Такие разные бабушки

       «Наследственность – омнибус, в котором нас сопровождают наши предки, то и дело кто-нибудь из них высовывается оттуда, ошеломляя нас своим поведением». О. Холлиз

       «Какие же разные мои бабушки, несмотря на то, что ровесницы! - думаю я. - Даже цветы у них разные растут».
       У бабушки Марии - тюльпаны, ландыши, гладиолусы, астры, ночная фиалка и «снежок» (гипсофила), у бабушки Зины - георгины, васильки, рудбекия, космея.
       У бабушки Марии на окнах белоснежные занавески, на подоконниках летом много глоксиний различных расцветок. Во всех комнатах на стенах висят горшочки с белыми и голубыми колокольчиками, в деревянных  кадках растут гибискус, туя и фикус. Диван покрыт белым чехлом, на нём лежат вышитые подушки - «думочки». И вообще, в комнатах много светлого: и скатерти, и салфетки.
       У бабушки Зины в комнате растут розы, примулы, крупноцветковая герань и лимонное деревце. Занавески голубые, скатерть вязаная, вместо цветочных горшков - железные банки.
                ***
       Обоим бабушкам уже под шестьдесят, но они до сих пор любознательны, обожают шутки и сами с удовольствием шутят, только по-разному. Бабушка Мария - добродушно, хоть и с долей иронии, бабушка Зина - с сарказмом.
       - Ой, вы посмотрите, какое красивое платье на Анечке Выголовой, - говорит бабушка Мария. - Какая же она хорошенькая в нём!
       Мы выглядываем в окно. И впрямь, Аня в новом наряде похожа на принцессу.
       - Куда это «Котиха» так вырядилась? - говорит бабушка Зина, завидев свою соседку...
       Я ещё мала, но понимаю, что бабушка Мария, в отличие от бабушки Зины, никому не завидует, а наоборот, радуется чужому счастью.
                ***
       - Ой, трамвай, хоть бы успеть, - говорит бабушка Зина, глядя в окно. (Напротив наших окон трамвайное «кольцо»).
       В тревожном ожидании я приникаю к окну и вижу, как она, худенькая и стройная, перебегает дорогу: «Уф, успела!» - радуюсь я.
      Бабушка Зина садится в трамвай и машет мне рукой.
      Я давно уже поняла, что бабушка Зина - отчаянная, ничего не боится. «Это потому, что её отец был казаком», - думаю я.
      Бабушка Мария немного грузновата.
      - Голова уже почти дома, - шутит мой отец, - а гузно - на соседней улице.
      Бабушка не сердится на зятя, а только улыбается. Она любит его шутки-прибаутки, всегда весело смеётся и говорит при этом:
      - Ну, хватит, Серёжа, перестань, у меня живот уже от смеха трясётся.
                ***
      Бабушка Мария читает только газеты, да и то по слогам. У неё всего два класса образования. Она любит петь, голос у неё красивый, нежный. Но когда собираются гости, в огромном многоголосье её почти не слышно, потому что выделяются голоса трёх бывших певчих в церковном хоре – её брата Алексея и сестёр – Пелагеи и Анны.
      Бабушка Зина много читает (рядом с их домом библиотека), играет на гитаре и разучивает со мной песни.
                ***
      Обе бабушки – рукодельницы, бабушка Зина вяжет, бабушка Мария шьёт. Обе торгуют на базаре. Бабушка Зина – своими вязаными изделиями, бабушка Мария – цветами, редиской, луком, укропом.
      Обе любят печь пироги, ватрушки, шанежки. Только бабушка Зина стряпает всё из ржаной муки, а бабушка Мария – из пшеничной.
      Постряпала как-то моя мама на праздник пироги, такие же, как и её мама Мария, из пшеничной муки, все гости набросились на них, а бабушка Зина расстроилась: к её пирогам никто не притронулся.
                ***
      Как я сейчас понимаю, нелегко им жилось с мужьями. Оба моих деда – молчуны, слова из них не вытянешь. Оба скопидомы, но работящие, хозяйственные. Ссоры и обиды, конечно, в семьях бывали, но бабушки всегда умело улаживали конфликты.
                ***
      Ловлю себя иногда на том, что шучу точь-в-точь, как бабушка Зина, с сарказмом, но чаще - добродушно, с иронией, как бабушка Мария.
      В каких-то ситуациях иду напролом, как бабушка Зина, а в каких-то отступаю и занимаю выжидательную позицию, как бабушка Мария.
      Много лет прошло, мне самой уже под шестьдесят. Так же, как и они, я любознательна, люблю вязать и шить, петь и шутить, много читаю...
      Вот такие разные бабушки были у меня, и свет их любви согревает меня всю жизнь… Все мы – родом из детства.

      http://www.proza.ru/2016/07/28/437

      


Рецензии
О бабушках будет и у меня, только подробнее чуть.

Сергей Балвский   06.08.2022 19:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.