособлен для того, чтобы довести вновь вспыхнувшие чувства наших героев до логического финала. Разработчики, конечно, могли бы доработать его конструкцию и скорректировать программу, но, к всеобщему удивлению, против этого начал активно возражать сам полковник.

Находясь в теле андроида, он был только "за". Однако он не мог находиться в режиме "аватар" постоянно, врачи запретили. Время пребывания было пока ограничено. Связано это было с целым рядом причин, на преодоление которых требовалось много времени и ресурсов. И работы по киборгам-андроидам были ещё только в стадии предварительных испытаний, и тот самый "мозгодрых" был собран почти что "на коленке" и не мог гарантировать безотказность и безопасность контакта. Были и другие причины как конструкционно-технологического, так и медицинско-биологического характера. А на горизонте уже маячили непростые вопросы правового характера. Кем является андроид: устройством или индивидуумом? Кто несёт ответственность за его деяния: разработчик-программист, хозяин или сам киборг? Как определить, когда он находится в режиме "аватар", а когда он лишь имитирует его? Робот-то ведь шибко интеллектуальный, высокоадаптивный. Вдруг он, шельма, всё запомнил и прикидывается? Или наоборот, хозяин, находясь в теле киборга, вдруг накуролесил и, испугавшись, решил пойти в отказ. Дескать, я не я и робот "не моя". Как в таком случае реагировать правоохранительным органам? Кому руки крутить?

Однако я немного отвлёкся.

Так вот, полковник, будучи Андреем Степанычем, чувствовал себя вполне полноценным индивидуумом, способным на всё. Возвращаясь же в своё тело, он вдруг начинал чувствовать некое раздвоение личности. Он прекрасно помнил, что происходило с ним и вокруг него, но воспринимал это уже как происходящее не с ним, а с его андроидом. Это руки андроида ласкали его жену, это с ним она заливисто хохотала и теребила его волосы. А сейчас этот двуликий Янус стоит столбом в уголке и делает вид, что совершенно не при чём.

Жену полковника тоже раздирали противоречия. Она тоже металась между любимым полупарализованным мужем и андроидом, который то был безумно влюблён в неё, то вдруг начинал тупить и переспрашивать её в том смысле, что мол, не понял задания, хозяйка, повторите команду. К этому добавлялись особенности женской психологии. Ведь известно, что если мужчина сначала активно добивается внимания и благосклонности женщины, а потом вдруг теряет интерес и начинает демонстративно игнорировать её, то у женщины сплошь и рядом на такое изменение в настроении мужчины возникает вполне определённая реакция: с чего это вдруг? Только что жить без меня не мог, а тут внезапно погас. Здесь что-то не так! У него наверно появилась другая. Немедленно вернуть! А вот возвращать она пыталась как раз не мужа в коляске, который был всё время рядом и под контролем, а Андрюшу, безобразника этакого, который шляется где-то по магазинам, а потом делает вид, что ничего между ними не было.

В общем, между нашими героями разворачивалась нестандартная и нешуточная интрига, которую мне не дал досмотреть будильник, а было бы любопытно узнать, чем там дело закончилось.

Кстати, набирая и редактируя текст своего давнего сна, о котором я благополучно забыл и который, если бы не конспективная запись, сделанная по горячим следам, пропал бы для всех навсегда, я подумал, что из этого сна может получится интересный сценарий. Очень уж тут всё психологически закручено. А если бы Андрей Степаныч плюс ко всему ещё оказался "дееспособным" в полной мере, то тут вообще дело могло дойти до рукоприкладства и смертоубийства. Ну или, как минимум, членовредительства. Во всех смыслах этого слова. :-)


Рецензии