Былинные земли. Тайна старой дороги, часть 13

(Продолжение)

АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ ПЕРСТЕНЬ

Надо учитывать, что «белые земли» лежали на стыке двух водоразделов – двух потоков рек, которые текли в разные стороны света: через Западную Двину в Балтийское море и через Березину и Днепр – в Черноморский бассейн. Так называемый волок – хребет, откуда скатывались противоположные потоки, был небольшим, однако имел колоссальное значение до постройки канала. Приходилось искать необходимые средства, чтобы преодолеть сухой участок. И тот, кто владел исключительной территорией, был в особом положении. Он мог снимать определенную дань за «извоз» - перетаскивание торговых судов посуху и контролировать перемещение грузов, вызывая у завистливых соседей желание сместить «контролера» и самим заниматься устройством пути.

Тот, кому удавалось овладеть территорией, старался посадить туда своих людей, вытесняя местных. Аборигенам приходилось защищаться. Вот почему на территории Лепельского района так много исторических реликвий – каменных топоров и других раритетов оборонного значения. Люди спасались в лесах, создавая недоступные общины. Так лесисто-озерный край севернее Лепеля с течением времени превратился в сплошную "епархию", где земли находились под защитой полоцких владык.

Но и там искались способы закрепиться. С образованием ВКЛ распространилось влияние римско-католической церкви. При поддержке Папы Римского уже в 1388 году была образована церковно-административная единица - виленский капитул во главе с бискупом. Междуречье столкнулось с экспансией Священной Римской империи на восток, с западным влиянием.

Ненасильственное формирование основ духовной жизни отвечало интересам коренного населения, территория обогащалась мировым опытом и впитывала отличительные особенности различных народов. Однако запад нес также разрушительные тенденции. Именно оттуда проникла в регион водка, которая стала доходным бизнесом в условиях разрушения феодального строя и формирования капиталистических основ.

Высокоградусное питие быстро завоевало симпатии крестьян: им успокаивали нервы и "лечились" после тяжелого труда. Интересно, что первыми местными «производителями» дурмана становились монастыри. Есть сведения, что в Лепельском крае в период ВКЛ образовался центр винодельческого зелья. Тот же лепельский помещик Михаил Кусцинский в том же «Географическом словаре Царства Польского и других славянских стран», изданном в Варшаве, писал: «Когда в 1541 году очередной король польский Сигизмунд I основал витебскую плебанию, то, с согласия Вильнюсского кафедрального собора, закрепил за ней ряд имений, в том числе и Лепельское, а для содержания ввел монополию на продажу спиртных напитков».

С появлением доходной статьи в виде денег и прибыли жизнь видоизменялась, что отражалось в виде появления слобод - мест концентрации предприимчивых людей, производивших необходимык средства обитания на продажу. Термин "белый" уже не отвечал видоизмененому облику - в обиход входили слова капиталистического свойства: «лепейший" (Лепель), "завидный" (Завидичи), "стены" (Матюшина и Юркова). Надо учитывать также, что в регион вселилась большая еврейская диаспора, со своими традициями и культурой. Складывалась общность, повязанная разнородными духовными ценностями и вероисповеданиями.

Словно в подтверждение этого факта, наше путешествие обогатилось ценнейшей находкой. Мы обнаружили на старой дороге артефакт, который вызвал бурю эмоций и восхищения. Нам посчастливилось лицезреть предмет – творение рук человеческих – древний медный перстень с удивительным орнаментом: скрещенными тремя волнистыми линиями. Василь Шкиндер – знаток рукотворных ценностей, порожденных умом человека, определил возраст: пятьсот лет!

Линии что-то символизировали. Когда я показал найденный предмет членам исторического клуба "Kanton Zurich", они увидели в рисунке религиозный подтекст, подтвердив мою мысль. Думается, в трех скрещенных линиях зашифрована христианская разветвленность – это три христианских веры: православная, католическая и протестантская.

Все они, в разной степени, присутствовали в местном сообществе и, несомненно, отразились в духовной сфере региона. Сегодня мы видим их воздействие в облике Лепеля: «под одной крышей» сияют храмовые купола разных религиозных конфессий.

Восклицательный завершающий аккорд исследовательского похода? Думаю, нет. Хочу пригласить читателей высказаться насчет найденного экспоната: какие у них соображения? Может, я неправ?

(Окончание следует).

На снимке: такой перстень мы обнаружили на пути через Гать.
24.06/18


Рецензии